Весной, как это часто бывает, обострилась политическая жизнь. Процесс зарождался исподволь.Сначала некий рок-певец выступил перед украинскими нацистами, затем Райкин-сын оскорбился, что ему не дали денег на «высокохудожественный» спектакль, потом двух очень любящих жителей СанктПетербурга, депутатов Вишневского и Резника, сильно расстроило желание вернуть церкви Исаакиевский собор… В этот ряд можно добавить и появление фильма о Немцове, где он предстает белым и пушистым. Короче… тенденция ясна. В результате появились носители голубых ленточек. Так называемые защитники собора, следом вылупились и «защитники» Санкт-Петербурга. Всем им срочно захотелось митинговать и защищать.
Эта деятельность ничего не напоминает? Молодежь, на которую весь этот дешевый балаган и рассчитан, конечно же, не помнит, как предшественники защитников Исаакиевского собора в 1990 году придумали себе название «демократы», а тех, кто не хотел развала СССР, стали называть «аппаратчиками». Смысл этикеток заключался в том, что демократы как бы за народ, а вот аппаратчики – они типа против народа. В лихие девяностые истина все-таки вылезла наружу, но к настоящему времени стала забываться.
И вот появились «защитники»! Какой душевный порыв! Посмотрите, как это благородно звучит! «Защитим Исаакиевский собор от русской православной церкви!» – потрясающе! И дальше: «Защитим Санкт-Петербург от администрации города!». Великолепно! А какие ораторы!
А теперь вглядимся в толпу митингующих с ленточками (когда-то – красными, не так давно – белыми, теперь-таки – голубыми)! О! Как много умных лиц мы увидим! И с бородками, и в очках! А слова-то какие: будьте любезны… не извольте беспокоиться… Интеллигенция!
Стоп! А вот с этого места надо подробнее. Что-то я не видел среди «ленточников» своих не менее интеллигентных товарищей. Следовательно, не все так просто, как кажется. В нашем городе интеллигенция воспринимается как элита или как часть элиты. Это лидеры, интеллектуалы и мыслители, которые служат народу и стране, являя собой пример для всех прочих. Так что же случилось с частью элиты, которую вдруг затошнило от слова «патриотизм»? И, самое главное, кто же истинный интеллигент? Тот, кто едет в ДНР или Сирию с концертами, или тот, кто ходит с голубыми лентами на митинги? Тот, для кого слово «патриотизм» не пустой звук, или тот, кто отирается в «Ельцин-центре» в надежде получить зарубежный грант. Почему одних радует факт воссоединения Крыма с Россией, а других раздражает?
Все очень просто. Разделение в интеллектуальной среде на западников и славянофилов произошло давно. Так давно, что и углубляться в историю смысла нет. Можно вспомнить и борьбу Ломоносова с засильем иноземцев в академии, можно вспомнить слова Ф.М. Достоевского о части русской интеллигенции («наш русский либерал, прежде всего лакей, и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить»). Не правда ли, современно звучит? А если вспомнить, что случилось в нашей стране сто лет назад? Сколько лучших умов Россия потеряла! И самое главное: кто же занял место тех, кого сгноили в лагерях или выгнали в эмиграцию? Тот, кто до революции был никем, тот стал всем.
Как-то я заглянул в известный сетевой книжный магазин и под вывеской «современные русские писатели» обнаружил книги таких авторов: Б. Акунин, Л. Улицкая, Д. Рубина, М. Веллер. И все! Больше никого. Я рискнул спросить продавца, а где, дескать, настоящие русские писатели? Тот недоуменно посмотрел на меня и показал рукой на упомянутую полку.
Молодой человек, как и большинство его ровесников, не видел разницы между русскоязычными писателями и русскими писателями.
А ведь разница есть! И прежде всего в восприятии окружающей действительности, оценки тех или иных событий! Ведь интеллигенция должна и моральный тон задавать – формировать нравы для общества. А нравы формируются не из воздуха. Истинно русский писатель всегда придерживается заповедей (Нагорная проповедь) и служит интересам своего народа. И это первостепенная цель для него.
Вот что говорил П.А. Столыпин на вечернем заседании Государственной думы 5 мая 1908 года: «Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, господа, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы». Отсюда прямо следует, что обязанность русского писателя не дать забыть народу о своих задачах. Не дать затоптать национальное самосознание, которое поднялось после воссоединения Крыма с Россией, после восстания русского населения на Донбассе. А желание затоптать есть!
Если сто лет назад в России мутили воду большевики интернационалисты, то нынче их дело продолжают интеллигенты либералы (глобалисты).
Позволю себе еще одну цитату. Вот что писал известный русский публицист и философ Михаил Катков 27 апреля 1878-го: «Мы не знаем, кто больше заботится, сами ли мы или наши противники о том, чтобы русские интересы подчинялись чужим, чтобы мы признавали над собой компетенцию Европы. Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках».
Понятно, что эти слова относятся не ко всей интеллигенции как таковой, а лишь к той ее части, которая готова принижать все свое, радуясь любой проблеме, которая возникает у России.
Через несколько дней на той же полке сетевого магазина появилась книга М.Ю. Лермонтова. Удивительно… Можно подумать, что в настоящее время нет русского писателя, способного пробить брешь в плотных рядах книг русскоязычных авторов. Но… Мало пока еще известных имен среди патриотической части русской интеллигенции. Пока все больше на слуху те, кто либо принадлежит к либеральному народу, либо принял его моральные установки. А ведь народы России на этом переломном этапе жизни страны очень нуждаются в точной оценке событий, в поддержке своих устремлений и чаяний! Без своей интеллигенции народ под влиянием чужой (либеральной, «демократической», общечеловеческой) интеллигенции действительно может превратиться «в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы».
И как же сделать так, чтобы книг русских писателей на полках магазинов стало больше? Действительно, как? Ведь среди творческой интеллигенции решающим фактором является признание их таланта некими авторитетами в области культуры.
В свое время Виссарион Белинский дал высокую оценку начинающему Ф.М. Достоевскому. А нынешние судьи? Кто они? И не пора ли их сменить?
Игорь Снегин,
литератор