Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Мф. 6, 21
Современный человек, погруженный в череду быстро меняющихся дней, событий, лиц, чувствует насущную потребность вырваться за пределы обыденности, приобщиться к духовной жизни. Но далеко не всегда это у него получается. 70 лет жизни в атеистическом государстве не прошли бесследно, и сейчас нелегко найти дорожку, которая приведет к Богу. Каждому требуется свое “введение во храм”: для кого-то это паломнические поездки, для кого-то общение с мудрым авторитетным собеседником, а для кого-то встреча с художественным словом, которое может преобразить внутренний мир.
В обществе клиповой культуры короткий жанр притягателен своей удобностью на ходу получить новые впечатления. Но наряду с популярностью фрагментарных кратковременных образов все большее внимание привлекают эпические произведения большой формы, в которых тесно переплетаются судьбы отдельных людей и ход общественного развития, где так глубоко проявляются отношения человека с миром, в котором он существует. Уникальность романа в трех частях Константина Певцова “Сердце твое” состоит в том, что читатель, с первых страниц увлеченный историческим повествованием, надолго погружается в захватывающий водоворот событий подвижнической жизни христиан далекой эпохи II в. и переживает эти события как непосредственный наблюдатель и, может быть, участник. Благодаря этому и собственная жизнь обретает новые оттенки и смысловую наполненность. По откликам читателей, роман настолько увлекает и столь легко читается, что зачастую может быть прочитан и “залпом” в одночасье.
Неспешное подробное повествование надолго приковывает внимание и позволяет живо ощутить дыхание исторической эпохи, примечательной встречей и столкновением язычества и христианства. Пребывание в атмосфере острого противостояния языческого мира и только что зародившейся Церкви, ее борьбы за выживание и ее победоносного свидетельства об истине, побуждает задуматься и о реалиях настоящего времени.
Жизнь христиан первых веков христианства представляет собой особенное и не всегда понятное сегодня подвижничество. Сила стояния в вере приводила к тому, что ради веры христиане были готовы претерпеть жесточайшие муки, что кажется невозможным современникам. Это приводит к тому, что некоторые считают: жития святых – некая мифология, имеющая весьма отдаленное отношение к реальной жизни. Роман Константина Певцова приближает эти далекие времена к настоящему и указывает нам на связь времен. В первые века христианство предстает как мученический подвиг. Вроде бы речь идет об очень далеких, хрестоматийных событиях, наполненных эпической героикой; о временах, когда люди были ближе к Богу – ближе по земным стандартам. А сейчас, казалось бы, в суете мы забываем о Боге. Но для Бога нет времени, и в этом мы убеждаемся на собственной истории, когда неоднократно бываем свидетелями того, как люди внешне жили обычной жизнью, но при этом пребывали глубоко в Боге и совершали, если этого требовалось, самый настоящий подвиг.
В одном из Посланий апостола Павла сказано: “Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 7-8). В этом и заключается сила христианства. Современный поэт сказал:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Александр Кушнер.
II век – особая эпоха. Язычество еще в силе. Но христианство неумолимо стучится в души. Люди, и высокопоставленные, и простые, боятся новой веры, но и хотят понять. Однако только разумом уверовать невозможно. Пламенные борцы за веру служат ярким примером Красоты и Истины для окружающих. Господь стучится в сердца, наполняя их любовью, и остается в них.
В романе действие происходит в Риме, с которым, как с главным культурным центром на Западе наряду с Афинами, был связан начальный этап Церкви. Вместе с автором мы имеем возможность побродить по римским улочкам, понаблюдать за прохожими, явственно ощутить колорит эпохи.
Еще совсем недавно Иисус Христос ходил по земле и собирал на проповедь. Еще живы те, кто видел Его. Жив и последний из апостолов Иоанн Богослов, любимый ученик Иисуса Христа, неустанно призывающий людей любить друг друга. В книге на фоне деталей повседневной жизни особенно ясно выступают крупномасштабные фигуры великих учителей Церкви – священномучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, а также величайшего богослова Иринея Лионского. Хотя каждая из частей романа посвящена житию одного из них, их связывает единая историческая, духовная и логическая нить. Учителем святых Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского был апостол любви Иоанн Богослов. Святой Ириней Лионский – ученик святого Поликарпа Смирнского.
Согласно Преданию, священномученик Игнатий Богоносец, будущий епископ Антиохийский, родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя и ребенком присутствовал на проповеди Христа. Господь взял его на руки, поставив всем в пример словами “Таковых есть Царство Небесное”. С тех пор Христос пребывал в его сердце, делая его неустрашимым. Святой Игнатий управлял Антиохийской Церковью на протяжении 40 лет. Он удостоился видения небесного богослужения, слышал ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях получившее впоследствии широкое распространение антифонное пение, в котором происходит чередование хоров. Священномученик Игнатий был осужден на смерть во времена гонений императора Траяна. Когда император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе, Игнатий отказался. После этого его в оковах послали в Рим, чтобы отдать на растерзание зверям в Колизее. В своих посланиях, которые он написал по пути в Рим, святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: “Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым”. В одном из своих посланий святой Игнатий написал, оставив нам свое завещание: “Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие”. Узнав о мужестве святителя, император Траян прекратил гонения на христиан.
Священномученик Поликарп Смирнский жил в Малой Азии, в г. Смирне, в детстве он остался сиротой и был усыновлен благочестивой вдовой Каллистой. После ее смерти он раздал все имение бедным и стал вести строгий образ жизни, служа больным и немощным. Святой епископ Смирнский Вукол отечески полюбил Поликарпа и посвятил его в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие, и завещал после своей смерти поставить его епископом Смирнской Церкви. Будучи епископом Смирн, Поликарп обрел большую любовь среди паствы и священства, умело руководил Церковью и отважно боролся с гностицизмом, будучи самым уважаемым богословом Малой Азии. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. На склоне лет, на 86 году жизни, он был арестован и, отказавшись отречься от Христа, был приговорен к сожжению заживо на костре в гонения императора Марка Аврелия. Но пламя не касалось подвижника, и тогда он был убит мечом, кровь же его залила костер.
У Поликарпа Смирнского было много учеников, в том числе священномученик Ириней Лионский, который считается отцом христианской догматики. О его жизни известно немного. Родители его были христианами Смирны и сумели вырастить его в благочестии. Ревностное стремление святого Поликарпа Смирнского хранить и распространять веру со временем передалось и его ученику, Иринею, который отправился для этого в Галлию, а затем был возведен на Лионскую епископскую кафедру. Он много проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные Галльские области. Особенно известен Ириней Лионский как борец за чистоту веры с лжеучениями гностиков. Он изучил и описал целый ряд гностических направлений. Впоследствии эти труды были собраны в единое произведение, которое сегодня известно под названием “Против ересей”. Кроме этого, до нас дошло еще несколько его сочинений, в которых излагаются основы христианского вероучения и дается четкая характеристика наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и актуально и в наши дни. Священномученик Ириней Лионский мученически погиб в гонение императора Септимия Севера. Обстоятельства его смерти малоизвестны. Мы знаем наверняка лишь, что он был усечен мечом. Ему было тогда 72 года.
Жития этих великих подвижников документально описаны в древних источниках, памятниках христианской письменности, в том числе в мученических актах. Роман Константина Певцова – выдающееся художественное произведение, в котором реальные события описаны ярко и образно, художественно достоверно и вместе с тем исторически точно, при обращении к сердцу современного человека.
Книга дышит живым преданием Церкви; читатель невольно начнет переживать вместе с героями романа их искушения, сомнения, надежду и твердость в стоянии за правду даже до смерти. Ведь подвижникам тех далеких времен, когда “меч и звери” считались единственным “лекарством” против христиан, приходилось сталкиваться со страшными вызовами, но они вступили в бой и победили. Как они это сделали, что помогло им, где находили они силы, чтобы преодолевать все эти трудности, читатель узнает из настоящей книги, становясь свидетелем чуда пробуждения человеческой души, познавшей Бога, в унисон с эпиграфом романа: “Бог такой большой, что объемлет Собой всю Вселенную. И такой маленький, что вмещается в человеческом сердце…”
Художественность, тонкая историческая наблюдательность, глубина рассуждения автора, его видение темы и основательное знание материала делают книгу привлекательной для самого широкого круга читателей, а возвышенные примеры христиан первых веков, и в особенности их пастырей, трогают сердца, пленяют умы и укрепляют веру.
В книге много действующих лиц. Повседневная жизнь изображена пунктирно, но именно в ней произрастают зерна будущего мученичества за Христа. На фоне бытовых подробностей события далеких дней предстают перед нами глазами очень разных людей и даже животных, которые были послушны святым. Таков лев, за послушание Игнатию Богоносцу растерзавший его, ибо такова была воля Божия. Всех их сердец коснулся Господь и преобразил их.
Приближаются последние времена. И пускай они очень далеки от героических первых веков христианства, возможность христианского подвига не уменьшается. В последние времена по пророчеству святых отцов люди будут спасаться не великими подвигами, а бескровным мученичеством – терпением скорбей, болезнями в мирной христианской жизни. В первые века христианства цель последователей Христа отличалась масштабностью – привести к Богу как можно больше людей, и горячая вера подвижников противостояла яростному сопротивлению язычников. Сегодня нет таких явных чудес, люди кажутся теплохладными, но горячая вера может и должна проявляться в доброте, милосердии, великодушии. Это и есть та любовь друг к другу, о которой всегда говорил Иоанн Богослов; сердце, наполненное любовью, вмещает и Бога, Который есть Любовь. “Даждь ми, сыне, твое сердце”, – сказано в Притчах Соломона (Притч. 23, 26). Лишь сердце наше нужно Богу, и если мы искренне с любовью отдаем его, Он Сам научит и подскажет, какой тропой идти по жизни. Книга Константина Певцова “Сердце твое” может стать для современного читателя такой путеводной нитью. Память отцов, переданная через века, сильнее времени.
Елена Коржова