Русская писательница Александра Бахметева

Чтобы утолить духовную жажду, в наше непростое время человеку легче прибегнуть к художественной литературе и искусству, чем к церковному преданию и святым отцам. Есть прекрасные книги, которые могут стать исходной ступенькой для духовного восхождения. Но о многих из них мы пока почти не знаем. И это при том, что сегодня явно ощущается острая нехватка литературы для семейного чтения, которое могло бы сблизить родных людей в общей заботе о подрастающем поколении. В отечественном образовании традиционно именно воспитание, а не обучение, занимало ключевые позиции. Наши соотечественники понимали, что главное – вырастить личность, а человек со зрелой личностью сумеет распорядиться полученной суммой знаний. Детская литература – самый сложный жанр. Дети тонко чувствуют любую фальшь, лицемерие. Тот, кто пишет для детей, должен быть предельно искренним, иметь талант и ясное видение предмета. Всеми этими качествами в полной мере обладала замечательная писательница XIX века Александра Николаевна Бахметева (1825-1901). Ее книгами духовно-нравственного содержания зачитывались и дети и взрослые. Жизнь и творчество Бахметевой тесно переплелись с судьбами русской литературы и культурной жизнью XIX века. Так сложилось, что с детства и на протяжении всей жизни она была знакома и дружна с известными русскими поэтами, писателями, мыслителями.

А.Н. Бахметева (урожденная Ховрина) родилась в дворянской семье и получила прекрасное домашнее образование. Она владела несколькими иностранными языками, превосходно играла на фортепиано, была умна, остроумна и красива, при этом благочестива и скромна. Отец ее, Николай Васильевич Ховрин, был участником Отечественной войны 1812 года, в составе народного ополчения прошел Польшу, Саксонию, Силезию, Пруссию и отличился мужественными поступками, имел награды. Мать, Мария Дмитриевна, образованная и умная женщина, содержала в Москве литературный салон, который посещали П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, Д.В. Давыдов и многие другие. О знаменитом салоне знала, пожалуй, вся Москва. Литераторы часто гостили в живописном родовом поместье Ховриных в селе Саловка Пензенской губернии, где на средства Ховриных в 1805 году был построен храм во имя святителя Николая с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Мнение Марии Дмитриевны ценили Н.В. Гоголь, М.С. Щепкин, Аксаковы. О красоте здешних мест, гостеприимности и высокой культуре хозяев поэты слагали стихи.

Семья Ховриных в основном жила в Москве. Литературные встречи в блестящем московском салоне и в поэтическом поместье родителей оказали большое влияние на миро воззрение юной Александры. В Риме произошло знакомство семьи с И.С. Тургеневым, Н.В. Станкевичем. В 1849 году Александра Николаевна выходит замуж за Дмитровского уездного предводителя дворянства Петра Владимировича Бахметева. После свадьбы Бахметевы жили, в основном, в Москве.

Александра занималась благотворительностью (она состояла попечительницей Шиховского училища Дмитровского уезда Московской губернии) и литературной деятельностью. Она сблизилась со славянофилами (А.С. Хомяковым, Ю.Ф. Самариным, с семейством Аксаковых), была дружна с Ф.И. Тютчевым и его дочерьми – Анной, автором мемуаров “При дворе двух императоров”, вышедшей замуж за Ивана Сергеевича Аксакова, и Екатериной (фрейлиной императрицы Марии Александровны), которая перевела на английский язык проповеди митрополита Филарета и сама писала рассказы из Священной истории.

Писательницу глубоко интересовали, в первую очередь, жизнь святых подвижников земли Русской, судьба христианства на Руси. Первая ее книга “Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа”, вышедшая в 1857 году, оказалась впоследствии и самой известной, выдержав 17 изданий (последнее в 1912 году). Затем последовали другие книги, многократно переиздававшиеся. В 1864 году писательнице было присвоено звание почетного члена Общества любителей российской словесности. Помимо литературной деятельности, она была известна и как деятельный член отдела Общества любителей духовного просвещения по распространению духовно-нравственных книг, состояла в числе учредителей отдела.

Для Бахметевой были очень важны вопросы духовно-нравственного воспитания. Ее рассказы убедительно показывают нам, как много в определении направления юной жизни зависит от родителей, которые сами должны придерживаться духовных принципов, чтобы затем ненавязчиво приобщить своих детей к вечным ценностям в процессе воспитания.

Что сегодня скажет мать, увидев, что 10-летний мальчик преисполнен гнева и обиды на своего двоюродного брата, сломавшего только что подаренное ему дядей “почти настоящее” ружье, и уже в отместку растоптал его цветник и напустил туда кур? Она может поступить по-разному: может поддержать мстительное настроение сына и растить его гордым и непримиримым; может пристыдить сына и призвать к миру и прощению обидчика. Но будет ли действенным такой призыв?

Что сделала мать Володи из рассказа Бахметевой “Крепость”, изданного более столетия назад? Она рассказывает притчу о могущественном и милосердном царе, который более всего радовался счастью своих подданных и готов был отдать свою жизнь за каждого из них. Так, однажды он в жестоком бою ценой собственной крови вырвал из когтей разъяренного льва беспомощного младенца и после не переставал нежно заботиться о нем. Спасенный мальчик, хотя и провел детство вдали от дворца государя, был вписан в число служителей и воинов царя с обещанием, что если он в течение краткого времени будет верно служить ему, то остальную жизнь приведет при царе, никогда не разлучаясь с ним, станет участником его славы и величия и будет называться уже не служителем, а сыном царя.

Молодому воину было поручено охранять небольшую крепость. Два злых врага царя, гордых и непокорных, подошли к крепости, которую силой взять не могли, но надеялись на измену и предложили воину сдать им крепость. Воин же без борьбы отворил им ворота, даже не вспомнив о царе, оказавшем ему столько милостей. И тут наступает развязка: когда Володя выразил надежду на то, что царь казнил неблагодарного, мать открывает имена врагов: гнев и мстительность.

Тогда мальчик начинает понимать, что в притче речь шла о нем самом, спрашивает, кто такой царь, и получает ответ: Царь славы, Владыка неба и земли, Который не только подвергнул Свою жизнь опасности за него, как и за каждого из нас, но и отдал собственную жизнь. Чтобы быть ему угодным, надо охранять свое сердце – свою крепость – от зла, прощать обиды.

Притча возымела чудесное действие: Володя отважно воскликнул, что еще может одержать победу. Хотя это было ему и нелегко, он пошел мириться с братом Мишей, а мать его в это время молилась за него. Более того, и Миша, видя, что Володя не держит на него зла, раскаялся в своем поступке и стал думать, как бы загладить свою вину. Они снова стали друзьями.

Книги А.Н. Бахметевой в те времена читали все, они многократно переиздавались. По популярности они не имели себе равных. Рецензенты отмечали обширные познания Бахметевой в области истории, умение работать с источниками, высокую точность факта, верность духу Священного Писания. При этом она с удивительной простотой, в живой и доступной форме умела излагать самые трудные постулаты церковного учения, не только Евангельскую, но и гражданскую историю.

Особое место в творчестве А.Н. Бахметевой занимают “Избранные жития святых”, выдержавшие более десяти изданий, которые сегодня предлагаются петербургскому читателю в трех томах, с красочными иллюстрациями, в современной орфографии.

Жития святых на Руси издавна были любимым чтением. Господь всегда охранял Церковь Свою и посылал ей много святых мужей, полных мудрости и силы духа, которые наставляли и укрепляли колеблющихся, подавали пример христианских добродетелей и всегда были готовы жертвовать жизнью за святую веру. Православная Церковь освящает каждый день воспоминаниями о Господе Иисусе Христе, о Пречистой Богоматери или о святых угодниках Божиих. В молитвах и песнопениях своих Церковь обращается к ним как к живым членам своим и заступникам верующих. Очевидна душевная польза, которую может получить всякий из поучительных примеров, которые и наставляют, и ободряют.

Обычай записывать подвиги святых возник еще в древности. Несмотря на угрозу смертной казни, всегда находились те, кто украдкой записывал подвиги святых мучеников. Впоследствии стали записывать подвиги преподобных и других святых. Со временем жития святых обретали отпечаток личности автора и становились не просто описанием событий жизни святого, но и уникальной характеристикой церковных, общественных и государственных условий жизни, внося существенный вклад в историю нравов, быта, верований, политических идей и государственности.

Жития святых относятся к самому распространенному жанру древнерусской литературы, укрепляя в вере и примером подвига призывая к подражанию.

Русская житийная литература тесно связана с византийской, передававшейся в древности на Русь непосредственно или через южных славян. В Византии существовали две главные формы житий святых – краткая (записи, анекдоты, новеллы) и пространная. Существовала традиция объединять жития в сборники и располагать их по дням и месяцам. Такой сборник записей, включавший анекдоты, новеллы и пространные жития, назывался в Византии Синаксарь, в России – Прологом.

Годовой сборник пространных житий святых назывался Четьи Минеи, т. е книгой для чтения, расположенной по месяцам года. Тексты, как эпизоды из жизни святых, так и их изречения, соединялись без особой системы в многочисленные сборники под названием “патерики” (в русской традиции “отечники”), а также имели отдельные названия, ставшие употребительными и на Руси (“Лавсаик”, “Лимонарь” и др.).

Многие люди высокой духовной жизни обращались к этому жанру. Наиболее известны в качестве составителей житий святых блаженный Симеон Метафраст, живший в X веке, а также святитель Димитрий Ростовский, который в результате двадцатилетнего труда издал в 1704 году Четьи Минеи, или жития святых, расположенные в двенадцати книгах по месяцам и числам.

Особой эпохой в истории русских житий является деятельность Новгородского архиепископа, а затем Московского Митрополита Макария, время которого особенно богато новыми житиями русских святых. Он развернул обширную деятельность по канонизации святых, составляя “Великие Минеи Четьи”.

Он стремился объединить в этом сборнике “все книги, чтомые на Руси”, т. е. не только жития святых, но и их литературные произведения. В этот сборник вошло большинство житий и собственно русских святых, которые были официально признаны таковыми (т. е. канонизированы) к половине XVI века. В них внесены почти все имевшиеся к тому времени русские жития. Примеру Митрополита Макария следовали Киево-Печерские архимандриты Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский. В конце XVII – начале XVIII веков святитель Димитрий Ростовский переработал “Великие Четьи Минеи” Макария и напечатал их в 1711-1718 годах.

Избранные жития святых А.Н. Бахметевой основываются на Четьи Минеях святителя Димитрия Ростовского, а также на некоторых других достоверных источниках. Кроме того, дополнительно ею дается объяснение главных праздников Православной Церкви. Для удобства чтения составлен алфавитный указатель имен святых, а также двунадесятых и великих праздников.

Жития святых, созданные А.Н. Бахметевой, пользовались в свое время большим успехом вследствие ясного, “прозрачного” стиля изложения и потому доступностью для широкого круга читателей, в том числе и детей. Это та евангельская простота, о которой можно сказать словами преподобного Амвросия Оптинского: “Где просто, там Ангелов со сто”. Такая литература помогает человеку постичь главные истины христианской жизни, пробуждает лучшие чувства, склоняет к покаянию, смирению, молитве. Эти книги – образец литературы для семейного чтения, подающей высокие примеры веры, любви к Богу и ближнему, христианского мужества, терпения среди страданий, принятия воли Божией.

Все это относится и к другим произведениям Бахметевой. Эта писательница при своих поистине энциклопедических познаниях сохранила первоначальный евангельский дух повествования. Когда она пишет об истории Церкви, то эта история неотделима от истории человечества в целом. Моя знакомая, историк по образованию, много читая по церковной истории и хорошо зная житийную литературу, была удивлена, что Бахметева, при всем обилии материала, ищет свои пути передачи исторических событий и, несомненно, находит их, потому что все, написанное ею, проникает в душу, хотя и наполнено опытом последующих времен. Автор как будто был в гуще описываемых событий и бережно сохранил для нас истину. Так когда-то находились люди, дерзавшие записывать жития мучеников при Диоклетиане. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки (Евр. 13, 8), – и это означает только одно – у Господа нет иного времени, кроме настоящего. В обширном творческом наследии А.Н. Бахметевой: “Рассказы из истории Христианской Церкви. От I века до половины XI века”, в 2-х частях; “Картинки из Священной Истории Ветхого и Нового Завета”; “Крепость” – сборник рассказов (по названию одного из рассказов, приведенного здесь в качестве примера); “Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире”; “Рассказы из русской церковной истории”, в 2-х частях; “Преподобные Кирилл и Мефодий, просветители славян”; “Пастырь и овцы” (рассказ для детей); “Двунадесятые праздники и Воскресение Христово: Картины с молитвами и объяснительным текстом”; “Как Русь освободилась из-под татарского ига в 1480 году”.

А.Н. Бахметева пишет предельно просто, но очень убедительно. Она не только приводит примеры христианского подвига, но и умеет показать их убедительными для тех, кто ищет жизненные идеалы. Поэтому ее книги так важны прежде всего для современной молодежи.

Елена Коржова, доктор психологических наук, профессор