Девятый международный

Девятый международный фестиваль АПАРТ – событие неповторимое и грандиозное. С каждым годом оно приобретает все большее значение, все больший вес в российской и мировой театральной жизни…

АПАРТ – не просто фестиваль… Это воистину феерический праздник!.. Праздник любви к жизни и ликующей радости молодежного творчества…

Лучшие коллективы театральных институтов и факультетов России и других стран с 10-го по 21 июня показывали в Санкт-Петербурге свои самые яркие дипломные спектакли… “Фестиваль – праздник и состязание, ибо праздник и состязание – вещи, по-моему, разные. Праздник может обойтись без состязательности, состязание может проходить в обстановке не праздничной.

В Фестивале же эти два компонента слиты органично. Состязание, проходящее в праздничной атмосфере, даже у побежденных оставляет в душе только светлые чувства, только приятные воспоминания. Да и понятие “побежденный”, ” по-моему, в принципе не применимо к АПАРТУ..

Ты вышел на люди, ты показал коллегам, понимающим тебя и твое дело, то, над чем в поте лица трудился весь год, истекший после предыдущего фестиваля. А может быть, и то, что делал несколько лет, мучаясь и сомневаясь, не зная, по правильной ли дорожке идешь. Тебя встретили приветливо, твоим работам были рады, их внимательно отсмотрели профессионалы, всю жизнь посвятившие театральному делу. И если твой спектакль выпустили на фестивальную сцену, то это уже победа, уже награда для того, кто работает под эгидой Мельпомены всерьез. И неважно, каково твое место в фестивальном рейтинге. Общение с единомышленниками, с “братьями по цеху” дорогого стоит. Возможность себя показать и других посмотреть и послушать – вот то главное, для чего проводится фестиваль и что он может дать. Хотя, никто не спорит, и дипломы получать, конечно, очень приятно. Но все-таки, повторюсь, главным призом фестиваля является участие в нем.

Фестиваль – как яркая тропическая птица – прилетает на берега Невы, одетые в серый гранит, и все мы, к нему причастные, забиваемся под разноцветные птичьи крылья, и нам там тепло и радостно.

“Ищите себя! Пробуйте ставить спектакли по-новому – так, как до вас никто еще этого не делал! А фестиваль “АПАРТ” пусть будет и другом вашим, и помощником, и учителем!” – такие слова сказал о фестивале замечательный артист и театральный педагог Александр Николаенко…

Мне же лично, как журналисту и не равнодушному зрителю, пожалуй, более всего пришелся по душе спектакль “Женитьба Бальзаминова”, поставленный четыре раза четырьмя разными коллективами.

Меня удивила прекрасная сыгранность, слаженность актерских составов спектакля. Смотришь, и невольно возникает ощущение гармоничного единства всех участников. Все они как бы составляют некую цельность. Я бы даже сказал, некий самодостаточный мир, существующий по своим непреложным законам… Это мир яркий, убедительный, контрастный…

Рецензия первая

Комедию Островского “Женитьба Бальзаминова” я посмотрел на сцене Петербургского Дома Актера. Ее, конечно, “осовременили”. Я бы даже сказал, – “окарикатурили”…

Персонажи на сцене играют, приплясывая; по ходу действия возникают краткие интермедии, заполненные тяжелым роком и соответствующими танцами; служанка разъезжает по сцене на роликовых коньках и т.п…

При этом лексика Островского сохраняется. Герои спектакля говорят так, как принято было во времена великого драматурга…

В моем представлении это вызывало некую “раздвоенность” : вот “поток восприятия” классический, и вот “поток восприятия” сегодняшний, сиюминутный… И как-то так получалось, что не хотели эти два “потока восприятия” в зрительском мозгу соединяться, сливаться в единство… Мне даже подумалось, что если бы на эти “музыкальные паузы” сочинить легкие песенные тексты, – вышел бы простенький и даже, может быть, вполне приятный мюзикл…

Что мне безусловно понравилось – ощущение легкости, с которой молодые артисты вели действие спектакля. Ведь недаром считается, что та легкость, когда вс¸ идет как бы само собой – это признак настоящего мастерства…

Но, подумав, я решил, что есть легкость и легкость… То есть, одна легкость проистекает от мудрости, от знания, от опыта… А другая легкость – инстинктивная, поверхностная; когда молодежь на сцене играет так же красиво и легко, как порхают бабочки, как поют птицы…Именно “другую” демонстрировали студенты Тюменского института культуры…

А не понравилось мне вот что… Мне показалось, что череда эпизодов, на которую распадается спектакль, с какого-то момента перестает воздействовать, перестает “цеплять”, и в этом, видимо, повинны некие огрехи режиссуры… И еще мне показалось, что, воленс-ноленс, в спектакле прозвучала очень актуальная сегодняшняя тема – одиночество многих современных мужчин, неумение или невозможность найти свою пару, свою женщину…

Эта тема звучит приглушенно, она как бы “на втором плане”. Но она присутствует, она “имеет место быть”…

Самое неожиданное для меня и самое интересное, о чем хочу сказать: чрезмерное, на мой взгляд, “осовременивание” пьесы вдруг проявило то, чего не увидел, не понял сам драматург… Бальзаминов – это не просто комический персонаж… Нет, это персонаж типический… Это “большой тип” (или даже архетип), который можно сравнить, разве что, с Обломовым…

Если мы говорим: “он, как Обломов”, или “это обломовщина”, – мы сразу понимаем, о каком человеческом типе идет речь… Так же, мне кажется, можно говорить о Бальзаминове, как о не слишком-то умном охотнике за женщинами любого возраста, но обязательно с деньгами… Мало ли таких сегодня!.. Поэтому-то образ Бальзаминова типичен и вечен!..

Таким образом, зрители этого спектакля совершили, в своем роде, открытие: Бальзаминов – большой тип или даже архетип нашей драматургии, нашего сознания и подсознания… По-моему, это действительно настоящее открытие…

Хочу сказать несколько слов о матери фестиваля – о Светлане Юрьевне Ляминой… Официальное ее положение – автор и художественный руководитель АПАРТА. Но в кулуарах ее называли не просто “матерью”, – ее называли ласково и любовно МАМОЙ фестиваля…

Красивая, хрупкая женщина, она несла на своих плечах поистине титаническую нагрузку… Справлялась с кучей каких- то обязательных бумаг, отвечала ежедневно на десятки телефонных звонков, разговаривала с десятками людей… С открытия и до закрытия фестиваля Светлана Юрьевна была всеобщим центром притяжения – всех знала и привечала… В общем, этакий ЦУП (Центр Управления Полетом) в едином лице… К окончанию фестиваля она, конечно, приустала… Не могла не устать, учитывая, какую массу организаторских дел взвалила на себя… Но глядя на нее, изящную, хрупкую женщину, невозможно было представить ее утомленной, поникшей. Возникало впечатление, что все ей дается легко, играючи. Все у нее выходит как бы само собой…

Я, как журналист, отнес ее про себя к прекрасному племени самозабвенных энтузиастов.

Тех самых энтузиастов, что на своих плечах выносили самые тяжелые испытания нелегкого советского времени…

Конечно, не все спектакли были равнозначны…

Рецензия Вторая

Я посмотрел спектакль- концерт “Приглашение в мюзикл” и ушел из театра, обуреваемый противоречивыми чувствами…

С одной стороны, потрясающая “техническая” подготовка молодых артистов, их ювелирная пластика, сыгранность, их обаятельный задор и азарт…

С другой стороны, потрясающая “чужеродность” использованного музыкального материала… Ну, не ложатся мне в душу эти надерганные из бродвейских и голливудских мюзиклов и сшитые белыми нитками музыкальные куски…

Да, рассудочно я могу оценить мелодичность и даже талантливость некоторых отрывков… Но для меня, русского человека, – это “чужая” мелодичность и “чужая” талантливость… Не трогающая меня, не задевающая никаких глубинных струн… И даже вызывающая инстинктивный протест – уж больно напористы, больно навязчивы эти заокеанские “мелодизмы”…

Молодые симпатичные артисты сильными красивыми голосами воспевали “американизм”, и для меня они на все время спектакля сделались не своими, не российскими, и я глядел на сцену с некоторым недоумением: зачем они это совершают?.. Зачем увязают в этой чрезмерно громкой музыкальной мешанине?..

А звук в спектакле, – замечу кстати, – был, действительно, неважно отрегулирован. И если постановщики хотели повышенной громкостью усилить эмоциональное воздействие на зрителя, то этот расчет был явно ошибочным…

Я подумал, что если бы молодые таланты своими замечательными голосами исполнили “Светит месяц, светит ясный…”, или же, например, “Вдоль по Питерской”, то эффект был бы совершенно потрясающим, безмерно превосходящим по силе воздействия любую “голливудчину”…

Мне кажется, нынешний – девятый – АПАРТ можно смело назвать фестивалем воплощенного таланта. Ибо все коллективы и все участники с блеском это продемонстрировали…

В заключение, надо сказать спасибо жюри… Члены жюри отсмотрели двадцать четыре спектакля и вынесли свои беспристрастные суждения… И наградили почетными дипломами тех, кого можно назвать “лучшими из лучших”…Председателем жюри бессменно был народный артист России Николай Иванов – всегдашний любимец российских зрителей…

И зрителям тоже спасибо и поклон!.. Они приходили, бывало, за час до очередного спектакля: изящные дамы, молодые и пожилые джентльмены… Приходили и терпеливо ждали начала… А когда лица их обращались к сцене, они озарялись новым ожиданием – ожиданием чуда, предвкушением чуда, имя которому – ТЕАТР…

Сергей Карабинцев.

Фото со страницы Фестиваля “ВКонтакте”: https://vk.com/fest_apart