Где Дух Господень, там свобода

Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,
то не говори,
что потерял время, я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский

В современном обществе человек нередко обезличивается. Погоня за сиюминутным препятствует сосредоточению на вечном. Но тем сильнее потребность понять суть и смысл своего существования, неслучайность появления на земле. Говорят, что люди сегодня мало читают. Но это не так, и в метро мы видим не только уткнувшихся в смартфоны, но и с удовольствием читающих заботливо завернутые бумажные книги. Растет интерес к писателям, заглянувшим в самые глубины бытия. Ф.М. Достоевский – один из самых читаемых сегодня. В художественной образной форме он показал, что человек может быть как велик, значителен, так и жалок, ничтожен: есть гиганты и карлики духа, а между ними разнообразнейшее море житейское. Герои Достоевского становятся воплощением главного вопроса, который решал для себя Достоевский, – есть ли Бог. Писатель гениально показал, что в душе человеческой находится неопровержимое доказательство существования Бога. Однако Достоевского можно прочесть по-разному, даже крупные мыслители каждый по-своему воспринимали его творчество. В связи с этим появляется мысль о необходимости некоего путеводителя по Достоевскому. И вот перед нами объемные два тома Науки о человеке В.И. Несмелова. Название претендует на значительность и всеобъемлющесть. Можно допустить, что автор не каждому известен, хотя это не совсем справедливо, поскольку Несмелов – крупный отечественный философ. Так случилось, что о его жизни немного сведений, неполных и неточных.
Удивительная вещь: то, что убедительно показал Достоевский-художник, замечательно объяснил Несмелов-мыслитель, своего рода Достоевский в науке. Вооружась логикой Несмелова, тонким плетением его мысли, читатель лучше поймет и философские бездны Достоевского. Что же это за чудесная книга и кто ее автор, открывающий перед нами поэзию богословия? Наука о человеке – главный труд выдающегося русского богослова, философа и психолога Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), учение которого отличается глубиной и изяществом, смелостью (даже во времена расцвета русской богословско-философской школы) и концептуальностью, гармоничным сочетанием глубоких философско-антропологических оснований с тонким психологизмом. Всю свою творческую жизнь Несмелов посвятил одной теме человека, его природы и назначения, и искал ответ в области духовной его жизни.
Высокую оценку трудам ученого дал Н.А. Бердяев: Несмелов очень дерзновенный, глубокий и оригинальный мыслитель. Он продолжает по-новому дело восточного [мистического] богословия, с которым его соединяет чуждая западному богословию вера в божественность человеческой природы. В некоторых отношениях он интереснее Вл. Соловьева: у него нет такой широты и блеска, но есть глубина, цельность, оригинальность метода и живое чувство Христа. < > Благородство и цельность его стиля поражают в нашу растрепанную и разбитую эпоху. В Несмелове пленяет его внутреннее спокойствие, органическое сознание правоты и величия своего дела, независимость от власти времени и мелочных его интересов и дуновений. В выдержанном стиле Несмелова чувствуется дух вневременности, обращение к вечности. В нем нет той надорванности и разорванности, которые чувствуются у людей, слишком погруженных в нашу эпоху, в ее меняющиеся настроения, в ее злобы дня. Несмелов целиком поглощен злобой вечности. Поэтому он не растерял своих духовных сил, собрал их для одного дела .
Разрабатывая проблему философской антропологии, Несмелов создал систему экзистенциальной философии , философски и психологически раскрыв вопрос о центральности духовного опыта человека, дающего разгадку его бытия. Несмелов решает главную экзистенциальную проблему человека, являющегося частью материального мира, который подчиняется физическим законам и выходит вместе с тем за их пределы, будучи духовной личностью. Для человека не существует в мире никаких загадок, – считает Несмелов, – кроме самого человека, и сам человек является для себя загадкой лишь в том единственном отношении, что природа его личности по отношению к данным условиям его существования оказывается идеальной. Если бы можно было отвергнуть это единственное отношение, то вместе с ним совершенно резонно можно было бы отвергнуть в мире и всякое чудо, и всякую тайну .
В науке В.И. Несмелов был прямым продолжателем своего учителя профессора В.А. Снегирева. Представленная первоначально Снегиревым позиция относительно объяснения всей системы психологических образований становлением и развитием процесса познания (через становление мира идей ) у Несмелова используется для философского и психологического обоснования его интуитивного понимания значения христианского представления о человеке. Таким образом, первичным у Несмелова является подход антропологический. Как пишет он сам, процесс познания возникает собственно не из потребности мысли, а из потребностей жизни . Несмелов объясняет взаимоотношения человека с миром, исходя из самого человека и его природы. Этот исходный посыл позволил объяснить ученому многие психологические феномены, сопровождающие бытие человека. Особенно он важен для понимания закономерностей следования высокому нравственному идеалу. В.И. Несмелов полагает, что естественнонаучный подход не позволяет понять человечность в человеке, его предназначение, его дух. Естественнонаучному подходу под силу измерить только животность: Никому из ученых пока еще не удалось подцепить душу на острие ножа и посадить ее в реторту химика .
В центре подхода Несмелова находится проблема самосознания человека и психологических возможностей познания им самого себя как духовной сущности. У новорожденного нет ни субъекта, ни объекта: в его жизни бессознательно взаимодействуют среда и организм. По мере познания действительности человек начинает распоряжаться ею по своему выбору. Мир сознания – это начало человеческой жизни, раскрывающее содержание человеческого бытия. Благодаря наличию сознания мир существует и вовне, и в самом человеке. При разграничении фактов бытия и образов сознания в силу вступает самосознание, которое выражает отношение человека к внешнему миру. Поэтому самосознание – это не только сознание о Я, а и о том, что оно не есть. Посредством самосознания происходит различение себя , своего бытия и бытия не себя как способ утверждения личностного бытия. Несмелов рассматривает природу человеческой личности как реальный образ истинной природы Бога. В отличие от содержания, по форме личность – сознание человеком себя самого как единственной причины и цели своих произвольных действий . Природа личности, с точки зрения Несмелова, идеальна. Личность свободна в определении содержания человеческой жизни, что и отличает ее от животного. Очень точная и емкая формулировка человек перестает быть тем, что он фактически есть, и становится тем, чем он желает и стремится быть указывает на сознательное определение личностью и своего внутреннего содержания, впрямую зависящего как от представления человека об идеале, так и от меры следования идеалу. Обладая двойственной природой, телесной и духовной одновременно, человек может в большей мере реализовать первое или второе. В первом случае человек уподобляется зоологическому экземпляру ), во втором – Божественному началу.
Идеальная жизнь (идеальное представление о ней) определяется не чувственной природой физического организма, а сверхчувственной природой личности. Человек должен быть понят не как зоологический экземпляр , а как носитель разумных основ и выразитель идеальных целей жизни . Нравственное сознание – это живое самоопределение себя как реального образа Верховной Личности . То есть в процессе нравственного самоопределения человек видит идеал в совершенной Личности Бога, тем самым осознавая реальное существование Бога как первообраза собственной личности. Стремясь приблизить свою личность к идеалу совершенной Личности, человек и осуществляет свое предназначение. Подчинить свою жизнь духовной природе не в силах ни одному человеку. Живя в физическом мире, но сознавая в себе образ Божий и сознавая, что он живет вопреки образу, человек испытывает нравственную потребность оправдывать свою жизнь. Личное спасение, а через него восстановление целостности мироздания и возвращение ему вечности – вот истинный смысл и назначение человеческого бытия. Несмелов особенно настаивал на недетерминированности человека миром, в полном соответствии с апостольскими словами где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Свободная личность, в отличие от животного, своей волей определяет всю свою жизнь.
Уже в первой своей большой работе, посвященной творчеству святого Григория Нисского, Несмелов подробно показывает, что святитель первым попытался философски осмыслить догматическое содержание христианства и доказать, что оно имеет не только объективно божественную, но и субъективно человеческую истинность. Философское учение рассматривалось им как средство, чтобы помочь человеку понять смысл Божественного откровения. Несмелов также идет к богопознанию от самого факта человеческой природы: Идея Бога действительно дана человеку, но только она дана ему не откуда-нибудь извне, в качестве мысли о Боге, а предметно-фактически осуществлена в нем природою его личности, как нового образа Бога. Если бы человеческая личность не была идеальной по отношению к реальным условиям ее собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самым фактом своей идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности . Архиепископ Антоний (Храповицкий) определял изящество системы В.И. Несмелова как философскую музыку и предлагал назвать новое (антропологическое) доказательство бытия Бога несмеловским .
Виктор Иванович Несмелов родился в семье сельского священника Саратовской губернии. Он окончил духовное училище, Саратовскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную академию, в которой и был оставлен преподавать как выпускник академии первого разряда со степенью кандидата богословия. Он отдал Казанской Духовной академии 41 год жизни, вплоть до ее закрытия в 1919 г.
К 1917 г. Несмелов – действительный статский советник, заслуженный ординарный профессор, выделявшийся свежестью и логичностью мысли, живым словом и строгостью к студентам, член правления Духовной академии; награжден многочисленными орденами. Выпускное студенческое сочинение Догматическая система св. Григория Нисского было засчитано в качестве диссертации на соискание ученой степени магистра богословия. В 33 года он стал экстраординарным профессором, в качестве педагога выделялся самостоятельностью мышления и строгостью по отношению к студентам. В 1898 г. фундаментальное исследование Наука о человеке (первый его том) защищено в качестве докторской диссертации. В 1903 г. вышел второй том Науки о человеке . Это было значительным событием в философии.
Революционные перевороты в России нарушили спокойное течение жизни. В.И. Несмелов продолжал преподавать, но уже тайно, у себя на квартире, поддерживал ссыльных и обедневших коллег, хлопотал об отмене закрытия церквей. К нему тянулись как к известной и авторитетной фигуре. Два ареста ускорили его кончину, а также переживания, связанные с судьбой своего сына-большевика, убитого толпой во время изъятия ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью. Имя В.И. Несмелова внесено в Помянник новомучеников и исповедников Казанских .
В.И. Несмелов очень органичен в ряду русских мыслителей, создавших истинно русскую национальную науку о человеке, с принципом самосознания как ее доминантой, – науку духовного типа . В России конца ХIХ – начале ХХ века в массовом сознании людей заметно пошатнулись основания христианской веры. Поэтому существенной особенностью метода Несмелова является вынесение за скобки богословских проблем сотворения мира. Он рассматривает человека, который, рождаясь в мире, субъективно лишенном всякого смысла, должен сам, через процесс познания, найти и придать смысл своему существованию и существованию окружающего его мира. Так выстраивается его система православной антропологии. Для нашего современника очень важна встреча со столь психологически и логически убедительным доказательством истинности ответа христианства на вопрос о вечной загадке человека.
Елена Коржова