Есть в Доме писателя в Санкт-Петербурге памятные мраморные доски с именами ленинградских писателей, погибших в годы Великой Отечественной войны. На одной доске шестнадцать имен писателей, которые погибли в боях. На двух других досках занесены имена сорока шести человек – это имена писателей, умерших от голода в блокадном Ленинграде или после того, как их удалось эвакуировать в глубь страны. Имена этих людей священны для памяти потомков.
В январе 2014 года наша страна будет отмечать памятную дату – 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Наша благодарная память должна хранить имена писателей, внесших свой вклад в великое дело Победы, не разделяя их на тех, кто умер с оружием в руках, и тех, кто погиб от голода. Их жизнь в равной степени была героической. Как свидетельствуют документы, они с одинаковым мужеством боролись против фашистской нечисти, напавшей на нашу страну.
Идут годы, и для новых поколений имена погибших писателей остаются лишь именами, но какими они были в жизни, о чем думали, что писали, что защищали – все это уносит от нас “река времен”. И потому издатели этой книги решили хоть в какой-то степени воссоздать память о погибших писателях-ленинградцах. Короткие сведения о них рассыпаны по многим справочникам и словарям, по коллективным сборникам. Сложнее обстоит дело с фотографиями писателей, в особенности тех, кто погиб от голода в блокаду: пришлось предпринять обстоятельные розыски. В этой работе нам во многом помогли работники Российской национальной библиотеки, Института русской литературы (Пушкинский Дом), СПб государственной театральной библиотеки, библиотеки Дома актера, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, библиотеки СПб Государственной академии театрального искусства, фототеки Всероссийского географического общества. В наших розысках мы использовали сведения из “Краткой литературной энциклопедии”, а также из многотомного биографического словаря “Русские писатели (1800-1917)”. Неоценимую помощь в розысках некоторых фотографий оказала книга “Ленинградские писатели-фронтовики (1941- 1945)” (Л., 1985), автором-составителем которой был В. С. Бахтин.
В ходе поисков пришлось внести изменения в биографические сведения о некоторых писателях. Так, писатель Н. А. Тощаков, занесенный на Памятную доску как погибший в блокадном Ленинграде, в действительности воевал в годы войны в рядах Красной Армии, участвовал в сражениях на Орловском направлении, с боями дошел до Будапешта и умер от ран в 1949 году. А писатель М. А. Гейзель, занесенный на Памятную доску как погибший в блокаду, на самом деле погиб в августе 1941 года на корабле “Вирония” во время перехода наших кораблей из Таллина в Кронштадт. Мы не ставили перед собой задачу дать подробные биографии погибших писателей и тем более полный перечень их произведений. Задача наша было скромней: разыскать фотографии и сообщить факты из биографий писателей, редко упоминаемые в рассказах о них. В некоторых случаях мы публикуем строки из произведений поэтов, чтобы дать представление об их творчестве. К великому сожалению, не удалось разыскать фотографию Д. Л. Бродской. Возможно, в дальнейшем кому-то удастся восполнить этот наш пробел. Из скорбного списка писателей Ленинграда, погибших в боях за Родину, первым по времени погиб Михаил Чумандрин – еще в феврале 1940 года, на советско-финляндской войне. 30 июня 1941 года был убит на пограничной заставе Лев Канторович. При переходе наших кораблей из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года погибли писатели Юрий Инге, Филипп Князев, Орест Цехновицер, Евгений Соболевский и Марк Гейзель. В августе же 1941 года при бомбежке линкора “Марат” погиб Иоганн Зельцер, а в оборонительных боях на реке Оредеж был убит Евгений Панфилов. В сентябре 1941 года погиб Александр Молчанов. В ноябре 1941 года не вернулась с боевого задания подводная лодка, на которой штурманом плавал Алексей Лебедев. В декабре 1941 года на Невской Дубровке пал смертью храбрых Михаил Троицкий. Там же, на “Невском пятачке”, в ноябре 1942 года погиб Иван Федоров. В 1943 году в концлагере под Нюрнбергом был замучен Василий Ганибесов. В декабре 1944 года во время штурма Будапешта пал Георгий Дедов. А последним из этого списка погиб уже в Германии Борис Костров – 11 марта 1945 года.
Судьба писателей, не призванных в ряды действующей армии и остававшихся в блокадном Ленинграде, не менее трагична: на двух мраморных досках занесены имена сорока шести писателей. Большей частью это были люди старшего возраста. Они становились жертвами дистрофии уже в конце 1941 года и в самом начале 1942 года. Часть из них была вывезена из блокадного города, но, истощенные голодом, они почти сразу умерли за пределами блокадного кольца.
Поэт Александр Прокофьев писал: “Ленинградские писатели, оставшиеся в блокированном Ленинграде, жили, работали во имя победы над врагом в тяжелых условиях города-фронта. Многих мы недосчитались, и мы, встретившие победу, склоняем голову перед памятью наших боевых товарищей, друзей”.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ НАШЕЙ РОДИНЫ!
Анатолий Белинский