Глотово и Петербург в жизни Евгения Демкина

 “… пассионарный подвижник <…>
русский офицер, писатель, краевед
и патриот своего Отечества –
Евгений Николаевич Д¸мкин”.
Геннадий Манчук – член-корреспондент Петровской академии наук искусств

С творчеством писателя-буниноведа Евгения Д¸мкина я познакомилась в 2013 году и опубликовала отзыв на его книгу ” Петербург в жизни Бунина” (Спб.:Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России, 2013. – 352 с., ил.) в своей брошюре «Мои писательские каникулы – лето-2014»).

Позволю себе себя же процитировать: “Это книга монографического типа, где налицо титанический труд автора, перелопатившего гору книг и документов. И видишь, какой глубокий интерес у автора к писателю, его становлению. Такие книги полезны, прежде всего, самим писателям, работающим над подобными книгами и читающим их, и, конечно же, любознательным и c особым складом ума и интересов читателям. Такие книги читать нелегко: каждый абзац – информация. Это не развлекательное чтиво с остро развивающимся сюжетом. Хотя для некоторых читателей это и остро развивающийся сюжет – как из 17 -18-летнего юноши взрастал в течение приблизительно 20 лет великий писатель земли русской. Патетика сама собой напросилась. А сколько вокруг великих, взрастивших его!”

Из этой книги читатель узнает, как рос и мужал писательский талант И.А Бунина, о том, кто его окружал и за какие произведения именно в Петербурге он был дважды награжд ¸н Императорской академией наук премией имени А.С.Пушкина и о том, как Петербург чествовал самого молодого поч ¸тного академика Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.

На сегодня в моей домашней библиотеке ещ¸ несколько книг, подаренных мне Евгением Николаевичем Д¸мкиным: “Простые истории” (Рассказы. – СПб.: Союз писателей Санкт-Петербург, 2014. – 240 с.); ” Бунину – Благодарные Потомки”. Альбом литературно-исторический. – СПб.: Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России, 2015. – 48, ил); и ” Иван Бунин: “Моя Отчизна; я вернулся к ней…”: (Очерки. 2009. – СПб., – 304 с.), подаренная почему-то в 2016 году, но от этого запоздания не стала мне менее интересной.

Книга “Иван Бунин: “Моя Отчизна; я вернулся к ней…” открывается очерком “Волшебник русского слова”, с рассказом о волнующем времени, когда Иван Бунин, проживавший в Грассе, получил известие о присуждении ему Нобелевской премии. Для меня чтение именно в это время очерка было очень своевременно, так как всего несколько дней прошло со времени сообщения в телепередаче “Вести в субботу” (10. 06.17.) об открытии в Грассе памятника Бунину, и эмоции, пробужд¸нные гордостью за очередное международное признание величия нашего классика русской литературы, ещ¸ не утихли. В наше такое непростое время это хорошее знаковое событие.

Как прекрасен памятник!.. Низкий поклон скульптору Андрею Ковальчуку, народному художнику РФ, председателю правления Союза художников РФ и искренняя благодарность Франции. На открытии памятника выступили Жан-Пьер Леле, сенатор, поч¸тный мэр города Грасса и Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов.

В этой связи уместно обратиться к литературно-историческому альбому “Бунину – Благодарные потомки” Евгения Николаевича, в котором он кратко и в то же время ¸мко рассказал о годах жизни И.А Бунина во Франции (28 марта 1920 – 8 ноября 1953), и в частности в Грассе (14 мая 1923 – 1мая 1945), с указанием времени проживания временно (на виллах Мон Флери, Евелина) многие годы вилле Бельведер (октябрь 1924 – сентябрь 1930) и вилле Жаннет (27 сентября 1939 – 30 апреля 1945), чуть ниже которой, на днях возле библиотеки в небольшом садике и установлен памятник.

В этом же “Альбоме” довольно подробно написано обо всех музеях, посвящ¸нных жизни и творчеству И.А. Бунина в России. Я же остановлю внимание читателя на селе Васильевка (Глотово) Измалковского района Липецкой области, где по инициативе писателя Евгения Д¸мкина (уроженца этого села) установлен в 2007 году памятный знак И.А.Бунину на территории бывшей усадьбы С.Н. Пушешниковой. Евгений Д¸мкин пишет: “В доме своей сестры (двоюродной. – Н.П.) И.А.Бунин жил вместе с женой В.Н. Муромцевой-Буниной и создавал свои литературные произведения в 1907 – 1917 годах. В этом старинном доме, при посещении деревень и с¸л обширной Глотовской округи осмыслялись, а затем писались многие бунинские литературные шедевры: “Деревня”, “Суходол”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”, “Братья”, “Грамматика любви”, ” Казимир Станиславович”, “Л¸гкое дыхание”, “Петлистые уши”, “Соотечественник” и множество стихотворений.

Первый в России музей И.А Бунина был открыт в 1983 году в Глотове. Старый домик-музей, пришедший в аварийное состояние, снес¸н в 2007 году. В настоящее время (с1999г .) в Глотове действует пока только школьный музей в классе русского языка и литературы.

В рассказе “Эпизод из жизни писателя” в книге “Простые истории” Евгений Николаевич интересно, талантливо, с явным удовольствием, словно при с¸м присутствовал, рассказывает, как ружь¸, привез¸нное Буниным из Франции, было подарено самим Буниным деревенскому парню С.С. Д¸мкину – деду писателя Евгения Д¸мкина. Бережно хранила эту реликвию семья Д¸мкиных. Став наследником раритета, Евгений Николаевич 23 марта 2005 года передал это ружь¸ музею И.А.Бунина в Ельце. 22 октября 2010 года (по очередной инициативе Е.Д¸мкина) выпустили почтовую открытку в честь 140-летия И.А. Бунина.

Немного о самом Евгении Николаевиче Д¸мкине. Родился он 28 января 1949 года в селе Глотово Орловской области в учительской семье, окончил с золотой медалью глотовскую среднюю школу и поступил в Зенитно-ракетное училище ПВО в г. Горьком. В 1979 году Евгений Николаевич окончил Ленинградскую Военно-инженерную Краснознам¸нную космическую Академию имени А.Ф. Можайского, пять лет служил в УланУдэ, c 1984 года продолжил службу в Ленинграде на разных инженерно-командных должностях космических войск, с 1995 года офицер запаса. Е.Н. Д¸мкин член Федерации космонавтики СССР, с 2010 года член Союза писателей России, дипломант премий И.А. Бунина и А.К. Толстого.

Евгений Николаевич активно занимается общественной деятельностью и является инициатором многих начинаний по увековечению памяти своего земляка-писателя с мировым именем (кроме уже выше сказанного): 18 апреля 2011 было присвоено имя И.А. Бунина старейшей петербургской школе ¹ 27 и создан школьный музей; 28 декабря 2016 года был открыт Бунинский сквер на Бородинской улице в СанктПетербурге; 24 марта 2017 года состоялся «круглый стол» в Аннинской библиотеке (Ломоносовский район, Лен. обл.) в преддверии присвоения библиотеке имени И.А. Бунина. В работе «круглого стола» приняли участие писатели Е. Д¸мкин, М. Зарубин (построивший эту библиотеку) и В. Булгаков.

Восторгаюсь непрерывностью деятельности Евгения Николаевича, как кропотливо писательской, так и общественной. В настоящее время (с 7 апреля 2015 года) он является председателем Бунинского Общества Петербурга. Евгений Д¸мкин пишет статьи о Бунине, переписывается с музеями Бунина в Орле, Ельце, Ефремове, Глотове и Оз¸рках. Он участник многих Бунинских конференций и других городских и областных мероприятий.

В очерке “Встреча в Петербурге” Евгений Николаевич рассказывает о встрече 25 апреля 2008 года в городе на Неве с Гавриилом Николаевичем Симоновым – потомком русских эмигрантов первой волны, известным французским уч¸ным, кавалером французского ордена Поч¸тного легиона, председателем “Общества друзей Ивана Бунина” во Франции (февраль 1993). В 2003 году Г.Н. Симонов выкупил виллу Бельведер, и в настоящее время планируется открыть там музей И.А.Бунина.

В этой связи хочу подчеркнуть, что в очерке Евгения Д¸мкина “Волшебник русского слова” ч¸тко сформулирована его мировоззренческая позиция о неразделимости русской культуры, литературы, науки на отечественную и эмигрантскую, и он с удовлетворением пишет: ” В.В. Путин первым из российских лидеров посетил русское кладбище под Парижем – СентЖеневьев- де-Буа, где похоронены известные русские эмигранты <…> Вот как писала об этом историческом событии газета “Известия” (2 ноября 2000, ¹ 208): ” Когда Путина спросили, чьи могилы он хотел бы посетить, тот ответил: “Бунина”.

В очерке “Слово о Бунине” Д¸мкин пишет: ” В современной России широкому кругу читателей начинают возвращаться забытые имена выдающихся соотечественников первой волны эмиграции, которые оказались вдали от Отечества после известных событий 1917 года. Настало время рассказать об их жизни и творчестве на чужбине, как они жили, о ч¸м думали и мечтали. Ведь живя в эмиграции, многие эмигранты – бывшие граждане России до конца дней не порывали связей со своей дал¸кой Родиной, гордясь и радуясь возрастанию е¸ величия”.

Но с особым пристрастием изучает Евгений Николаевич историю своего родного Глотова через судьбы односельчан и их предков с таким уважением и человеколюбием, что, читая его очерки, начинаешь считать этих людей своими дальними родственниками, и, вероятнее всего, при желании, это родство можно было бы установить. И, соответственно, с особым пристрастием он изучает и глотовский период творчества Бунина: “Говоря о глотовских (васильевских) рассказах Бунина, нужно непременно сказать о его изумительном рассказе “Древний человек” (1911). Здесь повествуется о местном крестьянине, стовосьмилетнем Таганке, с которым любил беседовать Бунин и находил его чрезвычайно интересным народным типом. В беседах с ровесником XIX века – древним стариком Таганком (Д¸мкиным Ф.Ф.) – Бунина интересовали ранее неизвестные факты их жизни старой, крепостной деревни, одновременно он вглядывался в сам облик Таганка, в его добрые и грустные глаза, стараясь понять жизнь этого удивительного человека, его душу, а значит, и душу русского человека. Или взять другой рассказ Бунина – “Вес¸лый двор”, в котором прототипом главного героя Егора Минаева является также глотовский (васильевский) крестьянин Кутеп – печник.

Этот рассказ пронизан любовью и жалостью к сельскому человеку, состраданием к его вековой забитости, отсталости и унижению. С убедительной правдой показана деревня тех лет, е¸ язвы и пороки”.

Ещ¸ раз хочу подчеркнуть, что Евгений Николаевич Д¸мкин – потомок глотовского Таганка, замечательный краевед и буниновед.

Петербургское общество почитателей И.А.Бунина было основано 22 октября 1990 года Галиной Аркадьевной Манчук (1931 – 1997) и Геннадием Николаевичем Манчуком в целях ведения просветительской работы по увековечению памяти великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина на берегах Невы. 8 февраля 1996 года в Санкт-Петербурге была установлена первая мемориальная доска, посвящ¸нная И.А Бунину (скульптор Ю.Г. Джибраев), на фасаде дома ¹ 7 (площадь Островского). В этом здании бывшего Кредитного общества, в его знаменитом концертном зале Бунин впервые выступил публично с чтением своего рассказа “На край света” о полтавских переселенцах в Приморский край.

Буниноведение – это “одна сторона медали”. А как сам Евгений Д¸мкин пишет, например, в очерке “Глотовская весна: “Когда деревья в светлый майский день…”? А вот так: “Какое вс¸ же изумительное время года – пора весны в нашей русской средней полосе! Пора, когда не можешь наглядеться на ожившую после зимней спячки природу. Не оторвать взгляда от зазеленевших лесов, полей и лугов; выгонов и косогоров, покрывшихся первыми ж¸лтыми весенними цветками – матьмачехи; раскрывающихся почек и распускающихся первых листочков на тополях, лозинках, чер¸мухи, сирени… < …> Но самое удивительное зрелище весенней поры – это цветение садов! Бело-розовый цвет яблонь, слив, вишен господствует в это время во вс¸м букете весенних цветов. Сады стоят в великолепных белых одеждах, как счастливая невеста перед таинством бракосочетания. < …> И под волшебные трели природного тенора незаметно переносишься в юность, когда ты, влюбл¸нный и счастливый, сидишь на лавочке у сельского дома с любимой девушкой-одноклассницей, что-то ей шепчешь на ухо, а она сме¸тся над каждым сказанным тобой словом, – ведь так хорошо вокруг, что хочется душой и сердцем петь, радоваться первым цветам и дышать чудесным весенним воздухом, пробуждающим в человеке самое загадочное чувство – чувство любви!”

В своих “Простых историях” Евгений Д¸мкин, унаследовавший мудрость своего предка Д¸мкина Ф.Ф., рассказывая о жизни простых людей, размышляет и философствует. В рассказе “Жизнь Степана Светина”, например, о загадочности русской души: ” Загадочности и непредсказуемости в характере русского человека хватает… <…> А русский человек просто уникален. <…> Русский народ снимал с себя последнюю рубашку. ( Нет возможности весь “опус” процитировать – читайте рассказ) <…> В лихую годину Всевышний был всегда на стороне русских людей. Ибо Он понимал и понимает, что будущее человечества связано именно с лучшими представителями русского народа, который аккумулировал и аккумулирует лучшее и с Запада, и с Востока, потому что он находится в их окружении. Запад не понимает Восток, а Восток – Запад. А русский должен понимать и тех и других. Каково? Вот вам и загадочность русской души”.

Надежда Перова, член Союза писателей России