Какому сыну не доставляет радости, когда прославляется его мать! Так и для Господа особенно приятно, если мы прославляем Его Преславную Пречистую Преблагословенную Матерь Божию. Пресвятая Богородица первая из людей Ходатаица за нас благовествованием Божиим и помогает людям, обращающимся к Ней через иконы. По Преданию, святой евангелист Лука первым написал образ Пречистой Богородицы и принес Ей иконы, спрашивая, угодны ли они. И получил ответ: Благодать Рожденного Мною да пребудет с этими иконами . С тех пор Господь много раз даровал нам таких художников-иконописцев, которые образ Пресвятой Богородицы явили в различных местах, и написанные ими иконы много послужили в разное время делу духовного спасения народов. Это бесценный Божественный дар – столько святых икон Пресвятой Богородицы по всей земле, и издавна чудеса от них постоянно происходят в разное время и в разном месте. В знак благодарения сложилась традиция пения акафистов – гимнов духовной радости, воспевающих духовную победу с благодатной помощью Божией Матери над злом и суетой мира.
Каждый уголок земли чем-то примечателен как часть Божественного мироустройства. Недавно обнародовали результаты опроса Tvil.ru, приуроченного ко Дню всемирного культурного наследия, и Санкт-Петербург был назван городом с самыми интересными памятниками истории и культуры в России. Так проголосовал каждый второй. Второе и третье места в опросе о российских памятниках поделили Ленинградская и Псковская области. За них проголосовало 10% опрошенных. За Москву, Екатеринбург и Владимирскую область отдали свои голоса 7% опрошенных. Среди интересных исторических мест были отмечены Казань, Сергиев Посад, Звенигород, Ярославль, Переславль, Углич и другие. Во всех этих прекрасных местах России неотъемлемую часть истории и современной жизни составляют храмы, которые помимо культурно-исторической ценности являются духовными центрами возрождающейся сегодня православной веры. Многие храмы славны почитаемыми иконами Пресвятой Богородицы.
В Санкт-Петербурге наиболее чтимая икона Божией Матери – Казанская. Во имя этой иконы воздвигнут в центре северной столицы один из величественных соборов в России. История иконы уходит своими корнями в глубь веков, во времена царствования Иоанна Грозного. День ее чудесного явления в Казани стал ежегодно отмечаться как большой праздник по всей России. С этим образом связаны многие победы России. Икона поддерживала верующих в самые тяжелые времена. Так, с образом Казанской Божией Матери в 1612 году победило ополчение под руководством князя Д. Пожарского и К. Минина. Петр I особенно благоговейно относился к чудотворной Казанской иконе, которая сопровождала его, защищая наши земли от врагов и супостатов.
В Санкт-Петербурге в 1811 году был построен Казанский собор, где икона заняла почетное место. Уже через год после освящения собора икона вновь послужила спасению России. Во время Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузов молился перед чудотворной иконой, веря, что она дарует победу России, и враг был изгнан за пределы Отечества. Во время Великой Отечественной войны в годы блокады икона находилась в Князь-Владимирском соборе. В 1941 году митрополиту Гор Ливанских было явление Богородицы, Которая сказала ему, что осажденный Ленинград будет спасен, если чудотворный образ с крестным ходом пронесут вокруг города. Митрополит сообщил о своем видении, икону вынесли из собора и пронесли по городу, и он выстоял. Но только в 1994 году золотой крест вновь воссиял над куполом, чудотворная икона вернулась в свой дом. Во все времена икона почиталась как государственная святыня, ставшая духовным символом русского патриотизма и православной веры.
Икона Божией Матери Невская Скоропослушница имеет особое значение для Санкт-Петербурга. Икона Скоропослушница получила известность в России в XIX веке. Особенно получил прославление список образа Скоропослушницы , который был принесен с Афона в Санкт-Петербург. В самом начале пребывания иконы в городе произошло несомненное чудо, когда икона уцелела в страшном пожаре, испепелившем часовню, где она пребывала. После обретения в руинах пожарища икона, невредимо вышедшая из пламени, на руках прихожан крестным ходом была пронесена по улицам Санкт-Петербурга. После революции икона хранилась в Князь-Владимирском соборе, который не закрывался в годы гонений, и все 900 блокадных дней ленинградцы имели возможность приносить к ней свои молитвы и упования на Победу. Именно в день почитания иконы 22 ноября 1941 года была открыта знаменитая Дорога жизни, чудесно хранимая Матерью Божией до самого прорыва вражеского кольца. Эта икона Божией Матери также стала хранительницей Петербурга и пребывает сегодня в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры для утешения верующих.
Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость (с грошиками) прославилась в Петербурге в 1888 году, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но святая икона, список с иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость , которую из Москвы привезла княгиня Наталия Алексеевна (сестра Петра I), оказалась неповрежденной. Более того, образ, ранее с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. Обгорел только шнур, на котором святая икона висела в углу часовни, а несколько мелких медных монет (грошиков) из разбившейся кружки для подаяний прилипли к поверхности. С той поры многие болящие и страждущие, прибегавшие к Пресветлой Владычице с искренней верой и горячей молитвой, получают исцеление перед Ее святым образом. В 1898 году на месте часовни была построена Скорбященская церковь.
Тихвинская икона Божией Матери также имеет длительную славную историю и освящает северные пределы. Икона, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, была перенесена в V веке из Иерусалима в Константинополь, в специально построенный Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и явилась над Ладожским озером, вначале рыбакам, а потом и всем жителям. В местах ее обретения строили храмы. Князь Василий Иоаннович приходил к иконе, поклонялся ей и возвел каменный храм. Его сын, царь Иоанн Грозный, очень почитал икону и повелел создать монастырь, чтобы монахи постоянно служили в храме перед ней. В 1613-1614 годах во время нашествия варягов Новгород захватили шведские войска, но монастырь взять не смогли, хотя воинов было более чем впятеро больше, чем обитателей монастыря. После долгих странствий во время духовной смуты в обществе икона была в начале 2000-х торжественно возвращена в Тихвинскую обитель.
Валаамская икона Божией Матери, написанная валаамским монахом иноком Алипием, почитается с конца XIX века, и подает чудесные исцеления от недугов. Образ Богородицы, предстающей на иконе как Небесная Владычица, Великая Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская, сочетает в себе царственное величие и кроткое безмолвие. Икону считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Местные монахи рассказывали о видениях, произошедших в начале XX века. В них Богородица молила Спасителя не оставлять без заступничества Россию.
По всему миру предстоят люди пред явленными иконами Божией Матери с молитвою. Великие святыни – иконы Божией Матери есть в храмах Москвы, Смоленска, Курска, Новгорода, Старой Руссы и других городах России; они получили название по месту своего обретения и пребывания – Владимирская, Курская-Коренная, Старорусская, Одигитрия Смоленская, Псково-Печерская икона Божией Матери Умиление , Новгородская икона Знамение и др. За пределами России также много чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Так, Украину оберегают пребывающие в ее столице Киеве иконы Печерская Похвала , при создании которой в XIII-XIX веках использованы частички мощей многих святых Киево-Печерской лавры; Избавительница – образ, написанный два столетия назад, также пребывающий в Киево-Печерской Лавре, защищает по преданию от недобрых сил место своего пребывания. В истории известны и другие чудотворные иконы Божией Матери, как, например, Киево-Братская , явившаяся чудесным образом в 1654 году и первоначально пребывавшая в Борисоглебской церкви города Вышгорода под Киевом. В 1662 году во время войны с Польшей городу был нанесен большой ущерб. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен, но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери сохранилась, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и перенесена в Братский монастырь. Это история, но ее уроки остаются своевременными. Не прислушиваясь к ним, в духовном ослеплении недруги поджигают храмы, как храм Иерусалимской иконы Божией Матери в Киеве. После октябрьской революции повсюду наблюдались массовые обновления икон, свидетельствовавшие о Боге, возможности спасения и призывавшие к покаянию. Так и в наше время обновляются иконы Божией Матери. В 1999 году в Киеве в Свято-Покровском монастыре Голосеевской пустыни, предвозвещая тяжелые духовные времена, обновились две иконы: Богородица Плачущая и образ Господа с Богородицей и четырьмя избранными святыми.
Господь даровал нам прекрасную возможность к Нему обращаться в храме – Доме Божием. Это предполагает особый умиротворенный настрой души, когда человек благодарит Бога за все, что с ним происходит, так как жить на земле, пребывая в Божественном образе и подобии, большое счастье. Но как часто мы приходим в Дом Божий в состоянии, далеком от молитвенного, недовольные всем и всеми, испытывая враждебность по отношению к ближнему, но самодовольно напыщенные, каждый со своими претензиями к божественному мироустройству. Подобно стимфалийским птицам с медными клювами, когтями и перьями, которые они метали, как стрелы, мы набрасываемся на окружающих, сами рискуя остаться духовно перестрелянными, как перестрелял этих хищных мифологических птиц Геракл под грохот погремушек. Можно также вспомнить о воспоминаниях видения мытарств монахини Сергии, в самые грозные годы XX века на своем жизненном опыте убедившейся, как пагубны горделивые начинания, прикрытые ложью доброжелательства. В этих воспоминаниях есть убедительные образы душ, пребывающих в храме: стройная девушка, исполненная красоты и благородства, – душа, данная Богом, из купели крещения; и ужасное существо на свиных ногах – душа в настоящем ее состоянии, душа безобразная – исказившая образ Божий. Не будем же уподобляться пугалу огородному на ветру, особенно в Доме Божием. Как в таком состоянии прославлять Богородицу, Небесные Силы, и даже понять, в чем состоит это прославление. Так, некоторые люди с либеральными взглядами, не понимая сути духовных явлений, позволяют себе свысока судить о христианстве, о священниках – представителях Бога на земле. Удручает такая неосведомленность разума, когда сердце еще не раскрыто навстречу Богу. Вызывает чувство сожаления и отсутствие единства приходящих в храм Божий. Вместе с тем, несмотря на все свои душевные нестроения, они чувствуют великую радость в сердце, являясь в Дом Божий, и Господь желает им спасения, для того чтобы измениться, и на это потребуются долгие годы и многие труды. К сожалению, этому нередко препятствует враг Божий, целью которого является наша всеобщая погибель. Так происходит сейчас в украинском народе. Для того, чтобы верующие оставили молитву, пришли новые, не знающие Бога люди, которые не то что забыли, а даже никогда и не знали, что такое молитва, и стали в Доме Божием сутяжничать, кому он принадлежит. Люди оставили молитву и все время проводят в выяснении отношений, хотя храм – это Дом Божий, поставленный для молитвы.
Но все же постепенно душа молящегося преобразуется, все острые грани непростого взаимодействия сглаживаются. Верующие как бы друг к другу притираются, оставляют кичение, злорадство, вражду и другие немощи, исполняются терпением, едиными усты и единым сердцем в молитвах славословят Бога, уповая на спасение и духовное преображение. Поэтому так важно каждому человеку и каждому народу преодолеть разобщенность и все душевные неурядицы, с ней связанные, и научить вновь приходящих в храм, юных и пожилых, насладиться молитвословиями и прославлением Бога, святых Его и Пречистой Богородицы пред Ее иконами.
Елена Коржова