Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Точка зрения > О прикармливании голубей вблизи памятников литературы

О прикармливании голубей вблизи памятников литературы

В 2008 году мэром Венеции был введен запрет на кормление пернатых на площади Сан-Марко и других площадях. Казалось бы, в чём проблема? Ведь птички никому не мешают, только радуют туристов. Однако решение это было обусловлено тем, что голуби пачкают и портят исторические здания и памятники, а концентрация птиц на городских площадях повышает риск заболеваний. К тому моменту количество пернатых в городе увеличилось настолько, что проблема действительно стала острой: и Святого Теодора (того, что на колонне) жаль, и за людей уже как-то боязно.

“Блогер – что голубь: поел – нагадил. Моментально”, точно подметил какой-то пользователь сети. И пусть бы шёл этот вполне нормальный биологический процесс, да только проблема в том, что в последнее время всё больше блогеров безо всяких на то оснований начинают считать себя поэтами и писателями. Раньше только актёрской профессии так не везло: её во все времена штурмовали самые разные абитуриенты, считающие, что, поскольку они могут ходить и говорить, то в качестве актёров уже процентов на восемьдесят состоялись. Но такие просто не проходят творческий конкурс. Гораздо хуже положение литературы, да и искусства в целом: например, лос-анджелесский художник Пол Маккарти (не путать с музыкантом Маккартни) в 13-м году представил жителям Гонконга свою инсталляцию, выглядевшую как огромная куча экскрементов. И этот случай не единичен. Вы понимаете, к чему я: Святого Теодора уже почти не видать.

Собери в строчки набор не подходящих по смыслу слов – запишись в стаю великих поэтов современности! Не сковывай себя ритмом, не оскорбляй себя смыслом. Любые замечания воспринимаются такими авторами в штыки и объясняются недалёкостью и неподготовленностью читателя. Причём не смущает этих птиц высокого полёта даже то, что они, пользуясь популярностью, например, у подростков в интернете, не находят отклика у людей, причастных к искусству (то есть, представляющих аудиторию куда более подготовленную). Послушать некоторых – так великий литератор может просто написать слово “фасоль”, будучи в нужном настроении, и читатель, прочтя его, переживёт величайший катарсис в своей жизни, ибо форма не важна, важен лишь внутренний посыл, а если ты его не “просёк” – так это потому, что ты ещё не дорос (другие варианты отметаются в силу их заведомой несостоятельности).

Конечно, технично, правильно сделанная вещь ещё не есть произведение искусства. Однако не является им и невоплощённый посыл художника. Искусство рождается в момент, когда благодаря удивительной точности соответствия форма и содержание сливаются воедино настолько гармонично и полно, что возникает жизнь, некое дополнительное измерение. Тогда картина становится чем-то большим, чем краски на холсте, а стихотворение перестаёт быть просто словами на бумаге. В силу понятных причин, процесс это не сиюминутный, а значит, настоящий художник не может иметь голубиный метаболизм.

В искусстве профессионализм ничуть не менее важен, чем в любой другой области. Никто не хочет, чтобы его машину собирал любитель или чтобы зубы ему лечил человек, впервые взявшийся за бормашину. Ошибочно полагать, будто с искусством дело обстоит проще: ведь душа, сознание (как ни назови) заслуживают как минимум не меньшего внимания, чем автомобиль или зубы. В конце концов, сама личность человека определяется именно духовным опытом, который сконцентрирован в искусстве в большей степени, чем, например, в науке.

Наибольшую активность в организации различных мероприятий, как правило, проявляют люди, вопросами подлинного искусства не слишком обремененные: на двух стульях не усидишь – ты либо погружен в работу, либо порхаешь по тусовкам и заводишь связи. Недавно прошёл так называемый Петербургский Международный Молодежный Литературный Форум, отличительной чертой которого стало полное отсутствие профессионалов и большое количество спикеров, в своих речах подчёркивавших, что писателями они ни в коем случае не являются. Разговор вёлся, в основном, о финансах и, конечно же, о том, как важно изливать себя в интернет. Типичный пример ситуации, в которой какие-то неправильные пчёлы дали какой-то неправильный мёд.

На том же форуме упоминалось, будто бы молодым авторам некуда пойти со своими произведениями. Что они отправляют свои вещи в толстые журналы, а те их не печатают и ничего им не отвечают. Увы, в наше время литература не финансируется настолько, чтобы толстые журналы могли оплатить штат сотрудников, ведущих переписку с каждым, кто пришлет рукопись. Более того, этого не было никогда. Почему же непризнанному гению не пойти со своими произведениями в какую-нибудь из многочисленных секций при Союзе писателей России (где, к слову, я вижу много молодых)? Здесь ведь можно (и абсолютно бесплатно) получить действительно полезный комментарий от реальных профессионалов, а не от случайных людей, которые не только никак не помогут поднять творческий уровень, но ещё и денег попросят за совет вроде “заведите блог в интернете”. Так, может, проблема в том, что изначально многие авторы вовсе не ставят перед собой цель поднять художественный уровень своих произведений?  Да и зачем самосовершенствоваться и пытаться вступить в Союз писателей России, когда можно влиться в какой-нибудь союзик помельче, из новонародившихся? Там, для того чтобы стать признанным “писателем”, зачастую нужно просто сделать взнос, не обременяя себя писаниной.

Мне могут возразить, что бывают просто по-разному хорошие мастера. Но что если говорить не о мастерстве литератора, а о мастерстве хирурга? И ребёнку ясно, что бывает хороший, умелый хирург, и хирург плохой, оказаться под ножом, которого смертельно опасно. Я сравниваю такие, казалось бы, далёкие области именно потому, что, когда речь заходит о мастерстве, в них гораздо меньше различия, чем кажется на первый взгляд. В настоящий момент речь идёт уже не столько о сохранности памятников, сколько о здоровье населения.

Возможно, кто-то со мной не согласится. Против решения, принятого мэром Венеции, выступила группа людей – это были торговцы кормом для птиц. Они также подали в региональный административный суд иск с просьбой о возмещении убытков, который, однако, не был удовлетворён: судья пояснил, что здоровье граждан важнее “личных интересов небольшой группы людей”.

В общем, если ты голубь – живи себе на природе, и нечего тебе делать на площади Сан-Марко. А если ты человек – не поощряй присутствие пернатых вблизи памятников, иначе и сам не заметишь, как птиц станет столько, что Святого Теодора будет уже не отмыть.

Екатерина Дедух