Найти в человеке человека

«Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой. И тогда история этого языка будет значительней, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана».
В. К. Кюхельбекер

Через язык как средство общения народы познают внутренний мир друг друга. Изучая язык, представители других народов лучше понимают носителей языка, находят общие точки соприкосновения, общие проблемы и смыслы, что благотворно сказывается на межнациональном общении.
Русский язык отличается многообразием смыслов, символичностью, благозвучием, одухотворенностью, отражает богатую палитру переживаний, многогранность человеческой натуры. За такой его сложностью кроется подлинная простота, выражающая суть вещей. Богатству русского языка нет аналогов. Все знают проникновенное стихотворение в прозе И. С. Тургенева о русском языке: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Литературный язык – это форма общенародного языка, понимаемая всеми говорящими на этом языке как образцовая. Отсчет истории русского литературного языка традиционно начинается от возникновения письменности. Александр Семенович Шишков (1754-1841), в одном лице – адмирал, писатель, ученый, министр, наставник юных – полагал, что современный русский язык должен формироваться на собственной традиционной основе, ядром которой выступает церковнославянский язык и древнерусские произведения. Язык в понимании Шишкова – квинтэссенция национального самосознания и культуры, основа воспитания патриотизма. Всю жизнь А. С. Шишкова очень занимало происхождение русских слов. Будучи автором Славянорусского корнеслова , он считал, что все слова произошли от основных первоначальных корней.
В унисон вышесказанному звучат слова басни И. А. Крылова Листы и корни :
Так корни говорят листам:
Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас .

А. С. Шишков писал и детские повести. В его литературном творчестве значительное место занимают произведения, созданные в защиту родного языка, с бережным вниманием к происхождению и значению слов, из которых, его словами, складываются красоты мыслей . Именно такими словами складываются простые и ясные беседы, построенные как диалоги 80-летнего дедушки и 10-летней внучки Сонюшки, которые составляют основу недавно переизданной книги Беседа мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах . В свое время эта книга имела всенародную известность.
Деятельность А. С. Шишкова оказала значительное влияние на творчество многих писателей: И. А. Крылова, Ф. Н. Глинки, В. К. Кюхельбекера, А. С. Грибоедова, – а также в целом на русское просвещение, политику, идеологию.
Русский язык певуч, плавен, близок к песенному звучанию и воспринимается душой как благозвучие. Петр Васильевич Киреевский был собирателем и большим знатоком русского фольклора. Он раньше других славянофилов ощутил особенный строй русской души . По мнению братьев Киреевских, в русском способе бытия внешние тяготы преодолеваются внутренним возвышением над ними. В народных песнях для Киреевского наиболее важным было содержание, отражавшее историю русского народа, его духовную жизнь. Его привлекали народные духовные стихи, полные искреннего благочестия, от которых нельзя требовать догматической точности, но можно воспринимать их как полевые цветы , которыми народ украшает священные предметы. Петр Киреевский издал Собрание русских песен – в него вошли и песни, записанные Пушкиным и другими поэтами. Народное творчество глубоко интересовало Пушкина и оказало большое влияние на формирование его стиля и языка. Он записывал пословицы и поговорки, записал за два года в Михайловском более полусотни песен. И сегодня во всем мире любят русские песни, в которых отражается стремление познать мир и любование миром.
Художественная литература – неистощимый кладезь знаний о человеке. Искусство способно адекватно передать содержание, не передаваемое логическим рассуждением. Особенности русской литературы связаны прежде всего с тем, что в ней художественными средствами воссоздается мироощущение русского человека. Его внутренний мир многообразен, но при этом отчетливо проступает потребность в гармонии, в осмыслении бытия, в принятии духовных ценностей. Известен интерес других народов к русской литературе, которая столь ярко освещает все закоулки человеческой души.
Писательство на Руси всегда являлось формой внутренней работы, самопожертвования и служения. Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы – все эти высокие свойства ее несомненны – это замечательные слова Н. О. Лосского, глубокого отечественного мыслителя, в первую очередь следует отнести к русской классической поэзии, которая в большей мере, чем проза, выражает непосредственные переживания души.
Однако, как сказал Н. В. Гоголь, есть особенный лиризм русских поэтов, чуждый страстных увлечений и полный торжествующей духовной трезвости – ведь русская душа, сознательно или бессознательно, как бы сама собой чувствует каждый предмет в его законном соприкосновении с верховным источником лиризма – Богом . А. С. Пушкину принадлежит мысль, которую развивали затем русские мыслители, о том, что русская литература рождается из истории России. Дело поэта – воскресить минувший век во всей его истине . И сам Пушкин точно определил свое место в истории:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
( Памятник ).

А. С. Пушкин относится к таким писателям, поэтам, судьбы которых настолько значительны, что представляют судьбы всего народа. С легкой руки Аполлона Григорьева широкую известность получила фраза Пушкин – это наше все . Чтобы развернуть ее, лучше, чем Н. В. Гоголь, друг и единомышленник Пушкина, не скажешь: Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла . Знаменитая Пушкинская речь Ф. М. Достоевского незадолго до его смерти была расценена современниками как пророческое описание будущего России. Пушкин для Достоевского – символ русского народа, черты которого – потребность в страдании, смирение, осознание зависимости от воли Бога. Поэтому он легко принимает других и в будущем поведет за собой.
Имя Пушкина стало символом и собственно поэзии, и национального гения. Путь Пушкина – в постоянном стремлении к горнему, духовному, небесному и в преодолении земного, житейского тяготения. Имея пламенное сердце, преисполненное благородной доброты и искренности, он обладал безошибочным взглядом на сущность вещей, независимо от их происхождения и природы (И. А. Ильин). Словами И. А. Ильина, главный вход в русскую литературу – это Пушкин. Митрополит Анастасий (Грибановский) писал, что в Пушкине, поэте и творце Божией милостью, находит высшее выражение творческого дух русского народа.
Вероятно, наиболее ярко раскрытие духовного контекста жизни и внутреннего мира русского человека выразилось в русской литературе XIX века. Нами показано, что существует тесная связь личности и творчества писателей, которые показали все многообразие человеческой натуры русского человека.
Русские писатели видели несовершенство человеческой природы и стремились показать и дурное, и доброе ее начала. Однако 95% творчества А. П. Чехов посвятил описанию искажений личности, механизма зла, и только оставшиеся 5% относятся к характеристике нормы, гармонии, добра, духовного возрастания. Эти 95% – абсурдный, хаотичный мир человека, не имеющего высших ценностей. В произведениях Чехова действуют обыкновенные люди в ситуациях обыденной жизни. Ситуация сама по себе может быть случайной, повседневной, обыденной, но может также быть и судьбоносной. У Чехова наиболее часто встречаются крайние варианты личности – с чрезмерно пассивной ( человек-животное , человек-автомат ) и чрезмерно активной жизненной позицией ( самореализатор ), а также промежуточные типы – влюбленный мечтатель , делец . Также немало встречается ищущих смысл, меньше – нашедших. К первым относятся типы разочарованный , благородный чудак , ко вторым – духовный человек .
У Н. В. Гоголя мы видим четко выраженные этапы творчества: в начале творческого пути он стремился показать негатив , в конце – напротив, его интересовали преимущественно закономерности духовного возрастания. У Гоголя в начале творчества личность в фантастических условиях, позже в реалистических. Жизненная ситуация, проявляющая внутренний мир, представлена, прежде всего, жизненным событием – неким судьбоносным этапом, переломным моментом жизненного пути. Гоголь – мастер описания личности с максимально пассивной жизненной позицией, или объектной . Эту предметность личности Гоголь прекрасно описал в Мертвых душах , когда предметы символизируют личность. Вторая группа характеризует лиц с нравственным дефектом. Иногда типы Гоголя могут явно казаться социальными (например, в Выбранных местах действуют помещик , губернатор , живописец , поэт ). У них может быть разное имущественное или социальное положение, но вопрос о духовно-нравственном самоопределении является центральным и рано или поздно встает перед каждым. Наконец, Гоголь немало сказал и о самом пути, ведущем к духовному преображение в Боге, – только уже большей частью в жанре духовной прозы, а также своей собственной жизнью.
Целью Ф. М. Достоевского было показать возможности духовного возрастания, и потому он особое внимание уделяет позитивному началу человека. Вместе с тем, он изображает борьбу добра и зла в человеке, а также победу не только зла, но и добра. Достоевский помещает персонажа в нереальные жизненные условия, реалистично проявляющие внутренний мир. Достоевский больше мистик , и в его личности мы обращаем внимание на переживания, внутреннюю переработку жизненных обстоятельств и особенно крупных жизненных событий. В персонажах внутренний план действий централен. Личностный принцип Достоевского, в отличие от Чехова, лишь открыто онтологичен, снимая субъект-объектное противостояние: человек у Достоевского объемен, выходя в духовно-нравственную плоскость, и оценивается в соответствии с ее законами. Достоевский знаменит прежде всего крупными произведениями, которые позволяют подробно рассмотреть весь жизненный путь или значительную часть его и обнаружить закономерности личностного движения к добру или ко злу. Достоевского также интересует, как проявляется пассивность жизненной позиции, когда человек во власти телесных побуждений ( человек-животное ) и сверхактивность , когда в действии душевные страсти эго. Мечтателей у Достоевского также много, но они мечтают не о любви, как у Чехова, а о славе ( честолюбивый мечтатель ). Дельцов нет совсем: материальное благополучие само по себе не слишком занимает его героев. Большая часть персонажей отличается выраженной творческой направленностью, что позволяет Достоевскому внимательно рассмотреть вопрос человеческой свободы и нравственного выбора – механизма духовного движения. Персонажи, погруженные в поиск смысла жизни, а также обретшие его, в значительном количестве.
Таким образом, отличительными чертами русской художественной литературы являются:
* духовные основания; отражение мироощущения русского человека;
* одухотворенность творчества, любовь к Богу, миру, человеку;
* писательство как форма самоотвержения и служения;
* пути обретения целостности и внутренней гармонии при условии деятельной любви.
Знакомясь с лучшими произведениями русской литературы, красота языка которой ощутима даже по переводам, представители других народов познают ценности русского народа, его духовную жизнь, искренность и открытость общению с другими народами. В. В. Набоков после нескольких попыток сделать стихотворный перевод Онегина пришел к заключению, что создать адекватный поэтический текст по-английски невозможно. Казалось бы, здесь некое противоречие со словами М. И. Цветаевой: Как может быть непереводим переведший, переложивший на свой (общечеловеческий) язык несказанное и несказанное? Однако в этом вся сложность и глубина русского языка, но и его открытость всем народам.
Общечеловечность русского народа Ф. М. Достоевский называет национальной русской идеей: найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу . В ней заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода и заключается, – единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства .

Елена Коржова