Народный артист

Это было много лет тому назад. Но моё воображение, с учётом моего преклонного возраста, когда время мчится с невероятной быстротой, говорит мне иное: это было совсем недавно. Я хорошо помню нашу встречу, когда брал у него интервью для газеты.
Мы беседовали в кафе общежития Военно-механического института на Обводном канале Санкт-Петербурга. В этом общежитии он ютился со своими студентами недавно возрождённой Школы русской драмы. Он был прост, лицо его сияло добротой и обаянием. На плечи накинут пиджак, на груди звезда Героя. В те годы, когда многое из советского прошлого стало предаваться охаиванию или, в лучшем случае, замалчиванию, артист Игорь Горбачёв с гордостью, даже в будничной обстановке, носил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. А этого звания в советские годы были удостоены совсем немногие артисты.
Он рассказывал о театре и кино, о том, что теперь происходит на сцене, на телеэкране, о падении нравственных устоев, на которых традиционно держалась отечественная культура. Говорил о Школе русской драмы.
– Нам удалось в 1992 году возродить это старейшее высшее учебное заведение, основанное двести лет тому назад выдающимся нашим артистом Дмитриевским, – рассказывал Игорь Олегович. – К занятиям привлекли лучших профессоров, преподавателей, театроведов, музыкантов и искусствоведов. Студенты у нас хорошие. Мы ни копейки с них не берём. Они живут бесплатно в общежитии. А существуем мы на спонсорские пожертвования. Мир не без добрых людей…
Слушая его и уже много лет зная Игоря Горбачёва, я всё больше проникался любовью к этому замечательному человеку и талантливому артисту. Позже не раз встречался с ним, брал у него интервью, был на спектаклях с его участием в Александринском театре, конечно, смотрел кинофильмы, в которых он снимался.
В театр и кино он ворвался как-то неожиданно и яростно. Первая роль на киноэкране – Хлестаков по пьесе “Ревизор” Н.В. Гоголя. Яркий, незабываемый образ! Думаю, что ни до И. Горбачёва, ни после него в кино и театре не было столь яркого, убедительного и темпераментного Хлестакова, которого создал Игорь Олегович.
Начало пути в самостоятельную жизнь как будто не предвещало ему актёрской судьбы. Но вскоре, после Лениградского университета, он становится студентом Театрального института на Моховой – курс профессора Леонида Фёдоровича Макарьева. А начало актёрской биографии пришлось на БДТ им. М. Горького, где его первой ролью в 1952 году был Дон Цезар де Базан по пьесе В. Гюго “Рюи Блаз”. Затем последовали другие роли. Вскоре артистические шаги молодого Горбачёва заметили и по достоинству оценили критики и видные деятели культуры. Советский историк театра и критик Б. Ростоцкий писал в те годы: “И. Горбачёв приносит с собой то верное жизненное самочувствие, с которого только и начинается ощущение правды в искусстве актёра, и это самочувствие передаётся зрителю”.
Горбачёв был актёром-художником, именно художником, с ясной и понятной зрителям позицией. Он нёс им добро, любовь, правду, счастье. Верил, что счастье есть истинное предназначение человека на земле. Спустя много лет устами главного героя в спектакле В. Соловьёва “Фельдмаршал Кутузов” он скажет: “Что такое счастье? Счастье – это гармония человека со своей совестью и с окружающей действительностью. Но если действительность плохая, то не изменяйте своей совести, а попробуйте изменить действительность”. Вспомним А.С. Пушкина: “Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному…”
Своё счастье И. Горбачёв нашёл в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, прославленной Александринке. Ему посвятил полвека артистической деятельности. Начинал вместе с прославленными артистами театра и кино Василием Меркурьевым, Николаем Симоновым, Юрием Толубеевым, Николаем Черкасовым, Владимиром Честноковым, Александром Борисовым. Я их всех хорошо помню. Каждый – личность огромного масштаба! В какой-то мере, вероятно, потому, что они были учениками и последователями выдающихся артистов, деятелей культуры, стоявших у истоков отечественного театра: Ивана Дмитриевского, Леонида Вивьена, Юрия Юрьева, Марии Савиной, Екатерины Корчагиной-Александровской. Игорю Горбачёву было у кого учиться, с кого брать пример в актёрском мастерстве, в гражданственности.
Он – тогда совсем молодой, простодушный, обаятельный, симпатичный, с ямочками на щеках – довольно быстро осознал свою миссию, которую возлагает прославленный театр на своего актёра. Это осознание началось, пожалуй, с таких ролей, как самоотверженный и неистовый Александр Ведерников в пьесе А. Арбузова “Годы странствий”, Алексей в “Оптимистической трагедии” Вс. Вишневского, обаятельный и лишённый лукавства Швандя в кинофильме “Любовь Яровая”. Постепенно, шаг за шагом он углублялся в постижение сути, предназначения искусства. Говорил, что актёру важно повести публику за собой, внушить ей те идеалы, которые исповедует он сам и которые составляют сокровищницу национальной мудрости. На всю жизнь запомнил наставление идеолога Александринского театра Ю. Юрьева: “Истинное значение театра – давать обществу такие устои, на основе которых могли бы вырасти лучшие его стремления”.
Повторю мысль, хорошо известную актёрам старшего поколения, но, как мне кажется, далеко не всеми мастерами культуры почитаемую в наше время: произведения сценического творчества только тогда значимы, когда они проникнуты социальным оптимизмом, желанием сделать жизнь лучше, интересней, радостней. А это даётся актёрам и их героям не просто, часто в борьбе, страданиях, а порой и в самоотречении. Именно таковы многие персонажи Горбачёва.
Один из них – хирург Устименко в пьесе “Дело, которому ты служишь” по трилогии Ю. Германа “Дорогой мой человек”. Владимир Устименко отказывается от научной карьеры, уходит в небольшую клинику, отвергает любовь во имя общественно полезного дела. Шутливо, однако точно заметила преданная ему Варя: “Слишком ты у меня принципиальный!”. В образе Устименко показаны характер и поступки не только конкретного человека, это образ целого поколения.
На сцене театра им. А. С. Пушкина Горбачёв сыграл десятки ролей, не меньше в кино и на телевидении. Вот некоторые из театральных ролей (кроме упомянутых): Морозов “Всё остаётся людям” С. Алёшина, Левин “Второе дыхание” А. Крона, Платон “Платон Кречет” А. Корнейчука, Малахов “Справедливость – моё ремесло” Л. Жуховицкого, Чичиков “Мёртвые души” по Н. Гоголю, Протасов “Дети солнца” М. Горького, Крымов “Пока бьётся сердце” Д. Храбровицкого, Ремез “Предел возможного” по И. Герасимову. Оценивая его актёрское мастерство, артисты театра и почитатели таланта Игоря Олеговича называли его самым александринским артистом. Высокая похвала!
Следует непременно вспомнить, что Игорь Горбачёв был и талантливым режиссёром, поставил немало спектаклей, прежде всего в те годы, когда он возглавлял театр, был его художественным руководителем (1975 – 1991).
Важно заметить, что герои Горбачёва не только положительные персонажи. Передать зрителю “лучшие качества”, безусловно, хорошо и это главное, но полезно показать и отрицательный тип, о поступках которого можно было бы сказать: это плохо, аморально, недостойно человека, не поступай так. Вот один из них – Ермил Зотыч Ахов в пьесе А. Островского “Не всё коту масленица”. Я дважды смотрел этот спектакль, где партнёршей Горбачёва была Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кулиш, которая являлась и его помощницей по Школе русской драмы.
Врезались в память дорогие мне мгновения из прошлого. В Александринке аншлаг! Зал в золотистом наряде! Партер, ложи и балконы заполнены зрителями – с хорошим настроением, праздничными, весёлыми. Драматург написал пьесу более ста лет тому назад, но как она современна! Престарелый купец Ахов кичится своим богатством, твёрдо верит, что деньги – это всё, что они помогут взять в жёны, а вернее сказать, купить приглянувшуюся ему молоденькую Агнию (Т. Кулиш). Но ни деньги, ни хитрость, ни изворотливость старика не приносят ему желаемого результата. И. Горбачёв своим талантом актёра и гражданина узнал в Ахове современного толстосума и мастерски показал хищное нутро этого паразита, для которого свято лишь одно – деньги и богатство. Когда Ермил Ахов говорит, что надо набивать карманы – время такое, зрителям становится ясно, что его устами говорит нынешний шкурник.
С горечью и болью в сердце говорил Горбачёв о том, что произошло с театром и искусством в 90-е годы:
Искусство должно точно знать, что такое добро и что такое зло. А многие люди сейчас этого не знают, нет идеалов. Что воспевать и против чего негодовать?.. Весь ужас в том, что искусство отражает жизнь, а мы в этой жизни сидим, как в грязном непроточном болоте…
Много внимания, начиная с 1992 года, он уделял Школе русской драмы. Назначение этого учебного заведения, как говорил Игорь Олегович, в том, чтобы готовить артистов, которые бы могли играть героев Чехова, Толстого, Тургенева, Гоголя, русской и зарубежной классики и которые бы оказались в состоянии посвятить свою жизнь возрождению глубокого, скромного, совестливого, исповедального русского драматического искусства. Но власти тогда не было дела до настоящего искусства. Государство не нуждалось в новом театральном учебном заведении. В стране начал править бал рынок. Куда податься бедным артистам? Замечу, что в начале 90-х годов и сам Игорь Олегович испытывал материальные затруднения. Но нашлись добрые и отзывчивые люди, помогли ему. Учебное заведение выстояло, преодолев трудности с помещениями, финансами, кадрами. В те годы студенты во главе со своим ректором, его помощниками, Заслуженными артистами РСФСР Татьяной Кулиш и Семёном Сытником, были частыми гостями в студенческих коллективах, на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали с концертами, показывали отрывки из спектаклей, исполняли песни, читали стихи.
Игорь Олегович тепло отзывался об этих встречах, особенно с молодежью:
Хочется, чтобы молодые люди были духовно богатые, чтобы они могли судить об искусстве, тонко его чувствовать. Ведь какое это счастье: видеть молодые глаза – тревожные и радостные, задумчивые и восторженные! И как радостно слышать суждения ребят о спектаклях – меткие и острые, обстоятельные и горячие!
Вспомним А. С. Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Именно такие чувства пробуждал Игорь Горбачёв в своих зрителях, в людях.
В 2003 году не стало человека, гражданина, артиста и ректора Школы русской драмы профессора И. О. Горбачёва. Эстафету от него, ректора, приняла Татьяна Петровна Кулиш. Руководила Школой семь лет, вплоть до своей кончины в 2010 году. Сегодня это учебное заведение входит в состав Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики. Является факультетом театрального искусства “Школа русской драмы имени И. О. Горбачёва”. Руководит Школой (декан факультета) и преподаёт актёрское мастерство Заслуженный артист РСФСР профессор Семён Семёнович Сытник – замечательный артист, сыгравший на сцене родной Александринки несколько десятков ролей. А питомцы Школы востребованы, работают в различных театрах, играют в спектаклях, снимаются на телевидении.
Родина, советская страна высоко оценила заслуги Игоря Олеговича Горбачёва, присвоив ему различные почётные звания, наградив его орденами и медалями. Об одном звании, достойном его выдающихся заслуг, я уже сказал. Но было и другое, может быть, наиболее почётное – звание Народного артиста СССР. И, конечно, любовь к нему миллионов.
Вячеслав Булгаков,
член Союза писателей России