Служить Отчизне – этот выбор молодого поколения с каждым годом становится всё осознанней и масштабней. Невзирая на массированную информационную войну, нацеленную прежде всего на подрастающее поколение, вечные ценности осмысляются и оберегаются молодёжью. Ведь юный возраст особенно чувствителен к правде. Поиск смысла жизни – это неизбежный этап развития любого человека. Современная молодёжь, конечно, разная, во многом непонятная старшему поколению. Но очевидно, что культурная преемственность мощным потоком пролагает себе путь, в искусственно созданной пустыне безликих, рыночных брендов, пытающихся подменить основы основ человеческого бытия на шаткие, сиюминутные иллюзии.
С каждым годом литературный конкурс “На благо Родины”, организованный Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России совместно с СПб ГБУ ПМЦ “Кировский” набирает популярность не только во всех регионах нашей необъятной России, но и в зарубежных странах. В 2019 году поступило на конкурс 1872 работы из России, Туниса, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Общая история, общая победа в Великой Отечественной войне, общие герои и, что важно, общее будущее – именно так выражают юные авторы свой взгляд на происходящее.
Из братской Беларуси пришёл гимн русскому языку, созданный Анастасией Комиссаровой:
“Во всех известных языках звучание
Оставил русский солнечный язык…
Язык бесценен русский! В нём поэзия
Все уголки от порчи бережёт”…
В эссе “Берегите, пожалуйста, слово” Махиня Анна из России утверждает, что именно слово формирует человека. “Родной язык не только объединяет народ, делая его сплочённей, он не даёт погибнуть всему государству. Можно лишить людей всего: еды, жилья, средств и даже Родины; народ стерпит всё и, если потребуется, начнёт жизнь во славу Божию с “чистого листа”. Но что, если лишить народ родного языка? Такое государство обречено на погибель, никогда более не смогут люди создать самую совершенную связь поколений, самую верную и полную летопись всей многовековой духовной жизни народа – родной язык….
Несомненно, на всех нас лежит большая ответственность за сохранение и преумножение нашего русского языка. Сейчас у нас есть действительные и настоящие враги, желающие навсегда погубить нашу православную душу – это исковерканный, искалеченный русский язык. Диалекты различных областей, жаргонные словечки, сленг становятся сегодня практически нормой жизни. Радио, пресса, телевидение кишат “модной речью”, нередко заменяя русские слова на иностранные. Очень большая ответственность за нравственное воспитание и грамотность подрастающего поколения лежит на наших учителях. Современный Российский учитель перед нами предстаёт прекрасным воином, каждый день выходящий на “поле битвы” для подвига в ратном бою за души своих учеников. Облачением его служит броня из любви и правды, необходимая для того, чтобы учителю коснуться души своего ученика, чтобы умягчить его сердце.”
Броня из любви и правды засверкала на каждом участнике конкурса. Ведь когда много голосов сливаются в единый – это уже победа. Победа, расширяющая пространство великого русского языка!
Лада Григорьева
Зарина Бикмуллина
Два дерева
Тусклый и теплый свет
Лампочки Ильича.
Старенький мой сосед
Пьет свой вечерний чай.
В ворохе пыльных книг,
Стопок газет и нот
Старенький фронтовик
В доме напротив живет.
Тот же подъезд – второй.
Тот же четвертый этаж.
Даже печаль порой
Ночью – одна и та ж.
Снова бросаю взгляд
На силуэт окна:
В ветхом шкафу висят
Китель и ордена.
Только – всегда один.
Чашка – всегда одна.
Что было позади?
Голод, огонь, война?
Прячется старая боль
В складках глубоких морщин.
Глупая горечь и соль!
Слезы – не для мужчин.
Стоит любых потерь
Битва с абстрактным злом.
Только в окне теперь
Ветви кривой излом.
Собственный прадед мой
В Бресте весной убит –
Дерева ствол сухой
В пламени жарких битв.
Ни одного письма,
Карточек тоже нет.
Записи кратки весьма
В книгах военных лет.
Плотные складки штор.
Коркой на окнах лед.
Я представляю, что
Прадед напротив живет.
Сорванный в пустоту
Крик журавлиных стай.
Завтра же я зайду
Выпить с соседом чай.
Блики цветных огней
В темной душе Москвы:
Дерево без корней
С деревом без листвы.
Остановка
Выходя из книги, как из детства,
Закрывайте за собою дверь.
Оставляйте в памяти соседство
С теми, кто туманом стал теперь.
Знайте, что в истрепанной шинели
Бывший офицер спешит домой.
Пусть смеются злобно все, кто пели –
Но пророк опять бредёт с сумой.
Никогда не стойте у вокзала,
Забывая свой язык и речь.
Ведь литература подсказала
Что-то в сердце смолоду сберечь.
Если в жерло печки за копейку
Срубленные вишни полетят,
Не считайте градус Фаренгейта:
Книги, как известно, не горят.
Может быть, мы улетим, как птицы,
Чтобы воздух был и свеж, и сыр.
Закрывая за собой страницу,
Открывая бесконечный мир.
Зэнгэршэл*
Игла ныряет вперёд и назад,
По шелку скользит в лазурь.
И плачет осенними листьями сад,
И сна ни в одном глазу.
В татарский аул приезжает арба
С товаром и звоном монет.
А век девятнадцатый стар и горбат,
Длинней на четырнадцать лет.
Татарская песня в родном уголке –
В ней трель соловья и посев.
Парчой золотистой на синем платке
Она вышивает напев.
Тяжёлое время, в спину дыша,
Несёт июньский восход.
И дочь надевает прозрачную шаль,
И старую песню поёт.
Она собирает в платок лебеду
И кормит голодных детей.
О том, кто ушёл по тонкому льду,
Давно не слыхать вестей.
Мне бабушка тихую песню поёт
В потёртом платке своём.
Потом остаются сундук и комод
И слишком холодный дом.
Теряется шаль в бесконечной реке:
Года и чужие дома.
И песню на главном, родном языке
Я пробую петь сама.