В самом сердце Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью находится удивительная по своей красоте, исторической и духовной значимости жемчужина – Храм во имя Воскресения Христова, иначе – Храм Спаса на Крови. Современные петербуржцы и гости города привыкли воспринимать храм преимущественно как яркий, нарядный памятник русской архитектуры. В действительности это необычный храм-памятник трагическому событию в истории нашей страны – гибели императора Александра II вследствие злодейского покушения, подготовленного членами тайной террористической организации “Народная воля” 1 марта 1881 года. Собор стоит у места смертельного ранения Государя. Это храм покаяния народа за убийство своего царя-мученика.
Александр II вошел в русскую историю как царь-реформатор, совершивший масштабные преобразования страны, пребывавшей в тяжелом экономическом положении после Крымской войны.
Отмена крепостного права в 1861 году, давшая личную свободу и права 23 миллионам российских крестьян, открывшая путь экономическому развитию России, дала прозвание Александру II Царь-Освободитель. Реформы, последовавшие за отменой крепостного права: земская, судебная, военная, народного образования и многие другие – затронули все стороны российской жизни. Развитие промышленности, строительство железных дорог, привлечение всех слоев населения к решению местных проблем, самая прогрессивная в мире судебная система, реорганизация армии, присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну великой державой и способствовали обретению международного престижа. Император стал освободителем и для балканских народов, за свободу и независимость которых Россия воевала в русско-турецкой войне 1877-78 гг.
Однако у России и самодержавия были враги и внутри страны. Организация “Народная воля”, возникшая в конце 70-х годов XIX века, выбирает своим методом борьбы террор. Прогремели взрывы бомб. Александр II, истекая кровью, скончался. Это трагическое событие вызвало потрясение у всей России. Место трагедии стало местом паломничества, где возносились молитвы за душу убитого Царя. Люди ощущали цареубийство как личную трагедию, видя в ней параллель с Евангельскими событиями. Как Царь Небесный Иисус Христос принял мученическую кончину за грехи всех людей, так и Царь земной Император был убит за грехи русского народа.
Желание увековечить память о погибшем Царе-Освободителе охватило все слои населения, в том числе и беднейшие. Санкт-Петербургская Городская дума выступила инициатором увековечения памяти императора Александра II постройкой памятника или часовни, обратившись с этим предложением к новому царю, Александру III, который одобрил эту идею и выразил желание не ограничиваться часовней, а построить на набережной канала церковь. Храм был создан на народные деньги, строился и украшался лучшими мастерами конца XIX – начала XX века. В Клировых ведомостях храма, хранящихся в фонде Петроградской духовной консистории в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, отражена краткая история храма, который является художественно-вещественной данью и живым отголоском молитвенного желания народных сердец создать на месте смертельного поражения государя-императора церковный памятник – сначала в виде часовни, а потом вследствие достаточно обильных народных пожертвований и в виде отдельного храма. Из нескольких проектов был утвержден проект профессора архитектуры А.А. Парланда, и 6 октября 1863 г. произошла закладка храма. Он строился 24 года. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI-XVII веков. Высота девятиглавого храма 81 м. Это число символизирует год гибели царя.
Прекрасный каменный храм облицован с внешней стороны по цоколю русским гранитом, а с внутренней стороны на высоте трех с половиной аршин – мрамором. С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчеркиваются достижения России в период правления Александра II. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
9 августа 1907 г. состоялось освящение храма Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, членов царской фамилии, членов Государственного совета, сенаторов и других лиц. С тех пор в храме ежедневно совершалось богослужение: по будням – вечерние службы с 17 часов, в выходные и праздничные дни – литургия в 10 часов утра. После литургии служилась краткая заупокойная лития. Храм вмещал в себя около 1600 молящихся. Причт состоял из восьми священников во главе с профессором догматики Духовной академии протоиереем П.И. Лепорским. В отличие от обычных приходских церквей в храме не исполнялись требы как не соответствующие его статусу (крещение, бракосочетание, отпевание умерших). Храм был причислен к Министерству императорского двора, расходы на его содержание отпускались из средств Государственного казначейства, что составляло более 40 000 рублей в год.
Символично, что храм в послереволюционный период в определенной мере повторил судьбу царя-мученика. В 1917 году прекратилось поступление казенных денежных средств на содержание храма, в связи с чем настоятель, Петр Лепорский, обратился к жителям Петрограда с предложением объединиться вокруг храма и по мере сил и возможностей разделить заботу о поддержании в нем благолепия. По указу Народного комиссариата в марте 1918 года храм Воскресения и его сокровища перешли под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики. В конце мая 1918 года комиссариат устанавливает свой штат служащих в храме, а в январе 1920 года передает его на условиях полного содержания церковной двадцатке, сделавшей Спас на Крови обычной приходской церковью. Скудные пожертвования прихожан не могли покрыть эксплуатационные нужды здания. Так, в здании не было отопления даже в зимний период.
В 1920-е годы Спас на Крови, как и почти все русские храмы, был разграблен, лишившись большей части своих богослужебных предметов. Эксперты Академии истории материальной культуры под давлением властей объявили храм типичным памятником упадка русской архитектуры конца XIX века, не представляющим ни художественной, ни исторической ценности. Отсюда следовал вывод: храм можно было беспрепятственно грабить. С 1921 по 1923 год комиссия по изъятию церковных ценностей неоднократно проводила конфискацию церковного имущества в соборе и его ризнице. Были изъяты оклады, лампады, подсвечники, ризы, дискосы, ковчеги для святых даров, три напрестольных Евангелия, отличавшихся необычайным богатством оформления.
В декабре 1930 года был организован судебный процесс для обезвреживания “монархической контрреволюционной церковной организации, направленной на свержение советской власти”. Число осужденных составило 132 человека. Судьба их трагична, почти все они, как и митрополит Ленинградский Иосиф, были или расстреляны или приговорены к большим срокам концлагерей. 30 ноября 1930 года президиум ВЦИК выносит постановление о закрытии Спаса на Крови. Здание храма снимают с учета в Главнауке, а в январе 1931 года все его 14 колоколов отправлены в переплавку. Комитет по охране памятников революции и культуры дал свое согласие на уничтожение храма. Предполагалось, что здание храма будет снесено, поэтому собор временно использовался как склад. Активная подготовка к ликвидации здания началась в 1941 году и была приостановлена только в связи с началом войны. В годы блокады в соборе размещался морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций. Также здесь размещались мастерские, картофелехранилище. Здание продолжало разрушаться, к разрушениям военного времени добавились разбитые стекла окон; через отверстия от осколков в куполах и кровле внутрь попадала влага. В 1956 году городские власти задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Это была новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года принято решение об организации в здании филиала музея “Исаакиевский собор” К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации, начавшейся в начале 80-х годов.
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник “Спас на Крови” открылся для посетителей. Возрождается и духовная жизнь храма-памятника. 23 мая 2004 года храм был заново освящен, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия. 21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на Крови). В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Куксевич), секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления, благочинный Центрального округа. Литургии совершаются по воскресеньям, в дни великих и двунадесятых праздников. В день трагической кончины императора совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя.
Храм строился 24 года, затем подвергался насилию и унижению, восстанавливался 27 лет и на сегодняшний день восстановлен. Однако, к сожалению, большей частью Спас на Крови воспринимается как музей, толпы туристов пополняют казну. Между тем, это особенный храм, храм-покаяние русского народа, храм-памятник русскому самодержавию. Он должен действовать в полную силу, являясь напоминанием о существовании деструктивных сил и предостережением на будущее, предупреждением опасности разрушения человечности, духовности, государства. Слишком многое из исторического прошлого России напоминает тревожное сегодняшнее время.
Елена Коржова