Достоевский и Некрасов: переплетение судеб – врозь и вместе

XIX век – золотой век русской литературы – особенное время для отечественной словесности. Целая плеяда выдающихся мастеров слова – люди одного поколения, нередко и лично знакомые. Но Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасов, 200-летие которых мы отмечаем в этом году, не просто ровесники века – они ровесники и в прямом значении этого слова. И оба они были на переднем кралитературной жизни 1840-1870-х годов. Между ними всего месяц разницы, причем Достоевский старше. Удивительно было это осознать сейчас, мне всегда казалось, что старше Некрасов, ведь к моменту столь судьбоносной встречи с Достоевским он был уже известен в литературных кругах как поэт и издатель.
В Дневнике писателя за январь 1877 года, за десять месяцев до кончины Некрасова, Достоевский вспоминал историю их отношений с сожалением: А прожили мы всю жизнь врознь . Вместе с тем, судьбы двух великих очень тесно переплелись, и, скорее, они пребывали всю жизнь и врозь, и вместе, и перекрестком их встреч всегда оказывался Санкт-Петербург. Эта история взаимоотношений достойна того, чтобы о ней мы вспомнили сегодня и вынесли уроки для современности.
Некрасов – отнюдь не случайный человек в жизни Достоевского. Начало их длительного общения уже само по себе событие, которое вошло в историю отечественной культуры. Это произошло в 1846 году, когда обоим было всего по 24 года. Друг Достоевского Д. В. Григорович прочел Бедные люди , понес рукопись Н. А. Некрасову для публикации в Петербургском сборнике . Некрасов восхитился, отнес роман В. Г. Белинскому с возгласом: Новый Гоголь явился! Стояли белые ночи, и они решили пойти вдвоем к Достоевскому, хоть было 4 часа утра. Между тем Достоевский, переполненный чувствами, не спал. И судьбоносная встреча состоялась. Потом всю жизнь Достоевский вспоминал этот миг и считал его самым счастливым, самым восхитительным в своей жизни. Достоевский всегда помнил это и ценил, неоднократно писал об этом в разное время. Первая встреча с Некрасовым предопределила всю историю их взаимоотношений. Именно Некрасов открыл Достоевского и ввел его в большую литературу. Буквально в одночасье никому не известный начинающий писатель стал знаменит. Вообще у Некрасова было литературное чутье , он находил таланты и старался всячески поддерживать их. А Достоевский стал его первым открытием (позже такими открытиями станут Ф. И. Тютчев, Л. Н. Толстой, А. Г. Чернышевский). Блистательный дебют Достоевского в литературе, эти дорогие, светлые и счастливые минуты, которые пережил писатель, обласканный Белинским и его кружком, – все это неотделимо от Некрасова.
Кроме Бедных людей , которые печатались в издаваемом Некрасовым Петербургском сборнике , Достоевский составил в те времена также объявление для задуманного Некрасовым альманаха Зубоскал (Отечественные записки. 1845. № 11) и принял участие в сочинении вместе с Григоровичем и Некрасовым фарса Как опасно предаваться честолюбивым снам для другого некрасовского альманаха Первое апреля (СПб., 1846).
А спустя почти 30 лет, в 1875 году, Достоевский отдаст свой роман Подросток в Отечественные записки , и Некрасов, как когда-то в молодости, встретит новое произведение Достоевского так же радостно и искренне, прочтет его с упоением и так же придет к нему выразить свой восторг.
Но между этими тридцатью годами отношения складывались очень непросто. После возвращения Достоевского в литературу, после 10-летнего перерыва, наполненного крайне тяжелыми событиями – после участия в кружке Петрашевского арест, эшафот, каторга – Достоевский пишет повесть Село Степанчиково и его обитатели , надеясь опубликовать ее у Некрасова. Но Некрасов повесть не взял, ему показалось, что Достоевский вышел весь . И неудивительно – Достоевский что-то никак не хотел становиться новым Гоголем , пойдя по своему особенному пути. Достоевскому было очень важно напечататься и вновь войти в литературную жизнь, и произошло то, что Достоевский называл складкой в их отношениях. Вместе с тем, Некрасов сочувствовал непростой судьбе Достоевского, в своей поэме Несчастные 1856 года он вывел его в образе каторжника Крота. В свою очередь, спустя годы, когда Достоевский будет писать Братья Карамазовы , он воплотит многие черты Некрасова в образе Дмитрия Карамазова.
И наступили годы довольно жестокой журнальной полемики и идейной вражды. Все ярче выступали различия в мировоззрении. В 1860-х годах они были в разных станах бурной общественной жизни. Почвеннический журнал Время братьев Достоевских полемизировал с радикальным Современником , издававшимся Некрасовым. Но всегда решающим оказывался фактор творческого интереса писателей друг к другу. Никто из современных Достоевскому мастеров слова не занимал в его сознании столь значительного места, как Некрасов. Достоевский высоко ценил литературный талант Некрасова, его деловые качества, чуткость души, любовь к России, сострадание к русскому человеку.
Достоевский считал Некрасова третьим по значимости русским поэтом после Пушкина и Лермонтова. Известны 4 письма Достоевского к Некрасову (1847-1875) и 9 писем Некрасова к Достоевскому (1862-1875).
Достоевский нередко цитировал Некрасова, брал его стихи в качестве эпиграфа. Вторую часть романа Записки из подполья открывают некрасовские строки Когда из мрака заблужденья . Имеют место и скрытые цитатные совпадения. В романе Преступление и наказание сон Раскольникова о лошади, которую озверевший мужик в упоении жестокостью бьет по плачущим кротким глазам, навеян некрасовским стихом. В сцене сна Раскольникова можно увидеть стихотворение Некрасова До сумерек . В свою очередь, достоевскую атмосферу можно найти в некрасовских описаниях темных углов и мрачного колорита Петербурга.
В журнале братьев Достоевских Время появляются стихотворения Некрасова Крестьянские дети (1861, № 10) и четыре отрывка из поэмы Мороз, Красный нос (из главы Смерть Прокла . 1863, № 1). В начальную пору Времени , когда его почвенническое направление еще смутно вырисовывалось, Некрасов, написавший шутливое послание Гимн Времени , относился к новому журналу вполне благожелательно. В дальнейшем, главным образом благодаря нетерпимо и воинственно настроенным ведущим сотрудникам журнала Н. Н. Страхову и Ап. А. Григорьеву, а с другой стороны, с приходом в Современник такого острого и непримиримого полемиста-сатирика, как М. Е. Салтыков-Щедрин, идейная борьба между Временем (позднее Эпохой ) и Современником заметно усилилась, а после смерти Н. А. Добролюбова и ссылки Н. Г. Чернышевского приняла чрезвычайно острые формы. Это сказалось и на ухудшении отношений между Некрасовым и Достоевским, однако враждебными их отношения не были никогда. Достоевский не скрывал своего сочувствия к Некрасову: Впрочем, г-н Некрасов все-таки уже громкое литературное имя, почти законченное, и имеет за собою много прекрасных стихов. Это поэт страдания и почти заслужил это имя .
Личные отношения между Достоевским и Некрасовым сохранились даже после беспримерной в летописях российской словесности ругани , словами самого Достоевского, между Современником и Эпохой . Достоевский даже в периоды неприятия русского радикализма в общественной жизни – в 70-е годы, в обстановке резкой полемики вокруг Бесов – печатно не позволил себе ни одного выпада в адрес Некрасова. А ведь как раз в эти годы сторонниками Достоевского и бывшими сотрудниками Некрасова поэт был объявлен изменником литературы . Достоевский защищал Некрасова от во многом несправедливых упреков современников в лицемерии. В ответ на заявление Скабичевского, либерального критика и историка XIX века, который сформулировал: Помилуйте, певец народного горя, – и вдруг < > сладко ел и пил, играл в карты… Достоевский, постигший глубины духовной жизни, говорит: …Что мы знаем о внутренней борьбе его со своим демоном, борьбе несомненно мучительной и всю жизнь продолжавшейся? . Воистину, кто без греха, брось в него камень. Новое сближение между Достоевским и Некрасовым состоялось почти сразу после критики Бесов Михайловским – сотрудником Отечественных записок – и ответа на эту критику в Дневнике писателя за 1873 год. Именно к Некрасову обращается Достоевский за помощью и советом после смерти брата, и Некрасов горячо отзывается.
В Некрасове Достоевский видел общечеловека , русского кающегося дворянина, но в сердце своем носящего образ народа, понимающего его характер, чувствующего его боль. В Дневнике писателя за 1873 год Достоевский опубликовал статью, посвященную стихотворению Влас , в котором поэт создал величавый образ народный . Достоевский любил это стихотворение, считал его выражением русской души, способности русского человека к покаянию, и самого Некрасова он считал таковым. Достоевский видел коренное свойство народного бытия во внутреннем горении русского человека, как бы ни были тяжки заблуждения: Я все того мнения, что ведь последнее слово скажут они же, вот эти самые разные Власы , они скажут и укажут нам новую дорогу и новый исход из всех, казалось бы, безысходных затруднений наших . Раскаявшийся грешник Влас множит на земле Божии храмы, которые не дадут человеку окончательно поработиться греху:
Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма божьего пошел.
Так и Некрасов находил утишающую радость Божественной любви, чему и посвящена его поэма Тишина .
В 1877 году Достоевский неоднократно навещает тяжело болеющего Некрасова. В Дневнике писателя воспоминания Достоевского о последней беседе за месяц до смерти Некрасова так же значительны, как и сокровенное описание их первой встречи в петербургскую белую ночь 1845 года. Достоевский тяжело пережил смерть Некрасова. Узнав о его кончине, Достоевский будет всю ночь читать его стихи, осмысливая всю историю их взаимоотношений. Достоевский потом напишет: В эту ночь я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет, занимал места в моей жизни!.. На похоронах Некрасова 30 декабря 1877 года он скажет, что это было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживавшая paнa его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии . Достоевский называл Некрасова одним из самых страстных, мрачных и страдающих наших поэтов . В Дневнике писателя за 1877 год, в статье Смерть Некрасова Достоевский написал о своей любви к его поэзии и определил главное в духовном и творческом облике поэта: Он шел и бился о плиты бедного сельского родного храма и получал исцеление В любви к народу он находил какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило . В этой статье Некрасов предстает как один из выдающихся русских скитальцев , о которых в 1880 году Достоевский напишет в своей Пушкинской речи .
В Дневнике писателя за 1877 год Достоевский дал развернутую характеристику Некрасову как поэту и человеку, которую закончил словами: Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место. Что же до человека, до гражданина, то, опять-таки, любовью к народу и страданием по нем он оправдал себя сам и многое искупил, если и действительно было что искупить… . Сам Достоевский ненамного пережил Некрасова – ему оставалось еще всего три года жизни.
В жизни Достоевского Некрасов был фигурой первого ряда, в Дневнике писателя он говорит о нем как о человеке, выразившем эпоху, в которой жил. Он называл Некрасова страстным к страданию , который тяжко каялся в отступлениях от религиозного призвания своего поэтического служения.
В этой страстности к страданию Некрасов, конечно, был близок самому Достоевскому. Тесно переплелись их судьбы, с юных лет и на протяжении всей жизни. Разногласия коренятся в различиях в мировоззрении. Достоевский искал спасения в вере, а Некрасов в революционном воздействии на мир. Хотя способ решения проклятых вопросов , вопросов о путях изменения лика мира сего , и разделяет Некрасова и Достоевского, их сближает любовь и сострадание к простым людям, к народу русскому, к Русской земле, дар сострадания и творчества, отсутствие теплохладности, упорный труд. Их жизненный и творческий путь не был легким и прямым. Но отсвет Божественной любви мы ясно видим на их лучших произведениях. По мировоззрению и творчеству Достоевский и Некрасов принадлежали к разным лагерям русской общественной жизни, но перед лицом истории они в равной степени представляют великую русскую литературу. История их взаимоотношений – достойный пример для нынешних творческих натур, да и для каждого из нас.
Елена Коржова, член Союза писателей России