Жизненное самоопределение – исходный момент жизненного пути личности. Жизненные ориентации проявляются во всех поступках человека в мире и отношении к нему, в различных способах решения вопроса о человеческом предназначении, в зависимости от которых формируется личность. Развитие личности – это, прежде всего, развитие духа, отражающееся на всей жизни человека. В России личность традиционно относили к высшему уровню бытия человека. Исходя из этого, полнота ее описания возможна только с учетом духовно-нравственных оснований, несводимости человека к своей природе, сознательного совершенствования в направлении к нравственному идеалу.
Мы очень различаемся как личности, и это естественно, т. к. для людей значимы различные стороны бытия. Зрелая же личность, ее гармоничность, целостность, востребованная современным обществом, может быть сформирована только при условии развития духовно-нравственных качеств. Обладая двойственной природой, телесной и духовной одновременно, человек может в большей мере реализовать первое или второе. В первом случае человек, словами русского мыслителя В. И. Несмелова, уподобляется “зоологическому экземпляру”, во втором – Божественному началу. Другой выдающийся русский мыслитель П. А. Флоренский развитие личности характеризует как возрастание личности – нарастание ее ценности, обожение, сознательное приближение к подобию Божиему, т. к. образ Божий человеку дается изначально, а подобием Божиим человек обладает потенциально.
Мера “стремливости” – стремительности развития – может быть разной. Изменениям личности в течение жизни нет предела, личность может в своем развитии как подниматься вверх, так и спускаться вниз. Рост личности зависит от ее свободной воли, и вместе с тем возможность духовного возрастания связана с понятием святости как даром Божиим, когда с помощью благодати Божией человек интегрирует в себе все уровни бытия.
Жизненный путь как история развития личности в разной мере приближает человека к своему предназначению. В процессе жизни человек в любой точке жизненного пути может сделать выбор в пользу духовно-нравственного развития и подняться до духовных вершин. В человеческой истории немало примеров тому.
Где бы мы ни жили, среди нас всегда были и есть люди, которые подвигом своей жизни служат высоким образцом и жизненным ориентиром для нас. Каждый город имеет своих небесных покровителей. Так, духовными покровителями Санкт-Петербурга являются святой апостол Петр, святой праведный Александр Невский, святитель Митрофан Воронежский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская. Ленинградская область также славна своими великими подвижниками.
Разве может оставить равнодушным удивительное житие преподобного Александра Свирского? Святой преподобный Александр Свирский (в миру Амос, 1448 – 1533) родился в приладожском селе Мандеры, на правом берегу реки Ояти, в семье вепсских крестьян Стефана и Вассы, по молитвам долго не имевших детей благочестивых родителей, которые впоследствии, как и сын, приняли монашеский постриг. С юных лет он подвизался в посте и молитве, чуждаясь житейских удовольствий и праздности. В юности Амос тайно ушел на Валаам, где через семь лет принял монашеский постриг с именем Александр. На уединенном острове, впоследствии названном Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере. На этом острове сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Позже Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь, а преподобный Александр стал его игуменом.
Преподобный Александр Свирский прославлен праведным образом жизни, 25-летним затворничеством, чудесными исцелениями, прозорливостью и благодатной помощью в житейских делах. Он единственный из русских святых удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трех Лицах, и беседовать с Ним, поэтому его называют “новозаветным Авраамом”. Ангел же указал ему место для постройки храма.
Преподобный Александр Свирский был прославлен и канонизирован вскоре после кончины во времена правления Ивана Грозного.
Согласно архивным документам, в 1918 году мощи святого преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК “в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли”, помещены в музей Военно-Медицинской Академии и сокрыты втайне сотрудниками ВМА. Второе обретение мощей и передача их Церкви по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялись в 1998 году: обильно мироточившая святыня стала открыта для поклонения.
Есть и другие высокие примеры, более близкие к современности.
Кто не знает сегодня о преподобном Серафиме Вырицком, более двадцати лет подвизавшемся в поселке Вырица? Наш современник святой преподобный Серафим Вырицкий в прошлом был преуспевающим купцом пушниной, но презрел земные богатства ради небесных и при жизни был наделен дарами Святого Духа. (Филимонов В. П., 2010). Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев, 1866- 1949), уроженец Рыбинского уезда, жил в Петербурге, стал рассыльным, потом приказчиком, наконец, благодаря своим выдающимся способностям, крупным мехоторговцем, имеющим свое дело и прочные торговые связи. Значительная часть товара поставлялась за границу. Еще мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Его духовником стал старец Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Варнава (Меркулов). В 1920 году Василий становится послушником Александро-Невской Лавры, а в 1926-1929 годах – уже духовником ее братии. Духовный путь избирает и его жена. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Примерно в 1930 году преподобный Серафим по болезни переехал в поселок Вырица, где прожил до кончины, принимая приходящих к нему. Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников.
Он духовно и практическими советами помог большому количеству людей. Преподобный Серафим Вырицкий прославлен и канонизирован в 2000 году. В русской истории были примеры и других преуспевающих купцов, которые совершили духовный подвиг и стяжали святость. Так, святой праведный Прокопий Устюжский, один из первых русских Христа ради юродивых, первоначально удачливый немецкий купец, прибыв однажды в Великий Новгород, был потрясен красотой монастырского богослужения. Русская земля стала его второй Родиной.
Блаженный инок Владимир, Важеозерский чудотворец, подвизавшийся в начале XX века (Владимир Алексеевич Алексеев, 1862-1927), также из купеческого сословия, родился в городе Луге в купеческой семье. С детства он отличался простотой сердца и нестяжательностью. По благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского в юности он обошел тридцать шесть губерний России, трижды побывал в Иерусалиме, готовясь к монашеской жизни. За свою кротость, простоту и строгую жизнь инок Владимир был удостоен благодатных духовных даров. Главным в нем было любвеобильное сердце. Обладая благодатными дарами – силой молитвы и прозорливостью, инок Владимир совершал духовное окормление народа Божия в богоборческие годы, когда православные храмы и монастыри были закрыты, а духовенство подвергнуто репрессиям. Помощь блаженного старца ощущают на себе и ныне те, кто обращаются к нему, прося молитвенной помощи. Недавно вышла книга к канонизации блаженного инока Владимира, составленная по воспоминаниям современников и их потомков. Обществом памяти игумении Таисии был снят фильм “Инок Владимир”, в котором впервые собран богатый материал о многосодержательной и добродетельной жизни блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца, и его благодатной молитвенной помощи страждущему народу в годину тяжелых испытаний. Образ инока Владимира подает нам пример постоянного подвига благочестия и беззаветного служения человека Богу и ближнему.
На территории Ленинградской области расположено много святых мест, храмов, монастырей, которые восстанавливаются в последние годы. Александро-Свирский мужской монастырь неподалеку от города Лодейное Поле, был основан в XV веке преподобным Александром Свирским, нетленные мощи которого находятся в монастыре. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, основанный в 1560 году по указу Ивана Грозного, хранит одну из самых почитаемых в России икон – Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери Одигитрии (то есть “указующей путь”), которая по преданию была написана святым апостолом Лукой еще во время земной жизни Девы Марии. Существует легенда, согласно которой икона перенеслась в Старую Ладогу из Византии по воздуху. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена в США, и через 63 года вернулась в Тихвинскую обитель. С явлением Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано и возникновение Введено-Оятского женского монастыря. В монастыре погребены родители святого Александра Свирского. Зеленецкий-Троицкий мужской монастырь, или Мартириева Зеленая пустынь, основан в XVI веке монахом Мартирием. На территории монастырского подворья захоронена блаженная старица Матронушка Босоножка, помогающая верующим исцелиться от различных болезней и преодолеть жизненные трудности. Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь расположен на острове Коневец в западной части Ладожского озера. Он был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. В нем находится чудотворная икона, привезенная преподобным Арсением с Афона. Также в обители хранятся мощи преподобного Арсения Коневского. На всем протяжении человеческой истории вера была стержнем, скрепляющим народы, способствуя их духовному и культурному развитию и процветанию. В последние годы можно заметить рост интереса к религиозным святыням даже у тех, кто не относит себя к верующим.
Люди все больше понимают, что это прекрасный способ понять страну, ее уникальную историю, культуру, систему ценностей. Наше время отличается размыванием и утратой жизненных ориентиров, и потому необходимо особые усилия сосредоточить на духовно-нравственном просвещении современников.
Елена Коржова, доктор психологических наук, профессор