Что такое известность?

Предполагается, что “известность” – это знание многих людей о данном писателе… Предполагается также, что известным ты станешь тогда, когда многие тебя прочитают. Но современность это уже неоднократно оспорила. Сейчас, чтобы стать известным, нужно старательно и неугомонно засвечиваться как можно чаще и в как можно большем количестве многолюдных шоу… Нужно, по возможности, шокировать публику, громко заявляя о чем-то, идущем вразрез с общепринятыми моральными стандартами. Если вам покажется, что участия в шоу мало для раскрутки вашего пиара, тогда срочно изобретайте какой-нибудь скандал, в котором вы будете центральным лицом. Скандал ныне – самое модное и самое популярное средство для приобретения известности… Если желанного скандала под рукой нет, значит, нужно его срочно изобрести и талантливо исполнить… Сейчас есть литераторы, которые, вроде бы, на слуху… Но приглядишься к ним и с удивлением понимаешь, что за их красивой претенциозной оболочкой ничего нет – одна пустота… И только пустота… Но есть и другой тип литераторов, которых я называю “подлинными”, “настоящими”… Они по начальникам не бегают и никакие литературные льготы и преференции для себя не выпрашивают… Они просто живут и просто работают, пока живы… Работают, пока рука держит перо и способна нажимать на клавиатуру…
За примером дело не станет… Я очень уважаю известного писателя Сергея Иванова. Вот о нем, пожалуй, и поговорю… Я знаю: он известности не добивался… Никакой суеты на этот счет в его жизни не было… Даже на всякие памятные собрания в Дом писателя не ходил, чтобы не отвлекаться от своей работы… И вот вам результат на сегодня: сорок шесть прозаических книг, две книги поэтических и книга избранной драматургии… И переиздания, переиздания… Одни только “Рецепты природы” переиздавались в разных издательствах бессчетное количество раз… А его поэтическая книга “Русский календарь” дважды прочитывалась на радио в прямом эфире от корки до корки – в определенные дни…
Дома у него хранятся три большущих картонных коробки, туго набитые читательскими письмами… Я перебирала их, пытаясь понять их авторов: какие они?.. Чем дышат?.. Некоторые письма мимолетно прочитывала…И какое-то странное, мистическое чувство у меня возникало… Мне думалось, что вот такие “настоящие” писатели, как Сергей Иванов, – это некие центры, которые держат нашу страну, не дают ей распадаться, сохраняют ее цельность… Потому что к ним, как незримые нити, стягиваются мысли и чувства многих людей… И чем больше таких центров любви, добра и милосердия, тем полнее и сердечнее, тем сильнее Россия, оберегаемая и любимая…
Деятельность Сергея Иванова не осталась незамеченной. Он награжден многими “очень почетными” грамотами. На его последний день рождения прислал красивый приветственный адрес Председатель Законодательного собрания Макаров…
И у наших “литературных зубров” есть слова о Сергее Иванове… “Обаяние прозы Сергея Иванова равно обаянию его личности…” (В. Крупин). “Сергей Иванов – это всегда хорошо!..”(Б.Стругацкий). “Спасибо за вашу замечательную книгу!.. Вы очень тонко чувствуете детскую душу!..” (В.Белов).
Что тут скажешь?.. На этом примере я, по-моему, очень ясно показала, что стать известным писателем можно, избегая суеты и скандалов, никого не эпатируя и не выпячивая вперед свою персону во что бы то ни стало… Не надо засвечиваться там и тут!.. Не надо участвовать в многолюдных шоу!.. Живите спокойно и достойно – и будет вам дано по таланту вашему!..

Светлана Смирнова,
искусствовед, вице-президент Фонда
социальной защиты художников Санкт-Петербурга