Я душу вынес из огня,
Через кольцо блокад.
Ты песней жизни для меня
Остался, Ленинград!
М. Дудин
Есть на Петроградской стороне сквер. На Большой Посадской, между домами 8 и 10. В его декор теперь гармонично вписан незабываемый символ нашего военного поколения – скульптурный образ поэта Михаила Александровича Дудина. Вписан народной памятью, трудом художников, скульпторов, строителей, воинов, творениями литераторов, композиторов, кинематографистов. Их зов, как и голос самого поэта, вошел в пространство нашей истории, в пространство Средней Рогатки, Пискаревского мемориала, Зеленого Пояса Славы…
Место для памятника поэту – не выбирают. Он сам, своим творчеством, своим Словом к Сердцу читателя находит место в душах миллионов своих сограждан. И они приходят к нему по зову своего сердца. Приходят в будни и праздники, в стужу и жару, ибо уверены в том, что искреннее слово поэта, подсказавшее верную дорогу в тумане, огне, голоде блокады, в сложных многовекторных сражениях, поможет сделать честный и правильный шаг, поможет не только выжить, но и жить справедливо и счастливо.
Все кто пришел на открытие памятника поэту в ветреный и холодный ноябрьский день, сделали это не по приказу. Пришли к “горнисту боевой тревоги”, к человеку, у которого голова никогда не забывала думать, думать не о себе, о нашем общем доме, о мире на земле.
Поэт монументальный стоял в тот день, стоял и слушал, ожидая слова, которое б не утеряло с делом связь. Смотрел вокруг, ища “родные лица”. С тревогою глядел вперед. Словно видел, как кто-то “бродит по Бродвею” и переходит “перестройка в перестрелку”. Перечитывал Грибоедова, вспоминал Салтыкова-Щедрина.
В литературе, как и в науке, есть категории, инструменты, с которыми работает литератор. В литературе это триединые категории: слово – мысль – образ. Мышление, мировоззрение, мысль приводят литератора к определенному типу мировоззрения. У Михаила Дудина, как одного из плеяды писателей-фронтовиков, мировоззрение формировала война, Вторая мировая. Родившийся в годы Первой мировой, он чувствовал воздух эпохи – жизнь, пахнувшую порохом.
Главный герой его творений – защитник Родины, человек, который всегда у жизни на посту.
Дудин писал о том, что людям разных поколений следует искать понимание, фронтовикам следует вспомнить Яблоновку на Малой Охте, “где отдыхала после боев под Тосно 63-я дивизия генерала Симоняка… как же все это не вспомнить, ведь это наша молодость, ее любовь и верность на всю жизнь”.
Он вспоминал Токсово, где “стояла тогда редакция и походная типография армейской газеты “Защитник Родины”, встречался здесь с Н. Тихоновым, А. Фадеевым.
На стихи Дудина слагали песни. Наверное, и сюда, в сквер на Большой Посадской, залетят когда-то снегири, зайдут сюда молодые ребята, тронут струны гитары и все вновь услышат напевные дудинские строки:
Мне все снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета.
И летят снегири, и летят снегири
Через память мою до рассвета…
Однажды, после войны, в канун 9 Мая, Дудин принес в Лениздат стихотворение:
Ракеты осыпаются, скользя
По гребням крыш в Неву. А я печален –
Сейчас я вижу, как из-под развалин
Встают мои погибшие друзья.
Они идут в косых лучах рассвета:
Жизнь пополам и песня не допета!
Поземка их оплакала в ночи,
Звезда в пустые заглянула очи.
И, если мне в страданье нету мочи,
Не утешай, не сожалей. Молчи…
Альберт Измайлов,
член Союза писателей России.
На фото: памятник М.А. Дудину в сквере
на Большой Посадской