Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время:
я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком.
Из письма Ф. М. Достоевского брату,
М. М. Достоевскому, 1839 г., август
С осени до весны в Петербурге мало солнечного света. Тяжело ложится мокрый снег, и идти становится все труднее. Зато можно оторваться от срочных житейских забот и, созерцая снежные заносы у Казанского собора на пути к Герценовскому университету, поразмышлять о вечном. Время замедляет свой бег, нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее, в котором все мы друг другу современники, особенно в том случае, если наши мысли и чувства устремляются в едином направлении.
Этими же узкими улочками, пересекающими Невский проспект, ежедневно ходили, как и мы сейчас, великие петербуржцы писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке, и ученый Алексей Алексеевич Ухтомский в XX. Живя в разное время, они стали очень близки друг другу благодаря общей для них потребности и задаче разгадать загадку человеческой жизни. На их примере мы ясно видим, как художественный и научный способы познания сплетаются благодаря единству мировоззрения, духовной общности.
Сегодня мы все больше понимаем значение чтения в формировании личности. Чтение художественной литературы может и должно быть осмысленным, обогащая опытом самопознания, помогая жизненному самоопределению. Жизненные истории персонажей мировой литературы дают возможность подумать над сутью человеческой жизни. Их можно сопоставить со своей собственной жизнью и мысленно “примерить”, увидав воочию неприглядность “тупиковых” путей.
В первую очередь сказанное относится к отечествен ной художественной литературе. Особенности русской литературы связаны, прежде всего, с тем, что в ней художественными средствами воссоздается мироощущение русского человека. Его внутренний мир многообразен, но при кажущейся противоречивости мироощущения отчетливо проступает потребность в гармонии, в интегрировании противоположностей в целостности более высокого уровня, доступной в большей мере интуитивному осмыслению бытия, связанному с верой и принятием духовных ценностей.
Пожалуй, наиболее ярко раскрытие духовного контекста жизни выразилось в русской литературе XIX века. Здесь могут быть названы многие замечательные имена. Однако неисчерпаемость и глубина Ф. М. Достоевского остаются непревзойденными.
Художественная литература неистощимый кладезь знаний о внутреннем мире человека. Мы переживаем трудное время, одно из тех, которые имел в виду А. А. Ухтомский, выделяя в истории периоды, когда человеку проще, легче прибегать к искусству, чтобы утолить духовную жажду, чем к церковному преданию и святым отцам. К ним у современного человека осталась тропинка: целостность видения жизненного пути, глубина внимания к жизненным ситуациям и поступкам в художественной литературе, ее лучших образцах, которые становятся классикой. К сожалению, сегодня и она часто воспринимается как форма досуга, вид забавы, хотя требует серьезного отношения. “Сила искусства именно в незамкнутом овладении человеком; его дело в разработке и дальнейшей подготовке почвы для восприятия определенных идей. Абстрактная идея, абстрактная проповедь, “научная истина” будут восприняты только тогда, когда почва уже подготовлена, когда ею уже глубоко овладела данная идея», написал в “Заметках на по лях” А. А. Ухтомский, великий русский ученый и глубоко верующий человек, уникально соединивший знания и веру, науку и религию. Он сказал это не случайно: его увлечение Достоевским способствовало научному открытию универсального закона доминанты ведущего направления внутренней активности, действующего на всех уровнях бытия от физиологического до духовного.
Ф.М. Достоевский открыт всем, кто может воспринимать духовные явления, поскольку детально описывает механизм их развития, амбивалентность, противоречивость бытия, борьбу добра и зла в душе человека. Чело век у Достоевского объемен, выходя в духовно-нравственную плоскость, и оценивается в соответствии с ее законами. Целью Достоевского было показать возможности духовного возрастания, и потому он особое внимание уделяет позитивному началу человека. Вместе с тем, он изображает борьбу добра и зла в человеке, а также победу добра.
А.А. Ухтомский один из немногих целостно мыслящих ученых ХХ века. Ему удалось реализовать подход к по знанию человека в единстве духа, души и тела. Концепция человека, опирающаяся на принцип доминанты, разработана А.А. Ухтомским на стыке научных направлений физиологии, психологии, философии, социологии, этики, богословия, художественной литературы, истории. Он сумел органически связать естественнонаучные представления о поведении с разработанными им закона ми общения как нравственного поведения, которые вы водят смысл жизни человека за природные, сугубо физиологические пределы. В основу доказательства существования доминанты легли физиологические лабораторные исследования. Тем не менее, принцип доминанты не ограничивался областью физиологических процессов, а распространялся на сферу психического, личности, бытия и познания. Согласно идеям А.А. Ухтомского, человек не пассивен в восприятии реальности; доминанта направление внутренней активности, главенствующая направленность поведения. Восприятие мира определяется тем, каковы мы и наши доминанты. Доминанты стоят между нами и реальностью. Только при преодолении себя и своего индивидуализма, при воспитании в себе доминанты на другое лицо, как на самое дорогое для человека, оно открывается человеку, и с этого момента он впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили, как о лице. Это означает умение подойти к каждому отдельному человеку, уметь войти в его скорлупу, зажить его жизнью. Жизнь для других делает осмысленной жизнь собственную. В связи с этим А.А. Ухтомский предложил принцип “творческой идеализации”, со гласно которому человеку следует осуществлять постоянный поиск и позитивный прогноз развития всего лучшего в мире и людях. А.А. Ухтомский анализировал в аспекте доминанты художественные произведения, рус скую и мировую историю. Целый ряд психологических проблем, которые кажутся сегодня нерешенными в силу своей сложности, получил оригинальное и убедительное решение в творчестве ученого.
Достоевский был любимым писателем Ухтомского. Он высоко ценил творчество Ф.М. Достоевского, особенно его произведения “Двойник”, “Записки из подполья” и “Братья Карамазовы”, которые, по мнению ученого, внутренне связаны между собой. Известно, что Ухтомский обращался к литературе, чтобы проверить применимость принципа доминанты для высших проявлений человека. Ученый тесно общался со своими учениками и цитировал в общении с ними отдельные страницы и целые главы “Братьев Карамазовых”.
ем «Братья Карамазовы” послужили источником концепции закона заслуженного собеседника А.А. Ухтомского, считавшего, что во всей западноевропейской философии нет ничего более глубокого. “Что касается меня, от сюда именно приоткрылся мне в свое время закон заслуженного собеседника как один из самых постоянных и самых неизбежных сопроводителей человека на всех путях его. Возможен ведь и такой взгляд, что нормальное человеческое мировоззрение есть сложная органическая молекула, и мы не знаем, почему она образовалась, как не знаем, почему вообще природа отходит от простых примитивных равновесий и строит сложные непрочные молекулы. Напротив, разбивающееся мировоззрение, душевная спутанность и, наконец, помешательство — это переход к распаду сложной молекулы, переход “с выделением энергии», переход к равновесию с “минимумом затраты тепла”. Мы знаем одно: когда человеческое мировоззрение на своей высоте — это стройная и сложная молекула. Нормальным объединяющим принципом его является идея и чувство Бога. Почему все это так, мы не знаем. Мы улавливаем скорей смысл и причины распада этого “динамического равновесия””. Художественная литература предпочитает описывать проявления такого распада, и подаваемые ею примеры преимущественно со знаком “минус”, “как не должно”. Так и в “Братьях Карамазовых” образы Федора Павловича, Мити, Ивана и даже Алеши отдельности и замкнутости, а старец Зосима, прототипами которого выступили святитель Тихон Задонский и преподобный Амвросий Охтинский, отзывчивый собеседник с доминантой на лицо другого. А.А. Ухтомский считал, что такая доминанта вообще присуща русскому человеку, что обусловлено присущим ему устремлением к духовному век тору бытия.
Всем своим знакомым он рекомендовал перечитать “Двойника”, считая, что это философскопсихиатрический трактат о солипсизме и самоутверждении как основных чертах типического представителя европейской культуры. Достоевским на примере самоутверждения маленького ничтожного чиновника блестяще показано, как эгоцентризм ведет к тому, что человек во всем и всех видит только себя. Других для него нет, существует толь ко он сам. В соответствии с законом двойника, двойник является ситуативным, психофизиологический оправданным состоянием человека. Однако есть еще и закон заслуженного собеседника, человеку необходим также идеал, несущий в себе идею динамики. Заслуженный собеседник и является идеалом нравственного совершенства. Поведение — это труд, а человек не наблюдатель, а участник бытия. Если человек повернулся плохи ми сторонами, он заслужил его себе плохим (сам виноват): для других он может быть хорошим. Общение с собеседником живой процесс взаимной оценки и понимания, пристраивания образа, в котором другой чело век видится как ценность.
Для того чтобы изменить не устраивающее поведение, не следует атаковать его доминанты “в лоб”, что только усилит их. Более целесообразно искать условия для подкрепления новой доминанты. Однако от симптомов порока нельзя избавиться, не посягая на основной корень порока внутри человека. В связи с этим Ух томский главную роль отводил религии и связанным с ней высшим эмоциям, обновляющее действующим на человека: “Там, где оборвано предание Христовой Церкви, человечество быстро скатывается в животное со стояние”, “свиное в человеке”.
Обладая энциклопедическими познаниями, он был одним из крупнейших мыслителей XX века, предвосхитившим в учении о доминанте ряд идей интегральной науки о человеке и разрабатывавшим фундаментальные научные принципы. Познание человека как духовного существа, во всей его целостности, в единстве духа, души и тела, сложнейшая задача, которую предстоит решать ученым, и немаловажную роль здесь может сыграть наследие А.А. Ухтомского. Вопрос, на который он всю жизнь давал ответ, зафиксирован в его записных книжках: “Два пути, две сокровищницы мысли известны мне и современному мне человечеству, в которых оно может черпать ответ на вопросы жизни: первый, завещанный мне воспоминанием и лучшим временем юности, путь христианской и святоотеческой философии; второй в науке, который есть метод по преимуществу. Почему, откуда это роковое разделение путей, имеющих одну цель впереди себя? Не составляют ли два пути по сути одно?”. Творчество Ф.М. Достоевского стало для А.А. Ухтомского одним из связующих звеньев путей познания воедино.
Елена Коржо