Новый! Новый! Новый!

“Новый русский журнал литературной и философской критики, прозы и поэзии” начал выходить под покровительством Союза писателей России. СП России – “Товарищество писателей в Петербурге” – давно и долго отверженное страной и читателем, и только город Санкт-Петербург, не желающий жить без писателей, предоставил нам Дом, и мы, существующие на общественных началах, с несказанной радостью обживаем его на все 200%. В 2016 году СП обрёл уверенность и оживился – начал издавать “Новый…” журнал!

Издавна издаётся у нас газета “Литературный Санкт-Петербург”, но журнал не сравнить с газетой: в журнале помещается больше живых слов родного языка, единственных в своём роде художественных фраз и философических мыслей. А это не “коды” и “знаковые” термины электронных средств. Писатели с жадностью “набросились” на журнал: если в № 1 в формате 60х90/16 было 212 страниц, то в сдвоенном № 6-7 – более 240, и этот рост не окончательный. Надо сказать: разных самодеятельных журнальчиков вокруг немало издаётся, но какой спрос с “домашних заготовок”. СП России – профессиональная организация с 60-летним стажем – берётся за дело ответственно перед самим понятием “русская литература”. В ответе станут и сами писатели, с них строгий спрос. Журналу предписан “Редакционный Совет” (на общественных началах), состоит, как полагается, из писателей – членов Союза. Редактирование и составление удивительно смело взял себя В.И. Чернышёв (на общественных началах).

Кто такой и почему так смело? “Новый…” журнал не финансируется никем – Союз писателей бессребренник, как и Редсовет. Василий Иванович в Союзе писателей с 2002 года – бескорыстный, как все авторы. Журнал существует на оплате автором себестоимости каждого приобретённого экземпляра. Писатели и тому рады – нет существа на свете бескорыстнее нашего современного писателя. Ведь страница журнала – интеллектуальная площадка для творческого выражения.

В. Чернышёв окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета в 1969 году, преподавал математику в школе, в институте, работал в НПО старшим инженером и заведующим группой. Написал два учебника по математике, издавал журнал. Математику считает не иначе как философской категорией, пишет книги, чтобы “высказать своё особенное понимание мира… Удалось ли?.. Нет. Почему?.. Меня созидал русский мир и мировая культура, множество людей… В чём я ошибся, в чём разочаровался – об этом пишу… тянет выговориться… не надо отчаиваться. Мы не совсем одиноки, каждый из нас существует не сам по себе, а соединён с внешним миром…”

Таким образом, В. Чернышёв мыслит себя философом; опыт, мысли, идеи, прозрения с надеждой, верой и любовью доверяет “Новому…” журналу и тем объединяет писателей Союза под “зонтиком литературной и философской критики и прозы”.

Во всяком случае “Новый…” может быть весьма интересным культурным изданием не только в городе, но и в стране.

Так какая у нас сейчас философия на дворе? Интересно бы разобраться. В ХХ веке был марксизм-ленинизм, на этой идее государство строило коммунизм – наше будущее. Гражданам предоставлялась работа, жилище, образование, медобслуживание, пенсии по старости, и было материально скромное, но надёжное существование. Зато других философий исповедовать запрещалось. Кто выходил за рамки госидеологии, тем было не место в государстве: уезжали из страны, и ТАМ им давали Нобелевские премии за борьбу “за свободу личности”, что весьма соблазнительным казалось остальным, и они начали хвататься за все другие мировые фетиши, вроде – “свобода”, “жизнь и движение без границ”.

И опрокинули слишком жёсткую цензурную идеологию коммунизма.

Совершилась социальная революция 1990-х. В результате государство устранилось от ответственности за граждан, каждый остался сам по себе (вот вам!) и должен опираться на собственные силы.

Вот такая теперь философия – САМОСТОЯНИЯ.

Взрасти в себе самостоятельность, самоуважение – человеческое достоинство. Как? Спроси у бога-разума, он сидит у тебя в голове, только и ждёт, когда ты к нему обратишься – говорят, всегда помогает. Прежде такой индивидуализм государством не поощрялся, теперь стал просто необходим. Не всем по плечу такая идеология. Ведь десятилетиями изживались самостоятельная мысль и частное дело гражданина.

И что делают граждане? Одни мечтают о прежнем. Другие перебирают мировые философии, что накопились в культуре от “страшно умных” философов – от Платона до Сартра – в поисках хоть какой-нибудь пригодной для жизни истины в мучительно многословных томах. “Новый русский журнал” неизменно помогает в интеллектуальной разведке.

Трудно сказать, добираются ли хотя бы до Тертуллиана – “Размышления о душе”, – но порой прямо на улице встречается личность с чётким монологом:

– Я – Человек! И у меня – Душа!

Он этого не говорит, но на лице написан скептицизм ко всему, что было: к покрытой слоем пыли негодной для современности мировой философической культуре – уважает себя!

Видно, каким-то образом он обрёл самостояние, мог бы нам написать новый том о собственном опыте, но, по всему, ему противны мировые мучители слова и претит пополнять их неубедительные ряды – по лицу его можно прочитать и это. Не только по лицу, по пластике фигуры, одетой не в массовую стёганую фуфайку, скроенную из искусственного материала, произведённого западными технологиями из российских нефти и газа – ширпотреб – специально для наших крепко задумчивых людей; обутый не в дурацкие модные для школьников “кеды” (трогательное зрелище!) – в этом скептике всё другое, чем у всех нас – “народных масс”, инстинктом движимых по жизни. Человек с большой буквы жалостливо смотрит на “кеды” и “фуфайки” – видно, трепетная у него Душа, он сочувствует нашей временной несостоятельности. И, может быть, думает: “Эх, жалкий стандарт цивилизации!”.

В общем, можно сказать: на дворе у нас теперь пока не полное самостояние, но всеобъемлющий скептицизм ко всему, что было и есть сейчас.

Время трудное – как всегда.

Самая интересная достопримечательность нашего переходного времени – конечно люди. У многих кончилась госслужба, освободились руки, но лихорадочно заработала голова: и “в первую голову” они начали думать о себе хорошо и значительно, никогда не было на это времени, сил – всё отдавалось государству. Да если бы кто стал вдруг говорить о себе – свои же товарищи сразу остановили: а кто ты такой! Нескромно! У нас вообще не ты, а мы!

Вдруг окрик суровый:

– На место!

(М. Амфилохиева. НЖ № 6-7, с. 44.)

Вдруг – возможность! Хочется многое записать и оставить записки потомкам. Думают: это необходимо русской литературе – она в таком плачевном состоянии – её не хотят ни читать, ни издавать. Самоотверженно бросаются “поддержать” литературу и русский язык, на котором росли, а теперь почти забыли.

Речки, как извилины в башке,

Лёд и белый снег, как мягкий череп.

Из природы – в радости, в тоске

Я привык бесперебойно черпать.

(В. Меньшиков. НЖ № 6-7, с. 59.)

Много возникло пишущих людей – и они пошли в Союз писателей России, их не отвергли, взяли под свою “крышу”: с ними беседуют, обсуждают написанное и кое-что с поддержкой городского Комитета по печати издают. Их печатают вновь возникающие журналы. И людям открылась вторая – интеллектуальная – жизнь.

И стало много счастливых людей: им не надо протестовать, “клеймить” правительство, требовать непонятно чего на улицах, площадях – они пишут о себе, и все довольны.

Интересное явление культуры переходного периода социально-политической жизни. СП России несёт на себе не только литературу, но делает общественно-политическую работу. “Новый русский журнал” – под эгидой СП России, в руках профессионалов, доступен всем.

В. Васильцову из города Тихорецка 56 лет, высшее образование. Капитану запаса во сне “явилась Богородица”, а однажды кому-то “явился Иисус Христос”, и он прислал в НЖ разные подобные небылицы под заголовком “Бог есть!”

Философ редактор отвечает “осторожными комментариями” с точки зрения науки, философии, реальной жизни, собственного опыта (№ 6-7, 2017), чтобы поняли: Богородица – наша Земля, а Бог сидит в голове у каждого и помогает тому, кто обращается.

«Боже мой, какая нечеловечески трудная работа!» – думаю я.

“Я – дитя всех миров.

Кто меня пожалеет?”

(В. Чернышёв. НЖ № 6-7, с 46.)

Нужна ли такая работа? Нужна! Ведь страну после почти векового атеизма вновь накрыло православием. Читаю наших писателей и вижу: до чего же запутывает им мозги вновь явившееся православие. Оно назойливо, хитро “подползает” под перо любого пишущего, унижая его собственный разум и мешает сосредоточенности.

Так вот: “Новый…” и другие журналы, возникающие в культурном пространстве города, “работают” вместо любой госидеологии и даже лучше неё – пробуждают творческое начало людей и этим спасают поколение.

«Ну а пока – легли наброски снов,

Расцвечивая будничные стены.

А ветер разрывает ткань основ

И верить заставляет в перемены».

(М. Амфилохиева. НЖ № 6-7, с. 41.)

Я привела пример, как журналист справляется с современным житейским оксюмороном. Но примеры профессионального литературного творчества писателей на первом месте.

“Поэзия и поэтическая проза”; “Художественная проза”; “Литературно-философская критика” – основные и главные разделы журнала.

Вокруг “Нового…” сплотились постоянные авторы. И самый постоянный – Я: 50 лет проработав с литературой (корректор-редактор многих ленинградских-петербургских издательств) и 15 лет стажа в СП России, обрадовалась журналу, пишу в каждый номер, чрезвычайно дорожу вниманием редактора: у меня СВОЯ тема – “шестидесятники” и современный меняющийся мир. Сама я – патриот шестидесятнического освободительного (для литературы) художественного движения, о нём теперь мало знают: самих шестидесятников уже нет (умерли или больны), но я, если встречаю в книгах огонь свободомыслия и независимости от моды, сразу узнаю неосознанное влияние 60-х. Ведь и лауреат Нобелевской премии И. Бродский – шестидесятник. А страстно сейчас популярный С. Довлатов прямо оттолкнулся от юмористического вдохновения В. Голявкина (доказано не только мной – свидетелем литпроцесса, но и литературоведением).

В № 5 НЖ Ю. Медведев написал воспоминания об Олеге Григорьеве под заголовком “Олег Григорьев и необрутализм”. О. Григорьев – поэт-шестидесятник с драматической судьбой, В. Голявкина и мой друг (я писала о нём в книге “Стрела Голявкина” – “Историческая иллюстрация”, СПб, 2008).

Стихотворения, рассказы, повести надо просто читать и писать отзывы в НЖ – “полемический журнал” (В. Чернышёв, № 1, с. 108).

Самый “мощный” (в литературно-публицистическом смысле) – раздел литературно-философской критики, в нём печатаются мастера острополемического пера В. Чернышёв, Г. Муриков, Г. Ионин, А. Медведев и другие интересные писатели. В № 3 появился в качестве критика А. Демьяненко: “критик – это телескоп, помогающий читателю увидеть и оценить произведение издалека” (с. 294).

Критики из прошлого Р. Иванов-Разумник, В. Розанов и др. являют историческую связь с неизбежной современностью.

Как полагается, есть в журнале рубрики: “Публикации и исследования”, “Почта редактора (статьи, письма, предложения, возражения)”; “Разное (обзоры, рецензии, библиография и т.д.)”.

НЖ уже с № 1 задал своему направлению интересное дальнее следование.

Мои замечания такие:

  1. Некоторые постоянные авторы “Нового…” имеют свои журналы, в них и пишут, а потом присылают в “Новый…”. Надо ли НЖ перепечатывать статьи, стихи, рассказы из чужих журналов? Пусть редколлегия обратит на это внимание и решит в пользу НЖ.
  2. Давайте сразу решим: “Новый русский…” – журнал светский или перепутанный с религией? В нём всё время вспоминают А. Пушкина – он всегда был НАД ВСЕМ – выше всяких религий. Мы и предположить не сможем, какая огромная индустрия православных изданий и издательств бурным потоком накрывает постоянно всю страну. Материал “Об истории моего старообрядчества” в № 6-7, о религиозных философах, в том числе и с “парохода”, отдать бы православным изданиям.
  3. Мышление наших писателей цепляется за культуру прошлых веков (весь XX век советская литература пользовалась идеями и стилем так называемой критической литературы XIX века). Прошлым пытаются подменить современность – ложный посыл. Современность всегда начинается с чистого листа и свежей мысли. А писатели, накопившие за жизнь чтением и учением много знаний, мнений, чужих мудростей, известных имён, постоянно пересыпают свои тексты чужими именами – получается не культура, а самая зряшная “культурка”.

Нам нужен неординарный, необщепринятый – индивидуальный строй мысли, подходящий самостоянию гражданина – “Новый русский…” даёт интеллектуальный толчок к возрождению самостоятельной личности.

Л. Бубнова