Пространство света

Поэт и прозаик Игорь Георгиевич Кравченко родился 23 июня 1936 года в Минеральных Водах в семье железнодорожников. Предвоенное, военное и послевоенное детство будущего поэта прошло в Краснодаре и Ростове, станицах Засовской и Крымской, куда получала назначения его мать, работавшая инженером путей сообщения. С первых же дней войны она стала начальником санитарного эшелона, вывозившего раненых бойцов с линии фронта в тыловые госпиталя. Отец Игоря Кравченко пропал без вести в первые месяцы Великой Отечественной войны. После окончания в 1954 году Краснодарской школы Игорь Кравченко поступил в Военно-Медицинскую академию в Ленинграде. В академии начал писать стихи и их публиковала многотиражка академии. В 1960 году, получив диплом врача и лейтенантские погоны, Игорь Кравченко отбыл на Тихоокеанский флот, где служил в течение 17 лет – на Камчатке, во Владивостоке, на Русском острове.

* * *
Между Россией и Америкой
лежит великий океан.
Вода прозрачная у берега –
и в день погожий, и в туман.
* * *
Этот остров у края России,
видно, Русским был назван не зря.
Здесь косые дожди моросили
и не яркая тлела заря.
В 1962 году Приморское книжное издательство выпускает его первый сборник стихов Я ищу тебя , а после издания второй поэтической книжки Капля неба , в 1968 году Игоря Кравченко принимают в Союз писателей СССР.
Отзывы на его стихи пишут известные поэты: П. Антокольский Так начинаются поэты в газете Комсомольская правда ; В. Шефнер Дыхание простора в газете Красное знамя .
Потрясает поэта природа Сибири и Дальнего Востока во всех её проявлениях: Транссибирская панорама , За гранью Сихотэ-Алиня… , Над Камчатской долиной , цикл Земля чавчувенов , Танец шамана , О Сахалине , Ход лосося , Женьшень , Метеор , Над заливом, на сопке скалистой… , Травы упираются в обрывы… , Рыбы , Черепаха , Дельфины , Киты .
В 60-е – 80-е годы наряду с другими поэтами-шестидесятниками его стихи печатали журналы Дальний Восток , Юность , Смена , Молодая гвардия , Советский воин , Звезда , Дон , альманахи – День поэзии и Поэзия , газеты – Красная звезда , Комсомольская правда , Литературная Россия . Бум поэзии набрал силу и к началу восьмидесятых ещё не ослабел. О времени шестидесятников Игорь Кравченко пишет так:

Правых нет и виноватых,
словно ветер по кустам,
далеко в шестидесятых
бродят тени здесь и там.
Бестелесны и воздушны,
словно утром летний свет,
только памяти послушны
тех прекрасных звонких лет.
На устах слова прямые,
души радостью полны,
молодые-молодые,
ни забот, ни седины.
Впереди на четверть века
сколько радуг и тепла!
И дорога человека
бесконечна и светла.
И тревога не витает,
ясен синий небосвод,
и никто из них не знает,
что ещё произойдёт.
1989

Рождённый перед войной, Игорь Георгиевич Кравченко помнит годы войны через детские впечатления – Перед войной , Эшелоны (посвящённое маме), Козетта , Белая позёмка , Баллада о записке, найденной в патроне , 1945 , Меж мокрыми лугами , Эхо войны , Сорок третий, сорок третий… , Монолог неизвестного солдата . В стихотворении Мост в детство он пишет:

Через мост, что остался в наследство
бликам памяти ранней, туда
я спешил в отлетевшее детство,
где бурлила речная вода.

В 70-е годы Игорь Кравченко уже широко известный поэт: М. Асламов пишет статью о его творчестве Что есть живая вода (журнал Дальний Восток , 1974 г., 10 июня).
Во время службы на Дальнем Востоке выходят его книги Далёкие стаи (1973) и Свет океана (1976).
В 1977 году И. Г. Кравченко уволился в запас, вернулся в город детства Краснодар и окунулся в творческую работу – в Краснодаре и в столичных издательствах выходят его книги стихов и затем прозы.
В 1978 году Военное издательство Министерства обороны СССР выпускает его книгу стихов Грань земли .
C 1979 по 1981 год Игорь Георгиевич Кравченко учится в Москве на Высших Литературных курсах. В это время его произведения переводятся на языки народов ближнего и дальнего зарубежья.
В небольшой статье представить творчество Игоря Кравченко трудно, он пишет повествовательные стихи: Перевал , Дорога , Баллада о командоре , Ивановы журавли , В старом дворе , Прощание с городом , Пушкинская баллада , Казнь Мартынова , Надежда и вера , Ярость . Создаёт образы: Дарья Савельевна , Василий Иванович , Семь рублей , Тётя Мотя , Биография .
В этих стихах, как в повести, есть экспозиция, завязка, развитие действия и развязка. Это талантливые художественные произведения, отражающие пространство и время, прошлое и настоящее, мысли и чувства современников, социальные и нравственные проблемы, выраженные в метафорической форме – языком поэзии. Размышляя, он призывает читателя думать, не быть равнодушным, пассивным.
У поэта Игоря Кравченко явная тяга к крупным поэтическим формам – поэмам: Хан , Щит Олега , Старый шкипер , Звериный круг .
Своё отношение к истории России он выражает в романтических балладах: Побег Игоря из половецкого стана , Баллада о командоре , Баллада о погибшем фрегате , Черноморская баллада , Пушкинская баллада , Баллада о Варяге , Баллада 1812 года . Поэт остро ощущает свою сопричастность к истории России в ее сегодняшнем дне:

Пылят впереди эскадроны,
я сам на гнедом дончаке,
храпят взгорячённые кони,
поводья зажаты в руке.
Не чувствуя за год усталость,
смеюсь я, безусый корнет.
А мне до рожденья осталось
сто двадцать непрожитых лет.

И неудивительно, что поэт начал писать прозаические произведения: Перед салютом (1980), Полоса прибоя (1984).
В 1984 году Игорь Георгиевич Кравченко переезжает в Ленинград и включается в работу Ленинградского отделения Союза писателей СССР. В 1990 – 1991 годах заведует отделом литературы в ленинградском Новом журнале . С 1992 года начинает работу в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете на кафедре Отечественной и зарубежной литературы и руководит литературной студией Меловая черта . Под его редакцией выходят коллективные и авторские сборники стихов поэтов-студентов. С 2012 года руководит литературной студией при библиотеке имени А. С. Пушкина. За плечами у него уже большой жизненный и писательский опыт, которым он щедро делится с будущими поэтами и читателями.
Предлагаемые мной его стихотворения вполне можно отнести к наказу и молодым, и не очень. Он постоянно размышляет, призывает думать, не спешить делать поспешные выводы:

Пока живём на белом свете
и пьём вино, и хлеб жуём,
пока вокруг смеются дети,
а неба синий окоём
ещё навстречу нам стремится
и песня слышится вдали,
пока крылом упругим птица
рисует знаки у земли,
трещит костёр в речной излуке,
храня тепло в сухой золе,
не опускай бессильно руки –
не всё так плохо на земле.
1998

Благодарность
И корм приходился порой не в коня,
случалось дождливое лето,
а женщины всё же любили меня,
я им благодарен за это.
За краткие встречи и долгие дни,
за яблоко с трепетной ветки,
за то, что лукавили в чём-то они,
и я вырывался из клетки.
Я им благодарен за жизнь под луной
от века до краткого мига,
за всё, что ещё происходит со мной,
пока не дочитана книга.
И помня ту первую в жизни зарю,
где в радуге радость и сила,
я каждую женщину благодарю
за всё, чем она одарила.
2002

Стихи и проза Игоря Кравченко печатались в Литературной газете , в журналах Аврора , Воин России , Бежин луг , «Русский мир», Новый журнал , в альманахе День русской поэзии и коллективных сборниках и антологиях, издаваемых в Санкт-Петербурге, Москве и на Дальнем Востоке.
В Петербурге он издаёт книги прозы: Опалённый горизонт (2005); День возвращения (2011); Не зову не забуду (2013).
Книга Опалённый горизонт содержит остросюжетные повести, рассказывающие о жизни наших людей в условиях оккупации во время Великой Отечественной войны и в первые годы после войны. Повести полны автобиографических подробностей. Героями романа День возвращения являются молодые люди, которым приходится решать драматичные нравственные проблемы.
Не зову не забуду – автобиографический роман и написан он от первого лица. Игорь Кравченко рассказывает в нём о событиях и людях 60-х годов прошлого века. Все герои романа реальные люди, среди которых есть и известные личности: Павел Антокольский, Александр Твардовский, Михаил Дудин, Вадим Шефнер, Глеб Горышин, Ия Савина. Проза Игоря Кравченко адресована широкому кругу современных читателей.
Не одно десятилетие он активно участвует в жизни писательского коллектива: является членом редакции и главным редактором коллективных поэтических сборников, издаваемых Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России. Он часто является членом жюри поэтических конкурсов, читает книги коллег, участвует в их презентации, выступает в библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
К своему 80-летию поэт Игорь Кравченко издал избранные стихи и поэмы Пространство света . Это многолетний итог работы автора в поэзии. Из этой книги я сделала две тематические подборки и опубликовала их на сайте Дома писателей Под тяжестью погон и О Мужской сути …
О жизни и творчестве И.Г. Кравченко есть публикация в энциклопедическом словаре Литературный Санкт-Петербург XX век , том I, Санкт-Петербург, Филологический факультет СПбГУ, 2011.
Игорь Кравченко – поэт-патриот и поэт-лирик, и во всех его повествовательных стихах есть лирический фон – или природы, или особого настроения души.
Так случилось, что юбиляр родился 23 июня. В этот летний день родилась и Анна Ахматова. Не менее интересно и то, что не одно лето Игорь Георгиевич отдыхал в Комарово в дачном домике, в котором ранее жила и Анна Андреевна, и называла этот домик всем известной Будкой .
К творчеству Игоря Кравченко эти совпадения не имеют никакого отношения. Но стихотворение, говорящее об этих ему не безразличных фактах, всё-таки есть.

В Комарово
Багряный лист упал на подоконник,
пчела, жужжа, садится мне на стол.
Приветом от Ахматовой шиповник,
внезапно брызнув, под окном расцвёл.
Под соснами и время незаметно
струится, словно в небе облака.
Душа зовёт кого-то безответно,
и грусть её спокойна и легка.
И кажется – в какой-то миг единый,
прорвав кольцо холодных, поздних гроз,
опять тепло прольётся на вершины
высоких елей, трепетных берёз.
И лето, озарив прощальным светом,
из самых первых чисел сентября,
кленовый лист пришлёт на стол с приветом,
ни слова ни о чём не говоря.
Будка , 1999

На этой лирической ноте хочу закончить статью и пожелать писателю Игорю Георгиевичу Кравченко долгих лет жизни и вдохновения.

Надежда Перова,
член Союза писателей России