Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся,
если в обществе есть нравственная идея,
праведная цель.
(Георг Вильгельм Фридрих Гегель)
Очевидное даже иностранцам неочевидно нашим соотечественникам. Почему же нет пророка в отечестве своем? Потому что нет единой идеи в нашем государстве, и пророк никем не будет услышан. В 13 статье Конституции РФ зафиксировано отсутствие права на существование единой государственной идеологии. Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества. Не случайно в нашем обществе все чаще звучат голоса в пользу мнения о том, что наша страна всегда была сильна своей идеологией. Значит, есть необходимость говорить об этом сегодня.
В то же время сегодня мы все чаще говорим о том, что без истории нет будущего. В истории любой страны, как в пироге, есть разные пласты: социальный, юридический, семейный, духовно-нравственный, культурно-просветительский. В пределах каждого пласта есть как позитивные, так и негативные явления, это тоже своеобразный плюрализм. Как же связать историю воедино? Очевидно, поиском ее основания, когда все веточки привязываются к единому стержню. Если по отношению к социально-юридическому пласту стержнем является конституция, то по отношению к духовно-нравственному – Господь Бог. Если человек противится против какого-либо слоя, он восстает против своего существа, поскольку и сам человек – существо многослойное, а жизненный путь представляет собой сложное многоуровневое образование. Из октябрьской речи Президента РФ на сессии международного дискуссионного клуба “Валдай” получили известность следующие слова: “Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового”.
Что же соединяет нашу страну больше всего в историческом контексте? Если посмотреть под таким углом на победы России, никого не оставит равнодушным стояние на реке Угре. Это знаменитые военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иоанном III, которые положили конец монголо-татарскому игу и способствовали становлению полностью независимого единого Русского государства. Монголо-татары встретили сопротивление русских и бежали сломя голову без видимой причины. Князь московский Иоанн III со всем воинством вернулся в Москву, “и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело”.Материалисты могут приписать это созданию русскими какого-то особого оружия. Но это подмена правды. Почему не согласиться с духовной истиной? Господь сказал: “Ищите Царствия Божия, все остальное приложится”. Но, к сожалению, часто бывает, что мы, влекомые нечистыми помыслами, желаем чего-то земного. Господь, Творец Неба и земли, никогда не пойдет на сговор с нечестивыми помыслами. Накануне битвы на Угре из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с ее заступничеством связывали спасение Руси от войск Тамерлана еще в 1395 году. Чудесное заступничество Пресвятой Богородицы спасло Русскую землю от разорения и в этот раз, после чего реку Угру стали называть “поясом Богородицы”.Таковы и последующие знаменитые победные битвы, в том числе во время Великой Отечественной войны.
Некогда для России министром народного просвещения в правительстве императора Николая I графом Сергеем Семеновичем Уваровым (1786-1855) была выведена емкая формула государственной политики России в области идеологии: “Православие. Самодержавие. Народность”. В этой формуле, словами основателя славянофильства Д.А. Хомякова, выразилось сознание русской исторической народности. Воплощение этой триады помогало выдержать самые тяжелые удары судьбы, о которых сэр Черчилль однажды сказал: “Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которое она оказалась способна. Царь сходит со сцены. Его и всех его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия уменьшают, его действия осуждают, его память порочат. Никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю – заживо, как древле Ирод, пожираемая червями”. Возможно, такое тонкое проникновение в историю у Черчилля было потому что премьер-министр Британии был прямой потомок Рюриковичей.
Сердце России – Троице-Сергиева Лавра. Собирание русских земель началось при преподобном Сергии Радонежском, первом русском святом, который целостно выразил русское национальное самосознание. Был такой святой муж, который подвизался в глубине дремучего леса в тяжких веригах и строгостью своей жизни подавал пример того, как удостоиться милости Господней. На всю Русь он просиял мудростью и святостью. Глубокий русский мыслитель, “русский Леонардо да Винчи”, священник Павел Флоренский сказал: “Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанным святым и при жизни, чудного старца, святого Сергия”. Подвиг Сергия Радонежского, возродившего духовную силу Руси в годы ордынского ига, служит напоминанием о том, что и в наше непростое время необходим прежде всего духовный труд. Духовная трезвенность Сергия – пример ясности, прозрачного и ровного света духовных истин. Преподобный Сергий, родившись семьсот лет назад, продолжает быть для каждого образом святости, простоты, правды, подавая пример духовной отваги и любви к Отечеству и продолжая дело древних подвижников благочестия, которые просвещали народы и своим примером привлекали к духовной жизни толпы язычников. Такова судьба, например, святителя Левкия, исповедника, который родился в далекой Александрии, получив при рождении имя Евтропий. Рано потеряв мать и живя в монастыре вместе с отцом, принявшим монашество, Евтропий воспитывался под духовным руководством игумена и монахов. Он оказался очень способным, прекрасно изучил Священное Писание. Когда игумен скончался, Евтропий был единогласно избран братией игуменом. Но Евтропий отказался, считая себя недостойным. Через семь лет отец его, на пороге своей кончины, получил откровение о том, что его сын получит новое имя – Левкий, означающее “Прииде на него Дух Господень”, и будет епископом, просветит всю Италию светом Христовой веры. Так и произошло. Левкий достиг духовных высот, и ему была дарована от Бога благодать чудотворений и изгнания бесов. Видя его подвиги, язычники тысячами обращались в христианство.
В свое время духовными руководителями мирян в России были оптинские старцы, которые раскрывали духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить жизненные обстоятельства, наставляли на пути ко спасению более века, продолжая и сейчас молиться за нас.
При всех различиях в понимании русского характера бесспорен вывод мыслителей разных поколений о том, что сознание и культура русской нации изначально основывались на религиозных ценностях. С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, И. А. Ильин, П. А. Сорокин основной чертой русского народа считали его религиозность, из которой следует искание абсолютного добра и смысла жизни. Так, И. А. Ильин связывал восстановление России с религиозным очищением и самобытным творчеством. Он выдвинул идею воспитания в русском народе национального духовного характера и считал необходимым создание христианской культуры. Русская идея, в его понимании, – это идея православного христианства, единственно верного мировоззрения, способного вывести из кризиса. С его точки зрения, в основу обновляющейся русской культуры должна быть положена созерцающая любовь. Православие и Пушкина И. А. Ильин называл главными, всегда утешающими лучами. “Путь духовного обновления” опирается, по И. А. Ильину, на семь вечных основ духовного бытия человека: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация. Всякое подлинное искусство, в его понимании, также имеет религиозно-духовные корни.
Что означает быть русским? – вопрошал наш современник митрополит Иоанн (Снычев). И также, отвечая, говорил о необходимости возвращения народу его исторической памяти: “Ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и, не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю”. Православная Церковь всегда была хранилищем живой веры и нравственной чистоты, источником всего уклада русской жизни. Благословение Церкви русского народа на высокое служение выразилось в известном пророчестве о великом будущем России, о Москве как Третьем Риме – хранителе Православного вероучения, его последнем оплоте, в котором утверждается торжество Божественной справедливости и любви. Это отражается на разных сторонах жизни русского народа. Так, В. В. Зеньковский, характеризуя особенности русской философии, отмечает занятость “темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории”. Отсюда особое внимание к моральным проблемам. И. А. Ильин сердечность называет типично русской чертой: “…русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь <…> Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что “Бог есть Любовь”. “Диктатура совести” – духовная основа русской идеи, подразумевающей исключительность русского народа, приоритет общих интересов перед индивидуальными, интуиции перед логикой. Обоснование национальной миссии России дало славянофильство, совершившее подвиг национального самосознания. Славянофилы угадали религиозно-синтетический дух русской культуры и считали, что роль интеллигенции как органа национального самосознания заключается в выражении народного духа и разума. А. С. Хомяков, основатель славянофильства, нашел в себе мужество предсказать грядущий упадок западной цивилизации, и все свое творчество посвятил обоснованию призвания России. В жизни и творчестве И. В. Киреевского, одного из лидеров славянофильства, отразилось его горячее стремление к возрождению русской культуры как культуры духа, ценностями которой являются духовные и нравственные. От идеи синтеза европейской культуры и русского начала И. В. Киреевский перешел к идее национальной культура в контексте православия. Православие понималось им как основа русского способа бытия, в котором внешние тяготы преодолеваются внутренним возвышением над ними. Соответственно, идеальный облик русского человека является духовным. Брат И. В. Киреевского, П. В. Киреевский, собиратель русского народного творчества, раньше других славянофилов ощутил особенный строй “русской души” и показал наиболее целостное понимание идей славянофильства. В народных песнях для П. В. Киреевского наиболее важным было содержание, отражавшее историю русского народа, его духовную жизнь.
На определенном этапе развития общества, в эпоху секуляризации культуры, духовная эстафета была подхвачена русской литературой, в образной форме поднимающей сложнейшие проблемы бытия, особенно ярко – во второй половине XIX века, решая задачу раскрытия духовного контекста жизни. Словами Д. С. Лихачева, если в Италии нацию создала музыка, то в России нацию создала литература. Святость – высшая ценность русского народа, поэтому ценности земные не рассматриваются им, словами Ф. М. Достоевского, как “священные принципы”. Известно его высказывание о том, что понятия “русский” и “православный” являются синонимами.
Но святое подвижничество не иссякало. Так, благодаря архимандриту Софронию мы знаем о духовных подвигах его учителя преподобного Силуана Афонского, русского по происхождению. Современное православие богато и другими именами великими именами: преподобного Паисия, схиархимандрита Гавриила, преподобного Гавриила Ургебадзе, митрополита Антония Сурожского и многих других. Это дает нам возможность погрузиться в русло духовной жизни, которая сослагается из желания служить Богу, исполнения этого желания и со стороны Бога ниспосылания Духа Святого. И тогда Духом Святым обогащаются мысли и труды.
Стекаются в единую реку малые ручейки стада Христова, предлагая дорогу, которой должен пойти, объединившись, народ, как некогда Минин и Пожарский, великие защитники земли Русской. Вместе мы делаем одно большое общее дело. В Санкт-Петербурге среди небесных покровителей святой праведный Иоанн Кронштадтский, все служение которого было проявлением самоотверженной любви. Его духовная дочь и близкий друг игумения Таисия, устроительница монастырей и школ при них, много потрудилась над созданием хорошего образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В деле духовно-нравственного просвещения посильное участие принимает и общественная организация “Общество памяти игумении Таисии”, которая уделяет особое внимание просветительской работе и заботе о внутренней жизни наших современников, выпуская широкий ассортимент книг русских богословов и церковных писателей ради духовного обновления России. В Санкт-Петербурге силами членов Общества было приведено в порядок нуждавшееся в капитальном ремонте здание, выделенное администрацией города Обществу для восстановления и последующей культурно-просветительской, нравственно-педагогической и благотворительной деятельности. Здесь особое, благоговейное отношение к книге – важнейшему источнику приобщения к духовной жизни. Традиции старинных изданий, отражающих высокий аскетический дух прошлого, сочетаются с использованием современных методов дизайна. Обширная благотворительная деятельность членов Общества памяти игумении Таисии всегда находит благодарный отклик в сердцах людей, которые учатся милосердию, жертвенности, бескорыстному служению людям, возрастая в доброте. Члены Общества поэтому имеют все основания надеяться и на поддержку государственных структур. Труды членов Общества, получившие благословение великих старцев современности, освещены молитвенным деланием и упованием на Божественную милость.
Россия, как Третий Рим, не существует сама для себя. Это неоднократно подчеркивалось мыслителями прошлого и настоящего. Завершить статью можно словами патриарха Никона, который отмечал: “Я стремился, чтобы Русь, единственное православное царство, могла стать местом культуры, просвещения и высшего благочестия, чтобы она явила и ту удерживающую власть, которая препятствует разлитию по всему миру отступничества”.
Елена Коржова