С Абиловым общаться настолько легко и просто, что абсолютно не возникает мысли – перед тобой личность знаменитая. Море обаяния, открытый взгляд, искренняя улыбка. Ни тени напыщенности, ни намека на “звездность”. Шерхан Абилов – популярный актер киностудии “Ленфильм”, снявшийся в более чем девяноста фильмах. Журналист с большим стажем и начинающий писатель. А еще он – горняк, пусть и бывший, но пронесший через всю свою жизнь огромную любовь к непростой профессии шахтера. “Мне снится по ночам, как я работаю в забое. Скучаю по горняцкому делу”.
Абилов – Казах с большой буквы. Он гордится своей родиной и нацией. Престиж Казахстана за границей для Шерхана Абдиевича – не пустой звук. Поэтому Абилов один из самых активных членов Казахского общества культуры, созданного в Санкт-Петербурге, и руководитель Представительства Республики Казахстан в Международном фонде поощрения социальных инициатив. Обостренное чувство гражданского долга привело его к знакомству с Майданом Кусаиновым, командиром поискового отряда “Мемориальная зона”, занимающегося поиском останков воинов-казахстанцев, погибших при обороне Ленинграда, установлением их имен и захоронением. Сегодня и сам Абилов принимает самое активное участие в работе этого отряда из Астаны, являясь его координатором. Ребята выполняют благородную миссию, раз за разом стирая “белые пятна” истории самой кровавой в мире войны. А еще наш именитый земляк – автор идеи открытия мемориальной памятной плиты на Невском пятачке, Аллеи памяти и славы в Кировском районе Ленинградской области. Так что с чистой совестью можно сказать, что его вклад в копилку казахстанско-российских отношений и военно-патриотическое воспитание молодежи поистине неоценим.
В петербургской квартире Шерхана Абдиевича одна комната полностью стилизована под казахстанские мотивы: ковры, корпешки, сувениры, посуда в национальном стиле, картины с изображением казахских святынь.
Гости-казахи с родины, побывав в гостях у семьи Абиловых, удивляются тому, насколько свято и бережно относится хозяин дома ко всему, что связано с Казахстаном. Жена Любаша – русская, россиянка, но приготовит такой бешбармак, шурпу или баурсаки, что пальчики оближешь. Сын Чингиз-Хан, родившийся и выросший в Санкт-Петербурге, владеет казахским – в детстве отец каждый год привозил его в Кентау, чтобы ребенок не понаслышке знал о земле предков и своих корнях. Не так давно Шерхан Абдиевич стал дедом. И хотя сладостные чувства к малышу-внучонку с гордым именем Тимурхан порой затмевают собой все, главным человеком в жизни Абилова был и остается отец. “Я в вечном неоплатном долгу перед своими родителями. Бесконечно люблю их. Простые люди, каждому из десяти моих братьев и сестер дали большую путевку в жизнь. Мамы давно нет, из детей нас осталось только трое. Каждый год я выкраиваю время, чтобы приехать в родной город, в первую очередь для того, чтобы навестить своего старика. В этом году снова заберу его к себе погостить”. От отца, скромнейшего человека, всю жизнь проработавшего кузнецом на Миргалимсайском руднике, Абилов перенял трудолюбие и доброту, ставшие отличительными чертами и его характера. “Но я могу быть вспыльчивым, когда на меня давят. А в окружающих ценю справедливость, точность, порядочность”.
Он и сам, по отзывам родных и друзей, соответствует всем этим моральным качествам. А еще Шерхан Абдиевич удивительно настойчив в достижении намеченных целей. Иначе из общественного корреспондента никогда не получился бы талантливый журналист, а из участника обычного драматического кружка и пионерского хора – востребованный российский актер. Два раза его “валили” на экзаменах в “Щуке” и Щепкинском, но детская мечта стать популярным артистом взяла свое.
Четверть века назад, еще работая в тресте “Золотошахтопроходка”, Абилов написал две статьи о машинисте электровоза Маккамбае Абдуллаеве. Молодого журналиста поразил тот факт, что человек, без нареканий и взысканий отработавший в шахте тридцать три года, не имел за свой труд ни одной благодарности или медали. Подумал: если я не могу дать человеку настоящую заслуженную награду, то пусть для него моей наградой станет статья о нем. Публикации вызвали положительный отклик у коллектива горняков и, естественно, негативный – у парткома. Абилов добился торжества справедливости, а скромному труженику надолго подарил радостное настроение и веру с чувством собственного достоинства и значимости. Как горную породу вытаскивают на поверхность, так и Абилов вытащил человека на свет.
С тех пор это стало как бы его почетной миссией – приносить окружающим людям Радость. Именно с этой позиции он и расценивает свою кипучую деятельность, которой бы с лихвой хватило на добрый десяток человек. Презентации, различные торжества, празднование памятных дат – это не просто очередные события в жизни Шерхана Абдиевича, это, в первую очередь, возможность выразить дань уважения тем или иным людям, сделать небольшие, но значимые подарки, отблагодарить теплым словом. Абилов никогда не продает своих книг, считая это чуть ли не постыдным делом. Он просто дарит их на память тем, о ком написаны его рассказы, путевые заметки и очерки, а это сотни человек.
Его главная жизненная ценность – семья. Любимое занятие – сниматься в кино. Он страстный коллекционер и любитель уединенного отдыха. Ненавидит хамство и ложь. Признает критику, но не критиканство. Мечтает о возрождении родного города, за который болеет всем сердцем. Вот такой необычный “звездный” человек с самыми обычными пристрастиями и запросами. Счастливый человек. Он ложится спать, когда тусклые северные звезды медленно гаснут на небосклоне. В восемь утра уже на ногах. Холодный душ, горячий крепкий кофе, просмотр электронной почты – и новый день начался. Для Шерхана Абилова он ,однозначно, будет насыщенным, интересным, ярким и никогда – пустым и серым, даже если за окном столь неприятная душе вечная сырость и промозглость города на Неве. Города, давным-давно ставшего родным.
Ирина Ковалева