Елена Юрьевна Ломтева работает в ОКБ с 2007 года – заведует отделением радиологии. Внешне – это хрупкая, обаятельная, милая женщина, с которой приятно разговаривать. Она умна, и это к ней располагает. Ее отделение – весьма сложный организационный механизм, управлять которым, конечно же, тоже весьма непросто… И, естественно, заведующей она стала не сразу. После институтской скамьи прийти на пост с такой степенью ответственности практически нереально.
Началась ее медицинская стезя в 1990 году, когда она окончила Ленинградский педиатрический медицинский институт. Три года – день в день – она работала участковым педиатром. Эти годы научили ее взаимодействовать с людьми реальными, поскольку родители больных детей – контингент особый, сложный, порой неуравновешенный… От этих “педиатрических” лет осталась в ней бережная мягкость в разговоре и душевная внимательность к собеседнику…
Следующим жизненным этапом стала для Елены Юрьевны клиническая ординатура по радиологии, которую она проходила в центральном научно-исследовательском радиологическом институте. Затем была кандидатская диссертация, посвященная лечению рака легкого, работа клиническим ординатором в научно-исследовательском институте радиологии. И, наконец, в 2007 году последовало приглашение заведовать отделением радиологии ОКБ…
Елена Юрьевна не сразу приняла предложение…. Боялась, что не справится… Уж больно оно необычным казалось, и никто учить ее не собирался, как быть заведующей.
В конце концов решила: не боги горшки обжигают… Вступила в должность, и, конечно, было много трудностей поначалу… Что она получила во владение? Более полусотни койкомест, шесть врачей, двух старших медсестер, бригаду медсестер палатных и бригаду медсестер на линейном ускорителе, инженерно-физический отдел, инженера по радиационной безопасности, бригаду санитарок палатных и бригаду санитарок кабинетных. Все эти коллективы были как бы обособлены и не сливались в единую трудовую общность… У всех были свои амбиции… Объединить всех мог только человек сильный, неординарный, истинный лидер по натуре. Именно таким человеком оказалась Елена Юрьевна.
Одних трудности ломают навсегда, других делают только крепче на изломе. С Еленой Юрьевной все произошло по второму варианту. В преодолении преград и помех она закалилась. Обнаружила в себе те качества, без которых руководителю никак нельзя и которые до сего момента как бы дремали в ней, находились в неявном виде… Обнаружилось, что она не только умеет привлекать людей к себе и подсказывать им оптимальные решения деловых проблем, но также может привлекать людей друг к дружке, соединять их для совместного улучшения работы…
Ее девиз: “Хорошее настроение – основа для хорошей работы!..” И это не просто лозунг. Это мудрый итог наблюдений и размышлений. Итог того, что продумано, прочувствовано, выношено… И санитарки, и медсестры, и врачи – все должны работать с хорошим настроением. Если это есть, значит, полная отдача обеспечена, сложный труд онкологов будет эффективным. КПД его будет наивысшим… По словам заведующей отделением даже опухоль как бы чувствует настроение, эмоциональное состояние людей и, соответственно ему, ведет себя лучше или хуже… Успех Елены Юрьевны в ее очень сложном деле я бы назвал “эффектом дирижера”. Ее “оркестр”, по-моему, виртуозно сыгран, и нет такой, фигурально выражаясь, “симфонии”, которую он не смог бы слаженно сыграть… Я наблюдал, как тщательно санитарки моют по утрам каждую палату. Буквально “вылизывают” каждую метр за метром. Я видел, как аккуратно, приветливо, с душой работают медсестры, как заботливо ведут себя врачи, и во всем этом, чудилось мне, звучала похвала Елизавете Юрьевне. Похвала, – то есть, воздаяние должного…
К сожалению, работу ученых-физиков и инженеров-техников я увидеть не мог. Но здесь напрашивается простейшая аналогия: физики и инженеры работают так же, как весь прочий персонал… Потому что по-другому быть не может. Потому что отделение – единый крепкий организм, спаянный узами дружбы и приязни… Все вовлечены в общую работу. С санитарками и медсестрами регулярно проводятся деловые собрания. С врачами – конференции, консилиумы, обходы, анализ лечения, выездные посещения иных конференций… Но, главное: всё, что говорилось о хорошем, оптимистичном настроении, относится, конечно, к пациентам. Любую нервозность, любую тревожность пациента на отделении стараются либо смягчить, либо не допустить вовсе. Пациент и врач должны психологически совпадать, должны “резонировать”, то есть, быть в резонансе, – такова непреложная установка… Елена Юрьевна знает своих врачей прекрасно и старается давать им пациентов на лечение в соответствии с данной установкой.
Сравнение с семьей, в общем-то, тривиальное. Но я не удержусь и все-таки сравню это отделение именно с семьей… Совместные праздники, совместные поездки всем отделением здесь совершаются регулярно. Восьмого марта ежегодно всем отделением идут играть в боулинг. Под Новый год всем отделением отправляются в ресторан. А еще на отделение приходит отец Сергий – настоятель церкви православной иконы Божьей матери – и проводит с персоналом пастырские беседы о воспитании в семье, о бытии человеческом в современном мире, о том, как сохранить и приумножить в душе истинную веру и как получать от веры поддержку, ободрение.
Большая ответственность. Большая работа. Большая тяжесть на плечах заведующей… И в то же время – впечатление непринужденной легкости. Как будто бы все происходит само собой. В американской деловой литературе такая “легкость”, такое отсутствие видимых напряжений считается высшим классом управленчества… Как будто бы симфонический оркестр играет наполненный ярким солнцем бессмертный вальс Штрауса. День за днем. Год за годом…
Сергей Карабинцев