Летом 2013 года в фондах РГА ВМФ внезапно был закрыт доступ к рукописи “Очерк истории Гвардейского Экипажа от времени формирования до 1830 года”, – принадлежащей перу полного адмирала флота – Михаила Николаевича Лермонтова.
Судьба этого флотоводца, как и морская история фамильного древа Лермонтовых (в русском Императорском флоте служили 6 выпускников Морского корпуса – Лермонтовых), почему-то оказалась вычеркнутой не только из истории “лермонтоведения”, но и русского флота. До сих пор не найдено ни одного портрета адмирала флота Михаила Лермонтова, командовавшего кораблями и военно-морскими базами, воевавшего со шведами, наполеоновскими войсками, с турками и поляками, участника исторических сражений под Бауценом и Кульмом, вступления русских войск в Париж и вписавшего свое имя в историю Бородинского сражения. Георгиевский кавалер “в квадрате”, помимо офицерского Святого Георгия IV степени, еще гардемарином в лихой абордажной схватке заслуживший Георгиевский крест IV степени… Автор редчайших воспоминаний о мятеже “декабристов” 14 декабря 1825 года на Сенатской площади “с другой стороны”. В тот день адъютант Командира Гвардейского Экипажа капитан-лейтенант Михаил Лермонтов был отправлен к Цесаревичу Николаю I с рапортом о начавшемся мятеже в Экипаже. И остался рядом с будущим Императором! А его родной брат лейтенант Гвардейского Экипажа – Дмитрий Лермонтов – стоял в мятежном каре со своей ротой напротив родного брата… Вы что-то слышали о “декабристе” лейтенанте Дмитрии Лермонтове? Нет? А почему?
Полный адмирал флота в отставке скончался в Петербурге в июле 1866 года… и ни одна из столичных газет и “Морской Сборник” не опубликовали некролог с портретом. Исключительный случай в истории русского флота! Исключительный по своей неприятной странности. После смерти адмирала его рукопись никто не хотел принимать и издавать, и канцелярия Морского Технического Комитета приняла на хранение рукописный том только после личного обращения вдовы к Императору Александру II. И с 1866 года по настоящее время этот уникальный исторический источник так и не был опубликован! Никем. Нигде. Даже отрывками.
Знатоков лермонтовской поэзии приводит в бешенство предположение, что старший, пусть и дальний родственник поэта, участник и герой Бородинского сражения – это тот самый дядя, с вопросом которому начинается всем известное стихотворение “Бородино”. Такого быть не может! – упорствуют “лермонтоведы”. Потому, что стихотворение было написано в 1837 году, когда Россия отмечала 25-летний юбилей Бородинского сражения.
Потому, что корнет-гусар Михаил Лермонтов и капитан 1 ранга Михаил Лермонтов в одно время жили в Петербурге и служили в одном Гвардейском корпусе. Все офицеры-гвардейцы непременно приглашались на праздники в императорский дворец. Петербург тогда был по численности и размерам площади – как три современных района, офицеров-гвардейцев всех едва набиралось 1000 человек… Вот потому два Михаила Лермонтова ну никак не могли даже один раз увидеться – убеждены “лермонтоведы”. Откуда они об этом знают в XXI веке? И уж совсем возмутительной кажется им предположение, что поэтические труды, опубликованные в Санкт-Петербурге в периодической печати в период с 1814 по 1830-й… принадлежат перу моряка-гвардейца Михаила Лермонтова! Известно, что поэт Михаил Лермонтов успел перед своей смертельной дуэлью в начале лета 1841 года, подготовить текст своего единственного поэтического сборника. В изданном виде он его так и не увидел. А полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова содержит много томов. Откуда брали для них материалы? Из журнальных публикаций, из рукописных альбомов. А знали ли литературоведы второй половины XIX века, люди штатские и далекие от кадров военного флота, о существовании второго Михаила Лермонтова? Причем эпоха “лермонтоведения” началась с 1866 года, когда помянули 25-летие со дня смерти поэта. А адмирал Михаил Лермонтов скончался в июле 1866 года. Может быть, это случайное совпадение дат? Может быть… Но известно, что в 30-50-е годы XIX века моряк Михаил Лермонтов издал в Петербурге сборник своих стихотворений.
Истину могла бы установить почековедческая экспертиза при сравнении почерков двух Михаилов Лермонтовых. Образцы почерка автора поэмы “Мцыри” есть в архиве Пушкинского дома. Образец почерка автора “Очерка истории Гвардейского Экипажа” есть в архиве ВМФ. Советские историки литературы, издававшие в 1936 году полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, вряд ли знали что-то о заслуженном адмирале М.Н. Лермонтове. Тем более что моряк сам писал и издавал стихи на русском и французском языках. Но и они выделили раздел – “стихи, приписываемые М.Ю. Лермонтову”. Это о стихотворении, точнее тексте романса на французском языке, опубликованном в музыкальном питерском журнале в 1824 году, которое литературовед С.К. Булич перевел на русский и опубликовал в журнале “Вестник Европы” в 1909 году, назвав “детским стихотворением Лермонтова” – романс “Горлица”. Поэту Лермонтову в 1824 году исполнилось… 10 лет. Странно для десятилетнего мальчика в стихах страдать о разлуке с милой девой, не рановато ли? И потом, как листочки с рукописью малолетнего ребенка попали в редакцию столичного музыкального журнала? Любящая бабушка из провинциальных Тархан ямщиков в столицу отправила? Текст романса так себе… средний. С чего бы это столичным меломанам так восхититься гением маленького провинциала? В общем, несуразица какая-то. Но советские редакторы в 1936-м и С.К. Булич в 1909-м не знали о том, что в 1824-м в Петербурге служил адъютантом Командира Гвардейского Флотского Экипажа капитан-лейтенант Михаил Лермонтов. Вот поэтические опыты Георгиевского кавалера и ветерана войны с Наполеоном в редакции могли принять в 1824 году. Не зная об этом, литературоведы 1909 и 1936 годов не могли объяснить, кто в 1824 году публиковал в Петербурге стихи под подписью М. Лермонтов? Если же признать, что их автором был дальний родственник поэта – моряк Лермонтов, то все становится на свои места.
Но тогда возникает крамольный вопрос, от которого свирепеют знатоки поэзии Лермонтова: стихи “Горлица” – единственный пример вероятного “дубляжа” авторов? Христоматийный поэтический гений М.Ю. Лермонтов пал на дуэли в возрасте 26 лет. Согласимся, что его поэтический дар проявился рано – уже с 16 он начал писать стихи… Но в это десятилетие он учился в Московском университете, затем окончил двухгодичный курс кавалерийского училища… Учеба, особенно в военном училище, оставляет немного времени для творчества. А еще была служба в действующей армии на Кавказе, где подпоручик М.Ю. Лермонтов командует отрядом разведчиков… А теперь, читатель, сосчитайте взглядом ряд томов полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова… Сколько ни взывай к работоспособности гения, вопрос остается: если опальный корнет не был профессиональным писателем, творил на куцем по времени досуге, как он мог успеть насочинять так обильно? Причем прижизненных публикаций Михаила Юрьевича буквально единицы, успел подготовить к печати один-единственный сборник… А кипы неопубликованных рукописей он с собой в чемоданах возил, в военно-полевых, точнее в горных условиях? Или оставлял где и у кого придется? Вынужден повториться: воскрешение в истории флота имени адмирала Михаила Лермонтова может существенно обогатить (или разрушить?) устоявшееся веками “здание лермонтоведения”. И оживить (или эмоционально взорвать?) довольно скучные юбилейные мероприятия, ожидаемые к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Так что тема рукописи адмирала Михаила Лермонтова относится не только к истории Гвардейского Экипажа.
Александр Смирнов