Владимир Васильевич в литературном творчестве уже много лет работает над темой истории отечественной авиации, судеб и жизни создателей российских летательных аппаратов, конструкторов самолётов – тех, кто посвятил себя лётному делу. Читателям, прежде всего работающим профессионально в авиации, он известен по книгам художественной документалистики “В небе России” (СПб, 1995), “Воздушная гавань Петербурга” (СПб, 1997), “Крылья Петербурга” (СПб, 1998), “Земля и небо генерала А. М. Кованько” (СПб, 2005). Известен он и как замечательный краевед, посвятивший своей малой Родине в Белоруссии три фундаментальных труда “Река времени”, вышедших в свет за несколько последних лет.
И вот новая книга автора – “Рождённые летать”. В предисловии к ней он пишет: “Работа над этой книгой заняла многие годы. По крупицам собирался материал о покорителях воздушного пространства… В ней прослеживается развитие авиации от мечты взлететь, как птица, выраженной в легендах и мифах, до реальных полётов отечественных Икаров – людей крылатой профессии…”
Владимир Васильевич пишет о тех, кто сознательно шёл в авиацию на заре её возникновения, готов был к любым неожиданностям, зная, что лётное дело – дело смелых. В словах: “Я готов, я полечу!” – заключалась могучая сила самовнушения. И принадлежат они прославленному лётчику Михаилу Громову, Герою Советского Союза. Но сказаны были, еще когда Михаилу шёл восемнадцатый год.
Собирая материал о лётчиках, Король вёл с Громовым переписку. Как и со многими другими известными деятелями авиации: с учёными, авиаконструкторами, космонавтами и другими пионерами лётного дела. Встречался он с родственниками Можайского, дочерями Кованько (одного из прославленных создателей русской авиации), племянницей первого дипломированного авиатора России Ефимова, разговаривал с женщиной, знавшей Циолковского, переписывался с дочерью прославленного Нестерова, встречался с родственниками Сикорского…
Эти и многие другие воспоминания читаем в главах “Запечатленное прошлое” (о знаменитой династии фотографов Карла Буллы), “Первая женщина авиатор” (о Лидии Зверевой, первой совершившей два удачных полёта над Гатчинским аэродромом), “Рождённые летать” (о братьях Райт, Игоре Сикорском, Борисе Юрьеве, Алексее Черёмухине, Инне Копец и других замечательных авиаторах, покорителях неба), “Наследники Благородных предков” (об Александре Кованько и других первопроходцах в авиации…).
Кому неизвестен прославленный герой советского времени Валерий Чкалов? О нём сняты художественные и документальные фильмы, написаны горы страниц текста, в которых перемешаны реальность и вымыслы. Совершал ли он полёты под ленинградскими мостами, делал ли “мёртвые петли” над Невским проспектом, подлетал ли к линкору “Марат”? Насколько любил выпить? Правда ли, что Чкалов предложил выпить на брудершафт самому Сталину? Кто теперь знает? Но вот один из примеров.
Весной 1935 года он испытывал новый истребитель Поликарпова. В полёте возникла опаснейшая ситуация. Валерий Павлович сумел посадить и сберечь опытный дорогостоящий самолёт, проявив умение и огромную выдержку. Об этом узнал Сталин. Чкалов был награждён орденом Ленина. На него обрушилась невиданная слава. Он герой, комбриг, депутат Верховного Совета. Имя его не сходило со страниц газет.
В главе “Воздушный мост над Ладогой” рассказывается о лётчике Петре Пилютове. Владимир Васильевич, как и автор статьи, знаком с дочерью героя-лётчика Маргаритой Петровной. Она помогала Королю, вспоминая отдельные случаи из жизни отца.
Вот один из эпизодов из книги: “17 декабря 1941 г. П.А. Пилютов сопровождал девять самолётов Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю детей… В районе Новой Ладоги на группу Ли-2 неожиданно напали пять немецких истребителей Хе-113. Фашистские пилоты не видели советского истребителя и предвкушали лёгкую победу. Пилютов из-под облаков, как снег на голову, свалился на ведущего и с первой очереди сбил его. Это ошеломило противника, но затем фашисты поняли, что имеют дело с одним истребителем, и решили с ним расправиться. В жестоком бою Петру Андреевичу удалось поджечь ещё один “хейнкель”. Однако и его самолёт не избежал попаданий вражеских снарядов. Мотор заглох. Пришлось садиться на лёд озера. Гитлеровцы продолжали кружить над неподвижной краснозвёздной машиной, обстреливали её из пулемётов. Советский герой получил 25 ранений, но задачу он выполнил – вывел транспортные самолёты из-под удара, приняв его на себя. Спустя месяц П.А. Пилютов снова сражался за Ленинград”. Звание Героя Советского Союза он получил в 1943 году.
В книге множество фотографий, ксерокопий различных документов, относящихся к истории становления и развития отечественной авиации. Например, фотография, которой свыше ста лет: Великий князь Александр Михайлович (организатор военной авиации в России, внук Николая I) среди офицеров школы авиации 8 ноября 1911 г. в Севастополе. Уникальный снимок! Или: ксерокопия обложки проспекта “Общества любителей воздухоплавания и авиации А.М. Кованько” с фотографией Александра Матвеевича. А вот снимок уже нашего времени: Маргарита Петровна Пилютова, Владимир Васильевич Король и Вячеслав Ильич Булгаков у рояля на репетиции хора “Мелодия”.
Завораживают страницы книги, которые рассказывают о Николае Саиновиче Майданове Герое Советского Союза и Герое России. Воевал в Афганистане и Чечне. Лётное мастерство Майданова, как пишет автор, было столь высоко, что ему – одному из пилотов – разрешали поиск бандформирований в режиме “свободной охоты”, т.е. без согласования с командованием авиационной части.
В 1984 году он впервые оказался в Афганистане. Совершал боевые вылеты, но слава пришла к нему во время второй командировки. Он выполнял полёты по высадке более двухсот разведывательных групп, громил караваны с оружием и боеприпасами. Воевал так, что за ним закрепилось прозвище “Коля-счастливчик”.
В 1988 году капитан Майданов совершил подвиг, за который был удостоен Золотой Звезды Героя. Группа спецназа и экипаж двух вертолётов попали в засаду террористов. Вертолёты были сожжены. Их экипажи вместе с десантом спецназа вели бой. Спасти их могло только чудо. Майданов одним рейсом под ураганным огнём террористов эвакуировал всех 46 человек… Итог боевой работы его экипажа: 1250 боевых вылетов. Общий налёт в воздухе 1100 часов. Лично Майданов вывел с поля боя 85 раненых, перевёз до 1000 десантников, 100 тонн груза. Можно бы и дальше продолжать рассказ о подвигах Николая Майданова…
Как и о книге “Рождённые летать” Владимира Короля. Отчетливо видишь бережное отношение к слову, художественному тексту, поиск нужного слова для выражения мысли. Это очень важно, особенно в наше время, когда в романах и повестях, в литературных произведениях гуляет всякая пошлятина, непристойность, уголовная лексика.
Владимир Васильевич литературным дарованием подаёт хороший пример другим писателям, особенно молодым. Конечно, столь большой, фундаментальный труд с внушительным объёмом информации вряд ли в состоянии избежать каких-либо ошибок и неточностей – фактических и литературных. Это допускает Владимир Король, потому и говорит, что “он с признательностью примет все замечания и предложения, касающиеся изложенного материала. Кроме того, автор будет благодарен за новые сведения из истории лётного дела”.
Мне же остаётся поздравить автора с выходом в свет книги “Рождённые летать”. И пожелать ей счастливой судьбы!
Вячеслав Булгаков