В поисках Олега Рязанского

В последнее время только и слышишь о важности патриотического воспитания, любви к истории, к своей малой родине, а в год литературы к этому джентльменскому набору добавились и “заклинания” о необходимости чтения и издания хорошей отечественной художественной литературы. Поэтому, отправляясь в древний русский город Рязань, мы были уверены, что увидим там изобилие книг, посвященных богатой истории этого края. Особенно мы надеялись увидеть роман известного рязанского писателя Алексея Хлуденева “Олег Рязанский”. Интерес к личности князя Олега возник у нас давно. Работая над книгой о жизни и творчестве выдающегося русского писателя Д.М. Балашова, мы обратили внимание, что автор спорил с расхожим мнением о князе Олеге, как о предателе русской земли. С интересом мы узнали, что и жители Рязани давно уже почитают Олега и его супругу княгиню Ефросинию как местночтимых святых.

Рязань сразу покорила нас красотой Кремля, величием храмов, музеями, дивными видами среднерусской природы… Но вот книги… Правда, кое-какая краеведческая литература продавалась в православных храмах, однако, ассортимент был скромен.

После долгих поисков мы обнаружили несколько книжных магазинов, в основном в составе мультиплексов. В одном из них местная литература отсутствовала вовсе, в других мы обнаружили по жалкой полочке с несколькими краеведческими брошюрами. Фамилия Хлуденева не вызвала у продавщиц никакой реакции, а в одном из магазинов на нас огрызнулись. Похоже, продавщица была очень недовольна, что кто-то вознамерился купить книгу и нарушил её покой на рабочем месте. Хотя ей бы радоваться интересу к творчеству рязанских писателей. Более того, она не пожелала даже посмотреть фамилию Хлуденева в электронном каталоге, заявив, что электронной базы у них нет. Хотя мы сами видели компьютер и какую-то поисковую программу, недоступную простому покупателю.

Что же оказалось на полках книжных магазинов? Плотными рядами там стояли сочинения нескольких авторов, творениями которых, к сожалению, набиты и магазины С-Петербурга: Акунин, Радзинский, Рубина, Улицкая… Год издания многих книг оказался далеко не свежим. Судя по всему, рязанцы и гости города явно не расхватывали книги указанных авторов как горячие пирожки. Однако литературу других направлений, да и просто книг местных, рязанских писателей, мы не обнаружили.

А ведь в Рязанском крае, с его богатыми литературными традициями, и теперь есть интересные писатели, выходит альманах “Рязань литературная”… Где же читатели могут это приобрести? И чего тогда стоят разговоры о воспитании патриотизма, развитии культуры и т.д., если в любом книжном магазине любого города РФ покупателям предлагается надоевшее “меню” из одних и тех же авторов. Где же многоцветие имён, разнообразие жанров и направлений, которыми всегда славилась великая русская литература? Они где угодно, только не в книжных магазинах. Объяснять царящее там однообразие “законами рынка” либо наивно, либо лукаво. Ведь историческая проза – один из самых востребованных жанров. Однако даже произведение Хлуденева, писателя всероссийского масштаба, на такую животрепещущую тему, как история Рязани, не имеет шансов дойти до читателей-земляков. Что уж тогда говорить о писателях не “всероссийских”…

И такая ситуация не только в Рязани. Например, в Великом Новгороде вы днем с огнем не найдете произведений Бориса Романова – крупного новгородского писателя. В Воронеже уникальную антологию лучших стихов об этом городе нам удалось приобрести только в редакции литературного журнала “Подъем”.

Редко увидишь произведения талантливых русских писателей из глубинки и в книжных магазинах С-Петербурга. Не доходят до массового читателя произведения Игоря Григорьева, Виталия Маслова, к творчеству которых пробуждается сейчас уважительный интерес, наших современников Олега Гальченко (г. Петрозаводск), Валентина Курбатова (г. Псков)… До сих пор не нашла своего издателя самобытная поэзия известнейшего писателя Дмитрия Балашова (1927 – 2000).

Складывается впечатление, что книготорговая политика, вразрез с официальными призывами, направлена отнюдь не на воспитание хорошего литературного вкуса, любви к истории и родному краю. Все сводится к упорному навязыванию читающей публике 5-10 одних и тех же авторов. Понятно, что это приводит лишь к обеднению литературной палитры России и сокращению числа читателей (многие вообще потеряли доверие к художественной литературе, перейдя исключительно на мемуары).

Вот и получилось, что наши поиски Олега Рязанского в столице его княжества не увенчались успехом… P.S. А потом и в Ростове-на-Дону книжные магазины оказались набиты теми же сочинениями тех же авторов, что и в Рязани. На вопрос о книгах местных писателей молодая продавщица неуверенно протянула: “Ну, разве что Шолохов…”.

Ирина Катченкова, отличник народного просвещения РФ,

Татьяна Никольская, кандидат исторических наук, член СП России