Из босоногого отрочества – в генералы ФСБ

Свой 89-й день рождения контрразведчик, член Союза писателей России генерал-майор в отставке Михаил Яковлевич Овсеенко отметил выпуском в свет Воспоминаний . А как должны начинаться классические воспоминания? Конечно, с детства. Довоенное детство, военное отрочество и послевоенная ранняя юность Миши Овсеенко прошли на далёком золотом прииске, километровые каменистые тропы которого он преодолевал до самых жгучих морозов босиком. Очень сильной метафорой в прямом и переносном смысле слова – Золотое детство – начинаются его Воспоминания . Как было бы хорошо, если бы эта глава отдельным произведением вошла в школьную программу по литературе для среднего возраста, а всё произведение – для юношества. Все мы родом из детства – без этой ставшей крылатой фразы никак не обойтись, анализируя жизненный путь Михаила Яковлевича Овсеенко.
Первая глава начинается воспоминаниями, вызывающими общечеловеческие щемящие чувства сострадания и даже вины: Проезжая как-то из дворца Чихиль-Сутун по пригороду Кабула в Особый отдел армии, я смотрел на глиняные избушки, в которых жили афганцы. Был февраль, на улице очень свежо (Кабул расположен на высоте 1800 метров над уровнем моря). Я обратил внимание на группу девочек, играющих возле глинобитного домика. В тенистых местах лежал оледеневший грязный снег. А девочки были очень легко одеты, ножки голые, без какой-либо обуви, и синего цвета. У меня как у отца сжалось сердце, однако ничем помочь я им не мог. Когда я вспоминаю Афганистан, этот эпизод вспыхивает перед моими глазами. В детстве ведь и я сам был босым и не просто так играл на улице, а ходил уже в первый класс школы на прииске Октябрьский Амурской области, и ходил, пока холод совсем не сковывал глину под моими ногами. <…>
Когда отца призвали, я был уже в третьем классе и осознавал, как трудно матери нас прокормить < > и я решил, что должен хоть немного заработать, чтобы помочь семье. И вот после школы я прихожу домой, беру промывочный лоток, тяпку и бегом несусь на давно обработанный и заброшенный участок, где раньше добывали золото. <…> Мне было почти двенадцать лет, и я учился в пятом классе, как вдруг по какому-то списку мне выдали в школе новые белые валенки, надо сказать, что без валенок в наших краях очень плохо. Младший братишка – ему было шесть лет – таких валенок вообще никогда не видел. Мне стало его жалко, и я отдал обнову ему. И хотя они были ему велики, он с восторгом в них влез. <…> По окончании пятого класса классная руководительница включила меня в группу школьников, которых должны были отправить в летний лагерь. <…> За нами пришла машина. Братишка, конечно, пошёл со мной. Я не выдержал его слёзных уговоров и посадил в машину вместо себя. В лагере он пробыл положенное время, а я был доволен, что он питался три раза в день .
Чекист М. Я. Овсеенко, уже тогда по натуре своей был великодушен, благороден и бескорыстен, и не в одних только этих поступках проявились черты характера будущего защитника Отечества – человека безупречных нравственных достоинств – честного, храброго, ответственного, бескомпромиссного, целеустремлённого, твёрдого в убеждениях: Наступил 1950 год. Решено было, что еду поступать в вуз. Но в какой? У меня и вопроса не было. Конечно, на геолога. А дело в том, что на прииске я видел много геологов. Мне интересна была их работа. Привлекало их знание природы, её недр и богатейших ресурсов .
В главе Студенческие годы есть зарисовка из первой практики: Нас оставили в сенях служебного домика. На деревянном полу кучей были свалены поленья и чурки. Нам ничего не оставалось, как найти подходящие поленья, более округлые для подушек. <…> на базе геологов мы взяли всё, что нужно, начиная с кирзовых сапог и кончая молотком с длинной ручкой. <…> Красота вокруг необыкновенная, а некоторые места похожи на ботанический сад.<…> Перед сном Неволин (руководитель – Н.П.) каждому из нас намечал на наших топографических картах маршрут не менее десяти километров .
Михаилу-студенту пригодилась подростковая закалка – он ходил на прииск ежедневно после занятий в школе за 12 километров от дома.
Мечта целеустремлённого юноши сбылась. Об этом пишет Михаил Яковлевич в главе Я – геолог . Для любознательного читателя – это увлекательное путешествие по Дальнему Востоку.
В 1954 году Михаил Овсеенко женился на Марии Адамайтис, которая после окончания института в Иркутске получила распределение во Владивосток. Цельность характера и в личной жизни Михаила Яковлевича вызывает глубокое уважение. Вернусь в главу Золотое детство : С первого по девятый класс у нас училась Маша Адамайтис. Я всегда считал (и сейчас считаю), что это была самая красивая девочка в школе. Но вот и она с родителями уехала в Бийск к родственникам .
Жизнь геолога кочевая, без жены Михаила Яковлевича явно тревожила, и он принял решение: Обстановка сложилась так, что я безоговорочно принял предложение поступить в КГБ СССР. Началась кочевая жизнь, но уже с семьёй . И так вместе – 67 лет супружества!
Крутой поворот. Служба в КГБ СССР – так назван большой раздел в Воспоминаниях , охватывающий период жизни с 1958 года по 1982-й: служба сначала в ГДР, но в основном – Уссурийск, Камчатка, Приморский край. Служить в органах КГБ (ФСБ) предлагали и предлагают только избранным.
Дальнему Востоку в книге посвящено много страниц в главах: О первых русских землепроходцах; О Пржевальском в Уссурийском крае; Об удэге; О китайцах в Уссурийском крае. Получилась ещё и познавательная книга.
В 1976 году его назначают заместителем начальника Особого отдела армии, штаб которого находился в Уссурийске, в 1979 году он становится начальником Особого отдела армии, а в 1982 году направлен в Туркестанский военный округ в Ташкент на должность заместителя начальника Особого отдела округа. Отсюда, – как пишет Михаил Яковлевич, – и началась афганская эпопея
Если положить на одну чашу весов службу в Афганистане, а на другую – все остальные жизненные впечатления, то Афганистан перевесит явно. Поэтому Афганистану посвящена большая часть моих воспоминаний. Они затмили многое из доафганского периода. Но именно поэтому я и хочу на этих страницах попытаться собрать кусочки моей жизненной мозаики. Я оказался в Афганистане не безусым юнцом, а довольно опытным и много повидавшим человеком с жизненным опытом…
И всё-таки на всё прошлое я смотрю с точки зрения человека, прошедшего суровые военные испытания. Я находился в Афганистане c небольшим перерывом c сентября 1982 года и до октября 1987 года. Сначала был куратором Особого отдела КГБ СССР по 40-й Армии и его подчинённых органов, принимал участие в боевых действиях против мятежников. Одновременно с 1983 года являлся членом оперативной группы Туркестанского военного округа, а с 1984 года был членом оперативной группы Министерства обороны СССР, которой руководил Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов. С декабря 1985 года и до убытия из ДРА – начальник Особого отдела КГБ СССР Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Упоминая об этом, я надеюсь, что читатель правильно поймёт, что у меня есть не только моральное право и достаточно данных для описания изложенных событий, но и основание считать их достоверными. Тяготы и лишения военной службы испытывают на себе все военнослужащие – от солдата до генерала. Критические ситуации, в которых оказывались командиры всех рангов и которые могли закончиться трагически, случались в этой войне нередко. По-видимому, моей защитой была моя жена – Мария
И он рассказывает, как именно Мария Францевна раньше мужа узнала о присвоении ему звания генерала. В 1986 году полковнику КГБ СССР Овсеенко было присвоено звание генерал-майора.
Эта статья – анонс, задача которого сообщить коллегам и читателям о выходе Воспоминаний М. Я. Овсеенко, автора многих известных книг, наполненных богатейшим историческим материалом, иллюстрирующим драматический и противоречивый период в истории СССР и Афганистана. Анализ деятельности военной контрразведки в «горячих точках» планеты важен не только с точки зрения оценки уроков прошлого, но и как материал для подготовки будущих профессионалов. Для молодого поколения военных чекистов эти произведения служат достойными примерами при выполнении ими долга перед Родиной.
Доблесть воинов отмечается государственными наградами. Перечислю награды М. Я. Овсеенко:
медаль Ветеран Вооружённых Сил СССР , 1984 г.;
орден Красного Знамени (Афганистан), 1985 г.;
медаль «За отличие в охране государственной границы СССР», 1985 г.;
орден Красной Звезды, 1985 г.;
орден Боевого Красного Знамени, 1985 г.;
Грамота и медаль Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан», 1988 г.;
медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»,1988 г.
медаль Ветеран боевых действий , 2005 г.
Как писатель М. Я. Овсеенко отмечен: Дипломом литературной премии имени А. К. Толстого за книгу Афганистан глазами очевидца в 2014 году, а за книгу Неизвестные герои в Афганистане был удостоен звания Лауреата литературной премии имени А. К. Толстого в 2017 году.
Завершает Воспоминания Михаил Яковлевич словами: Книга, которую читатель держит в руках (надеюсь на это) уже шестая по счёту из изданных мною. Она родилась как ответ на многочисленные вопросы о том, как мальчик с дальнего прииска в Уссурийском крае достиг успеха на военном поприще в наше, казалось бы, мирное время. Да и мне самому на пороге своего девяностолетия хотелось окинуть свою жизнь с позиций умудрённого столь разнообразным опытом человека .
Вспоминается ободряющая фраза из поэмы Владимира Маяковского Хорошо! , как пожелание здоровья и долголетия: лет до ста расти нам (Вам, Михаил Яковлевич) без старости.
Надежда Перова,
член Союза писателей России