Достоевский в богословии

Броня крепка, и танки наши быстры…

Сегодня, когда на читателя обрушиваются лавины низкопробной литературы, растет потребность, как в струе свежего воздуха, в чтении, приподнимающем над примитивным и низменным житейского. На книжных полках в последние годы появились книги пока не очень знакомого современным читателям автора, изданные Обществом памяти игумении Таисии. Оказывается, совсем недавно жил рядом с нами удивительный человек, сделавший необычный жизненный выбор духовного пути во времена, казалось бы, вовсе не благоприятствующие этому. На этом пути он написал много прекрасных книг, помогающих и другим посмотреть на жизнь не из ее подвала, а, будучи укрепленным духовной броней, с высоты птичьего полета. Но и к бронетанкам в их обычном, житейском смысле герой нашего рассказа тоже имел самое непосредственное отношение, о чем пойдет речь ниже.
Гермоген Иванович Шиманский (1915-1970) родился на станции Бирзула (сегодня г. Котовск) Одесской области в семье железнодорожного служащего. Он был третьим, младшим ребенком в семье. Имеются упоминания о его дворянском происхождении. В крещении он был наречен Гермогеном – в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В семье хранилась история о том, как его отец во время смертельной болезни сына послал праведному Иоанну Кронштадтскому телеграмму и получил ответ через сутки: “Мальчик будет жить”. Лишившись в двухлетнем возрасте отца, он воспитывался благочестивой матерью, заложившей в нем и в его двух братьях основы любви к Богу и ближнему. После смерти мужа мать Гермогена Шиманского переехала с сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры. Мать приучала детей к частому пребыванию в храме, и мальчик всей душой полюбил богослужение Православной Церкви, ощутил его красоту и великую духовную преобразующую и укрепляющую силу. Начиная с десятилетнего возраста, Г. И. Шиманский прислуживал священнику в сельском храме, а затем, иподиаконом, епископу Молдавскому.
Жизнь Гермогена Шиманского поначалу складывалась, как и у многих в то время. Отличался он лишь своими незаурядными способностями. В 1935 г. он окончил с отличием Ананьевский сельскохозяйственный техникум, затем Харьковский автодорожный институт, также с отличием. По его окончании в 1939 г. был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения, успешно сдал кандминимум. Когда началась Великая Отечественная война, в июле 1941 г. в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом он был эвакуирован вместе с коллективом Харьковского тракторного завода и в 1941-1942 гг. работал инженером-конструктором в Нижнем Тагиле, а потом, до конца войны, на военном заводе под Москвой – в Мытищах, где разрабатывалось новейшее оружие. Он лично участвовал в разработке проекта легендарного танка Т-34.
Суровые военные годы укрепили Шиманского в намерении посвятить себя иной жизни, исполнив детскую мечту быть служителем алтаря. И после окончания Великой Отечественной войны, имея за плечами высшее техническое образование и аспирантуру, он поступает в Московскую Духовную семинарию, которую заканчивает в 1947 г. первым по успеваемости. Его считали самым глубоким из студентов. Он был старостой класса, регентом студенческого хора и, проявив особый интерес к изучению богослужения, уставщиком академического храма. Однако тяжелая болезнь – туберкулез легких – нередко отрывала его от учебы и часто напоминала о себе в дальнейшем.
В 1951 г. Г. И. Шиманский окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных испытаний. После окончания Духовной академии Шиманский по состоянию здоровья был направлен на педагогическую работу на юг – на Украину. В Киеве в то время жили его мать и старший брат. Продолжая разработку темы, изучавшейся в кандидатской диссертации, Г. И. Шиманский утвердил в Киевской Духовной академии тему магистерской диссертации по кафедре догматического богословия. Однако сложные жизненные обстоятельства не способствовали реализации этого проекта. После закрытия Киевской Духовной семинарии, где Шиманский преподавал, он продолжал свою педагогическую деятельность в Волынской Духовной семинарии. После закрытия и этой духовной школы он жил в Киеве, вплоть до самой кончины посвятив себя литературному творчеству. Болезнь подорвала силы талантливого писателя и богослова, он скончался в Киеве в 1970 г. Несмотря на слабое здоровье, он успел написать немало глубоких произведений, которые важны и интересны современному читателю своим духовным вектором, уводящим от земной суеты к жизни духа, ясным слогом и чистотой чувств. Он состоялся как замечательный духовный писатель, богослов, преподаватель духовных школ.
Чем примечательно творчество Шиманского? Его произведения – доскональное проникновение в глубины человеческого бытия, до самой сущности основ человеческого грехопадения. Он сумел сделать очень сложное духовное содержание по форме почти беллетристикой. Его произведения напоминают словесную вязь Ф.М. Достоевского. Безупречная логика этих текстов затягивает в воронку исследования извивов души, и читатель забывает, что это все же исследование, а не авторский вымысел, не прекращая при этом постижения духовных тайн. Книги Шиманского можно назвать парадоксальными по соотношению предмета исследования и способа его подачи. Эта парадоксальность придает особенный угол зрения, который позволяет человеку проникать в бездонные душевные глубины. Они так и остаются бездонными (все духовное имеет свою меру познания), но читатель уже не блуждает в их лабиринтах, а идет с духовным фонариком, преодолевая море бурных житейских страстей с помощью автора-лоцмана, обретая правила дорожного движения по жизненному пути. И начинаешь понимать, насколько современно написанное и как этого жаждет душа.
Текст абсолютно лишен сухости, нарочитой назидательности, а, напротив, весь дышит, одухотворен, проникнут живым Духом Церкви. Шиманского можно перечитывать многократно, потому что его книги не схемы, а живое многослойное изложение законов духовной жизни.
Шиманский был тяжело и неизлечимо болен. Это придало особую остроту зрения духовных вещей. Шиманский, подобно естествоиспытателю Ивану Павлову, изучал на пороге своей кончины коллизии человека, только не физиологические, а духовные. Смерть может настигать человека в любой момент, но для Шиманского это была неотвратимость осознанная, поэтому он был честен предельно.
Будучи педагогом, Шиманский систематизировал науку о нравственности в русле христианских ценностей. Как и все его книги, “Нравственное богословие” ясно и просто повествует о самом сложном в человеке, о высших этажах человеческого бытия. Кажущаяся простота отражает глубокую осмысленность предмета рассуждений, твердое личное мнение, подкрепленное авторитетными источниками. Шиманский свободно ориентируется в этой области, что позволяет ему продуманно выстроить книгу как практическое пособие, руководство по духовной жизни, как для самого читателя, так и в соотнесении с воспитательными задачами по отношению к подрастающему поколению.
Автор показывает, что нравственные закономерности человеческой жизни являются базовыми, определяющими самоосуществление человека, его полноту и соответствие назначению человека. Сложнейшие нравственные понятия раскрыты автором весьма доступно. Так, любовь, сострадание, благотворительность, сочувствие, милосердие становятся для читателя высокими ориентирами повседневной жизни и могут целенаправленно войти в круг важнейших составляющих самосознания, с тем, чтобы в дальнейшем определять ход мыслей и поступков. Шиманский прилагает усилия, чтобы показать, что добродетели должны и могут быть неотъемлемой частью нашего бытия. Книга становится по сути практическим руководством по воспитанию высоких нравственных качеств. В частности, автором не только описана сущность патриотизма как самоотверженной любви к Родине, но и показаны пути его воспитания.
Книгу с длинным названием “Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, воздержании и целомудрии” Шиманский писал долго, время от времени обращаясь к ней, перерабатывая, дополняя, вплоть до последних дней своей жизни. Книга посвящена раскрытию закономерностей духовной жизни человека на материале Священного Писания, а также святоотеческого учения и духовного опыта святых отцов. Отличительной чертой книги является ее обращенность к каждому читателю, стремящемуся познать свой внутренний мир и усовершенствовать его. Самые острые вопросы духовного бытия рассмотрены в этом произведении смело, открыто и с опорой на вековой духовный опыт. Структура книги хорошо проработана, детализирована. В первой части Г. И. Шиманский точно и детально характеризует негативную сторону духовной жизни, с которой следует бороться и которую необходимо искоренять. Все основные греховные страсти рассматриваются ярко и вместе с тем обоснованно, с опорой на авторитет Священного Писания, на многие произведения святых отцов, примеры из жизни. Подробно Шиманский успел рассмотреть сущность и значение скорбей, которые встречаются на жизненном пути каждого человека, в частности, болезней, их духовный смысл. Стиль изложения настолько прозрачен, легок и убедителен, что книга воспринимается как общедоступное руководство по сложному путешествию по духовной жизни и представляется весьма актуальной для современного читателя.
Вместе с тем, Шиманский глубоко раскрывает сущность не только темных закоулков человеческой души, но и того, что спасает душу и сохраняет личность. Шиманский дает понять, что человек многогранен, и его духовная жизнь тоже. Бороться со страстями – не самоцель, она необходима, чтобы обрести добродетель. Так, одна из его книг посвящена добродетели терпения (“Христианская добродетель терпения”). Шиманский пишет об органической связи терпения со всеми остальными христианскими добродетелями, со всем строем христианской жизни, опираясь на святоотеческое учение и собственный духовный опыт терпения неизлечимой хронической болезни, укрепившей его душу. Он называет терпение главной добродетелью, необходимой для спасения, без которой невозможно стяжание других добродетелей.
Еще более подробно он написал книгу о добродетели целомудрия и чистоты (“Христианская добродетель целомудрия и чистоты”). Обобщая бесценный опыт христианского воспитания на примерах из жизни святых угодников и из русской истории, автор большое внимание уделяет проблемам семьи, дает практические советы нравственного воспитания, развития в детях любви к ближним, скромности, трудолюбия, честности. Современному читателю порой неясно, что такое чистота сердца, и в книге автор как мудрый собеседник с готовностью объяснит этот источник духовного мира и радости, эту исполненность любовью и милосердием.
Главный интерес Шиманского как богослова лежал в области исследования православного богослужения. В работе над этим курсом он пользовался советами выдающегося литургиста, профессора Киевской духовной академии М. Н. Скабаллановича. Глубокое повседневное участие в совершении богослужения стало не только основой кандидатского сочинения Шиманского, но и созданных им позже учебников для духовных школ. В “Литургике” Шиманский очень точен, лаконичен, это служитель стройной системы богослужебных правил, освященных столетиями. Каждое слово, каждый чин наделены глубокими смыслами. Здесь есть некий строгий порядок, сродни Божественному замыслу о мире. Каждый день в году посвящен воспоминанию священных событий или памяти святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия, песнопения, чтения и обряды образуют круг годового богослужения. Читатель “Литургики” стремится постичь значение реальных исторических событий и сквозь призму истории христианства осмыслить историю всего человечества в разные времена.
Литургика была любимым предметом Шиманского в семинарии, не случайно он имел послушание уставщика, а впоследствии преподавал эту дисциплину. Отдельно он написал книгу, в которой подробно и доступно освещает сложнейший и важный раздел литургики (“Литургика: таинства и обряды”). Таинства представляют собой священнодействия, в которых, согласно учению исторических Церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога. Учение о таинствах основано на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Иисуса Христа, продолжается в Церкви. Христианские таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить внутреннюю жизнь человека. Как таинства, так и другие священнодействия, сопровождаются соответствующими обрядами. В отличие от таинств церковные обряды (освящение воды, панихида и др.) имеют традиционное происхождение, обряд – это внешнее выражение внутреннего значения религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Для таинств один из наиболее верных путей раскрытия их смысла, понимания их “тайны”, насколько это возможно, – это их так называемый чин, т. е. богослужение, каким сопровождается совершение таинства. Богослужение, или чинопоследование таинств, представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение, – результат многовекового творчества многих песнотворцев, под непосредственным наблюдением всей Церкви, при ее тесном участии. Понимание смысла таинств и обрядов позволяет человеку более глубоко понять сущность духовной жизни и ее внешних проявлений, укрепиться в вере.
В своей книге Г. И. Шиманский весьма последовательно и подробно описывает таинства и обряды в соответствии со святоотеческим учением, придерживается общепринятого богослужебного устава, поэтому данное произведение представляет большой интерес не только для специалистов, ведущих богослужение, как некое справочное руководство. Значение этой книги шире – она предназначена для всех, кто хочет осмысленно участвовать в богослужении, разобраться в традициях и истории христианства. Поскольку в настоящее время интерес общества к данной области растет, книга является востребованной и найдет своего читателя.
Книги Г. И. Шиманского подобны тяжелой артиллерии в борьбе с грехом. Подобно тому как танкист сидит в бронированной машине в окружении точнейшей техники, смотрит в окошечко и прицельно бьет по объекту, так и христианин борется со страстями, тоже будучи защищенным танковой броней, что дает ему возможность бить прицельно. Такая литература пишется по наитию свыше, но, прочитав написанное, понимаешь, что автор глубоко пережил все это сам. Его книги привлекают особой искренностью. В них нет ни чрезмерной эмоциональности, ни схоластичности. Где нужно – перед восхищенным читателем открывается живое движение мысли, где нужно – тот же читатель внутренне выпрямляет спину, убежденный строгой каноничностью изложения. И по масштабу затронутых аспектов духовной жизни, и по их прочувствованности можно сказать, что перед нами Достоевский в богословии.
Елена Коржова