Жизнь после смерти

Этот день – 23 октября 2018 года – в музее Санкт-Петербургского государственного академического Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств праздничный – открылась выставка произведений народного художника России Олега Еремеева
(1922 – 2016).
Более пятидесяти лет его творческой жизни связаны с этим старейшим в нашей стране учебным заведением. Здесь он учился, преподавал, руководил творческой мастерской, возглавлял институт. Эта уже вторая после смерти Олега Аркадьевича выставка его работ в Институте. Первая – год тому назад, участником которой мне тогда выпала честь быть и о которой я написал статью. Ранее я посещал и другие его выставки. Неоднократно встречался с ним, в том числе в его мастерской на Наличной улице, интересовался, как работает художник, как рождается замысел произведения, как он переносит на полотно образ, который возникает в голове. Встречи с Еремееевым обогащали мои скромные познания в области изобразительного искусства, помогали мне в моём литературном деле, прежде всего, когда мне приходилось писать рассказы, очерки и статьи о художниках.
Теперь несколько строк из биографии Олега Еремеева. Родился будущий художник 28 сентября 1922 года в Петрограде. Здесь же (с 1924 года – в Ленинграде) прошли его детские и школьные годы. В 1938 году после окончания Первой образцовой школы, в которой в своё время учились многие известные люди России – СССР, он поступил в Ленинградское художественное училище. Но учёбу прервала война. Олег пошёл на фронт защищать Отечество. Воевал на Юго-Западном и
4-м Украинском фронтах.
После Великой Отечественной он, награждённый орденами и медалями, вернулся в родной Ленинград. В 1951 году окончил Художественное училище и сразу поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1957 году окончил его по мастерской профессора и известного художника Бориса Владимировича Иогансона. Дипломной работой подающего надежды выпускника института была картина “Ленин”. Её он представил на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Успех молодого художника был отмечен дипломом Министерства культуры РСФСР. Началась полоса его восхождения к вершинам искусства.
Дальнейшая судьба Олега Еремеева была связана с Институтом имени И. Е. Репина, с Ленинградом. С 1959 года он стал преподавателем. В 1977 – 1990 годах работал проректором, затем, по 2001 год, ректором института. С 1989 года профессор Олег Аркадьевич Еремеев возглавлял кафедру рисунка. С 1996 года был руководителем персональной мастерской факультета живописи.
За долгие годы творческой жизни (свыше шестидесяти лет!) Олег Аркадьевич написал огромное количество жанровых и исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, рисунков. В них он воплотил как героические сюжеты, связанные с Октябрьской революцией, Великой Отечественной войной, так и мирные, навевающие радость жизни, природы, семейного счастья: “У памятника героям”, “Утро”, “Портрет дочери”, “Мужчины в море”, “Костры Октября”, “Зима в Юкках”, “Знакомство” – и другие. Серия работ написана художником по мотивам древних земель Старой Ладоги и Псковской области. И в них – те же переживания, та же страстная влюблённость в жизнь.
Кто-то из выдающихся людей сказал, что искусство есть жизнь плюс природа. Олег Еремеев не остался в стороне от изображения прекрасного в природе. Его работы наполнены ощущением весны, осени, золотых закатов, зимы и искрящегося снега. Они радуют сердце, волнуют душу. Таковы “Осень”, “Синее утро”, “Холодный апрель”, “Морозный день в Луге”, “Сентябрь в Москве”, “Август в деревне”…
И ещё об одной грани творчества О. Еремеева. Он создал серию портретов учёных, деятелей культуры, творческой интеллигенции, а также наиболее близких ему людей – жены, дочери, внучки. Среди них портреты народного артиста СССР В. Чеснокова, художников В. Рейхета, З. Хачатряна, историка искусств И. Бартенева… В этой серии: “Москвичка” (портрет жены Светланы Леонидовны), “Портрет дочери”, “Моя внучка” – и другие. Светлана Еремеева, названная художником его музой, изображена на многих картинах. Через неё автор доносит до зрителя сокровенный мир женской души, загадочный образ женственности.
Некоторые из этих работ представлены на выставке, о которой мой рассказ, в том числе большое полотно “Ленин”. К образу вождя Октябрьской революции, его соратников художник возвращался и позже. И здесь я солидарен с мнением искусствоведа Л. Жебровской: “Олег Еремеев не творил в угоду времени, это время говорило с его полотен. Он рассказывал историю революционного движения так, как её чувствовал и понимал, уверенно и с редким мастерством изображая большевиков, и ударников комсомольских строек, и радостные лица студенческой молодёжи”.
Творчеству художника присуща гражданственность и лиризм, свойственные немногим, но, безусловно, одарённым живописцам. Для него характерны душевная искренность, страстная любовь к жизни, стремление познать её тайны. Олег Аркадьевич трудился неустанно, всегда в поиске темы, новых способов и форм выражения задуманного.
Не могу не сказать о картине “Победители”. Это большое полотно, посвящённое историческому Параду Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, как бы подвело итог жизненного и творческого пути О. Еремеева. Припоминаю выставку: 4 мая 2012 года в Институте им. И. Е. Репина перед взором собравшихся предстали “Победители” – в непривычном формате одной картины. Парад Победы – апофеоз советского народа, Красной Армии, солдата-освободителя. Центральный образ большого полотна – 48-летний Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Мужественный и стройный на белом коне, он принимает Парад. На его груди алмазными гранями сияет Орден Победы номер один. Торжественные минуты, все замерли. Солдаты в орденах и медалях стоят в шеренгах. Они – герои-победители. На их головах каски. Лишь один из них, седой воин, держит каску в руке, лицо чуть наклонено, напряжено и печально. О чём он думает? Может, о погибших товарищах? О сожжённой фашистами деревне? О своей драгоценной “Прасковье”, которая не дождалась мужа? Молчит солдат, и ответа мы не знаем… На заднем плане слева крупным планом образ Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. Черты его лица будто размыты дождём (тогда в Москве шёл дождь). Художник этим изображением рисковал навлечь на себя критику: известно, что многими людьми в сегодняшней России не принято добрыми словами вспоминать Главнокомандующего. Но художник не слукавил: это правда той жизни, документ той эпохи.
Отмечу также, что О. Еремеев за свою долгую жизнь участвовал в многочисленных выставках, как на Родине, так и за рубежом. Его картины заняли достойное место во многих музеях и в частных коллекциях России и других стран, в том числе Великобритании, Германии, США, Республики Корея, КНР, Франции. Он – автор ряда книг по вопросам художественного творчества.
Он мастерски владел не только кистью, но и пером. Оставил после себя несколько книг, в которых рассказывает о себе, своей нелёгкой, но интересной жизни. Об этом говорил при открытии выставки 23 октября Народный художник России, профессор Владимир Песиков, хорошо знавший О. Еремеева как человека и как творческую личность. Особая роль в жизни Олега Аркадьевича принадлежит вдове художника Светлане Леонидовне Еремеевой, которая свято хранит имя и дело своего мужа, замечательного советского, русского живописца, гражданина и человека. Открывая выставку, она обстоятельно, подробно и с особой теплотой говорила об Олеге Аркадьевиче.
Многолетний плодотворный труд О. А. Еремеева достойно отмечен государством и обществом. Он удостоен высоких званий Народного художника РФ, действительного члена Российской Академии художеств, Российской Академии естественных наук, Петровской академии наук и искусств, других званий и почётных наград. Награждён орденами и медалями («Отечественной войны» II степени, “Знаком Почёта”, “Дружбы”, Золотой и Серебряной медалями РАХ и др.).
…Прошли годы. Не стало Олега Еремеева, но остались его творения, осталась память о нём. В зале Института имени
И. Е. Репина студенты, профессора и преподаватели, писатели – почитатели творчества и таланта художника. Церемония открытия выставки начинается с музыкальной части. Дочь художника, блестящая певица, меццо-сопрано, дипломант различных конкурсов, Елена Еремеева исполняет арию Далилы из оперы К. Сен-Санса “Самсон и Далила”. Её голос – яркий, сильный, имеющий множество самых разных оттенков, под аккомпанемент фортепиано дарит отцу певицы, всем присутствовавшим в зале замечательное произведение мировой классики.
Патриот Родины, участник войны, гражданин и замечательный художник Олег Аркадьевич Еремеев остаётся в памяти соотечественников, всех почитателей его творчества и таланта, заслуг перед Отечеством. Творческий человек весь не умирает. Частица его живёт долгие, долгие годы.

Вячеслав Булгаков,
член Союза писателей России