Пост – это время, когда человек призывается подняться на высшие ступени духовной жизни, к напряженному самоиспытанию. В Великий пост чтение Евангелия от Иоанна, в котором полностью приведена Прощальная беседа, приготовляет нас к переживанию величия Богочеловека Христа, Его крестных страданий, силе Его любви к людям. Прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа со Своими учениками состоялась перед Его крестными страданиями, смертью и славным Воскресением. Господь заповедует ученикам любить друг друга такою любовью, какою Он Сам возлюбил нас. Сын Божий был послан в мир спасти погибающее человечество. Явленное Им благодатное Царство Духа, в котором любовь Отца через любовь Сына объемлет людей, здесь, на земле, соприкасается с другим царством, совершенно противоположным ему, в основу своей жизни полагающим служение гордости, эгоизму и страстям. И Господь укрепляет учеников в предстоящих подвигах любви. Не замкнуться только в любви друг к другу должны они, а стать самоотверженными и непоколебимыми в делах благовестия.
Замечательная книга “Прощальная Беседа Спасителя с учениками” выдающегося русского богослова К. Н. Сильченкова помогает глубже понять и ощутить подвиг Христа.
Константин Николаевич Сильченков (1869-1903) за свою короткую жизнь создал сочинения, воплощающие глубочайшую мудрость созерцания и сияющие светом любви. Когда открываешь книгу К. Н. Сильченкова, не покидает чувство восхищения и удивления: как это возможно в таком молодом возрасте? Лишь в том случае, если сам автор достиг удивительной целостности личности. А между тем, не так уж много тех, кто знает и об авторе, и о его книге.
Он родился в семье сельского священника в Воронежской губернии, учился в Павловском Духовном училище, по его окончании – в Воронежской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии. “Краса и гордость курса”, он всегда занимал первое место в ее разрядном списке. Как лучший студент курса, К. Н. Сильченков был оставлен стипендиатом для профессорской подготовки. За неимением свободной кафедры в Академии, в 25 лет он покидает Москву и едет преподавателем богословия в Харьковскую Духовную семинарию. Обладая обширными познаниями, блестящими способностями, он вполне довольствовался своим скромным положением учителя семинарии. До последних дней жизни он преподавал догматическое, основное и нравственное богословие, учил семинаристов французскому и еврейскому языкам, писал статьи и стремился каждую минуту жизни отдать делу. Без ропота он нес крест тяжелой болезни, рано истощившей его силы, но в которой столь укрепился его дух. Благодаря своей доброте и кротости он снискал любовь учеников и коллег, признававших его талант и эрудицию.
Его современники в воспоминаниях о нем делали акцент на его духовном облике. Последнее время его жизни отличалось особенной духовной настроенностью и преданностью воле Божией.
Знания его были настолько обширны и глубоки, а отношение к преподаванию столь ответственно, что его коллеги единодушно соглашались в том, что его место не учителя в семинарии, а профессора в высшем учебном заведении. К. Н. Сильченков прекрасно знал иностранные языки: французский, немецкий, латынь, греческий, славянский, еврейский. К. Н. Сильченков свободно цитировал отечественных и зарубежных авторов, богословов и философов, принадлежащих к различным и даже противоположным направлениям, эрудиция его огромна. В его трудах обширные ссылки на немецком, на латыни. Однако он сам счел необходимым четко определить источники его работ. В предисловии к “Прощальной беседе” К. Н. Сильченков отмечает, что экзегетические исследования в принципе могут опираться на разные науки (история, археология, палеонтология, этнография, ориенталистика, география и др.), представляющие некие внешние данные для толкования. Отличие своего подхода он видит, прежде всего, в особенностях интересующего его предмета. Это почти монологическая речь Спасителя, в которой воплощены глубокие чувства и высочайшие нравственно-догматические истины. Прежде всего, его произведения опираются на догматы Православной Церкви и проникнуты духом святоотеческого учения. Непоколебимая вера в них соединяется с особенной теплотой религиозного чувства, вниманием ко внутреннему миру действующих лиц, к тонкостям их переживаний, одухотворенностью и христианской любовью.
Главные сферы творчества К. Н. Сильченкова – богословие и христианская психология: истолковательные сочинения (экзегетика), нравственное богословие, церковная история, закономерности духовного развития. К.Н. Сильченкова интересовали психологические нюансы взаимоотношений людей, особенности характера, а также психология народов. В раскрытии этих тем К. Н. Сильченков обращался к Евангелию как священному символу, полагая, что человеческое творчество касается того, что этим символом определяется и от него зависит, ниже его, но необходимо для его же уяснения. Поэтому его интересовали и такие сферы, как искусство, театр. Любовь к ближнему и милосердие – основная тематика его работ. Он показывает, что в христианстве существует принцип единения человека с Богом через любовь. К. Н. Сильченков печатался в дореволюционное время в журналах “Вера и Разум” и в других богословских журналах. В наши дни труды К. Н. Сильченкова неоднократно издавались Обществом памяти игумении Таисии. Вышло красочно оформленное переиздание обширного сочинения К. Н. Сильченкова “Прощальная беседа Спасителя с учениками”, за которое в 1896 г. он был удостоен Советом Духовной академии и утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословия. Это труд, ценный в богословском отношении и вместе с тем ясно и с изяществом изложенный, получивший в свое время широкую известность и среди читающей публики. В Великий Четверг совершается Тайная Вечеря. Соединив Своих учеников в Евхаристии теснейшим образом с Собою в одно тело, Господь теперь вводит их в самую глубину того великого дела, для которого Он и сошел с Неба на Землю. Он хочет раскрыть перед ними Свою душу, исполненную любви к людям и избирает их для того, чтобы они последовали за Ним. И вот в раскрытые любовью души учеников сеются слова Нового закона, на умягченных ею сердцах начертывается Новая заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Взирая на Свой подвиг, как на уже оконченный, Он объединяет и кратко обозначает сущность всего, чему Он доселе учил. И далее Его слова уже не столько о цели, сколько о пути. В “Прощальной беседе Спасителя с учениками” К. Н. Сильченков приводит слова Господа о том, что Он сам есть путь, истина и жизнь. Иисус говорит, что Он-то и есть истинный и единственный путь, которым можно прийти к Отцу. Путь приводит к познанию его цели. В каком смысле Господь именует себя истиной? Это истина в ее высочайшем значении, истина бытия чистого и абсолютного, единого Источника бытия во всем мире, вне союза и общения с Которым нет жизни.
Обществом памяти игумении Таисии издан также сборник произведений, опубликованных до революции в периодических изданиях в разные годы, под названием одной из работ – “Новая заповедь”. Заповедь любви К. Н. Сильченков называет величайшей нравственной истиной, посвящая ей одно из своих проникновенных произведений. Христос – идеал христианской нравственности, Личность, безмерно возвышающаяся над всем человеческим обществом. Христианская нравственность не только не угнетает развитие человеческой личности, а, напротив, “это высокая проповедь о бесконечной силе духа, о безграничном мужестве, о том благородстве, если здесь уместно это слово, – выше которого нет ничего в мире”. Это мораль, которая дала обществу личностей, исключительных по силе духа.
К. Н. Сильченков противопоставляет любовь к Богу и любовь человека к себе самому, рассматривая их соответственно как норму и ее нарушение. Любовь к Богу – это самая древняя заповедь и изначальный закон творения. Однако этот закон был нарушен самообожанием дьявола, затем человека. Возник грех, суть которого отрицание любви и воплощение эгоизма, и древняя заповедь как бы умерла в душах людей. Она была оживлена Сыном Божиим и возвещена как новая заповедь. Господь выступает как идеальный Человек, признак Его совершенства – любовь, проявившаяся в Его страданиях и смерти.
В современном мире уже привыкли считать, что не любовь, а эгоизм – основа всякой деятельности человека. Между тем это болезнь. Вместо того, чтобы служить славе Творца, человек стал служить своему мнимому величию. И всю последующую историю человечества человек стремился к возвращению ко Христу, но и все больше удалялся от Него.
К. Н. Сильченков вступает в полемику с Гегелем и говорит о том, что вера в человечество сама по себе никого не спасает и, более того, неминуемо приводит к отчаянию. Человечество заражено грехом и не может самостоятельно его победить. Путь спасения открыл Иисус Христос. Каждый человек в меру своего понимания и индивидуальных особенностей видит наиболее доступные ему черты Спасителя. Отсюда бесконечное разнообразие отражения Божественных проявлений. Человеческое творчество неизмеримо ниже Божественного, но оно угодно Богу как свидетельство духовной жизни человека в дарованной ему свободе.
Чем “вылечить” духовное расстройство современного человека? К. Н. Сильченков дает такой ответ: “…В чем же другом должно быть врачевание, как не в просветлении образа Христа пред омраченным сознанием человека, как не в содействии возвращению человека на путь оживления Христа в сердце своем”.
Люди по-разному подготовлены к ее познанию, некоторые нуждаются во внешних уроках. К. Н. Сильченков, ссылаясь на апостола Павла, говорит о том, что истина для не достигших еще духовной зрелости может предлагаться в виде не твердой пищи, а молока. Однако в Великий пост это неуместно, поскольку это время, когда человек призывается подняться на высшие ступени духовной жизни, к напряженному самоиспытанию.
Анализируя учение Гартмана, К. Н. Сильченков критически относится к его пессимистическому взгляду на жизнь, связанному с невниманием к духовной сфере жизни. К. Н. Сильченков предостерегает от поверхностного отношения к жизни, когда для человека значим бывает только нижний, телесный, чувственный уровень бытия, а другие уровни остаются незамеченными: “В жизни по большей части приходится наблюдать, что при стремлении к удовлетворению высших духовных потребностей своих человек встречается со множеством препятствий, скорбей и огорчений, но все эти внешние скорби ниже тех радостей, какие переживает человек внутри самого себя в глубине своего духа. Если поэтому обращать внимание лишь на внешние скорби и жизнь судить лишь по ее внешним различным обнаружениям, то необходимо будет прийти к пессимистическому воззрению на нее. Но, конечно, такой взгляд был бы крайне односторонним и неправильным”. Обращаясь к текстам Евангелия, К. Н. Сильченков подчеркивает, что Господь осуждает излишнюю заботливость о земных благах, но не правильное пользование ими, и вовсе не призывает к пренебрежению жизнью при стремлении к богоугождению, приводя в пример птиц небесных, но и призывая воздавать кесарю кесарево, а Богу Божие. В отличие от философской стоической морали, предписывающей холодное равнодушие и презрение к жизни, Господь требовал от Своих учеников спокойствия и мужества, согретых любовью и верой в Бога.
Воскресение Христово имеет для человека глубочайший и необыкновенно радостный смысл. Бессмертная жизнь возвещается этим как жизнь личная. Вообще примечательно, что в своих произведениях К. Н. Сильченков предпочитает говорить о положительном, возвышающем, укрепляющем, а не об отрицательном, спорном, отвергающем, что он и сам относит к своей творческой манере в предисловии к капитальному своему труду “Прощальная беседа Спасителя с учениками”. Это прекрасно характеризует и его самого как личность.
Произведения К. Н. Сильченкова при их глубине удивительно ясны, “прозрачны”. Они утоляют духовную жажду тех, кто стремится к истине, даже несмотря на неблагоприятные для нее условия. Труды К. Н. Сильченкова актуальны для современного читателя, строго научные, они вместе с тем очень доступны. И как будто о сегодняшних днях написал он с глубокой печалью слова о забвении человеком своего духовного мира, об одностороннем служении плоти, когда высшие потребности человеческого духа подавлены и попраны и человек низводится до степени простого животного. Любовь к Богу и любовь к ближнему – главная и сильнейшая сила, восстанавливающая целостность человека и спасающая его. Всем своим творчеством и жизнью, сгоревшей, как прямая свеча перед Богом, К. Н. Сильченков раскрыл для нас великую “тайну” ее определяющего для человека значения, и оставил для грядущих поколений завет любви.
Елена Коржова