Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Дорога к вере > Поиск истины современным человеком

Поиск истины современным человеком

История человечества, со всеми ее взлетами и падениями, имеет духовный фундамент, что не всегда очевидно, но всегда так или иначе проявляется в событиях общественной и личной жизни. И тогда мы пытаемся объяснить происходящее, находя разные причины. Но Истина всегда едина, и к ней мы приходим разными, порой очень извилистыми путями. Многогранная и многослойная жизнь всегда предоставляет человеку возможность выбора и в то же время его необходимость, каковы бы ни были обстоятельства. Таково устроение человека, стремящегося к самоопределению во что бы то ни стало. Понимание мира, в котором человек существует, происходит в соответствии со сформировавшимся у него мировоззрением, которое сегодня у человека, окруженного назойливыми СМИ, зачастую очень зыбко и неопределенно. А ведь от картины мира человек переходит к соответствующим действиям, создавая мир будущего. Поэтому точка опоры сейчас крайне необходима, особенно для молодого поколения, пребывающего в поисках жизненного пути.

Такую точку опоры представляют история Церкви и православные традиции России, о чем немало написано прекрасных книг. Библия и жития святых, творения святых отцов, в том числе собрание аскетического, морально-нравственного учения и практических советов “Добротолюбие”, глубоко раскрывают духовную подоплеку человеческой жизни. Это неисчерпаемый источник духовного знания.

Книга иеромонаха Александра “На пути к Православию” показывает значимость для современного человека проповеди Христа и Его исповедования, роль церковной и домашней молитвы. Именно в евангельских строках мы можем обрести смысл своего существования и духовно преобразиться. Однако современный человек далеко не всегда умеет применить эти знания к реалиям современной жизни. Когда стали распространяться отклонения от вероучения, появилась потребность в его письменном изложении, и с XVI-XVII веков, примечательных размыванием и утратой жизненных ориентиров, подобно нынешнему времени, создается вероучительная литература (например, памятники духовной письменности “Камень веры” преосв. Стефана Яворского, “Мечец духовный” Софрония и Иоанникия Лихудов, “Остен” инока Дамаскина, книги Симеона Полоцкого “Жезл правления, утверждения, наказания, казнения”), православные катихизисы, которые сосредоточили в себе систематическое изложение наставления в вере, надежде и любви (начиная с “Большого Катихизиса” Лаврентия Зизания 1627 года, и далее см. катихизисы свт. Филарета (Дроздова), прот. Николая (Вознесенского), а также современный “Православный катихизис” И.А. Глухова, “Библейская история” архим. Венедикта Князева, Нравственное богословие архим. Платона Игумнова, богословские сочинения проф. МДА Беляева, по которому учились в Московской Духовной семинарии поколения священнослужителей). Примечательно, что все вышеназванные книги с большой любовью искусно подготовлены и изданы Обществом памяти игумении Таисии, заботящимся о духовном состоянии современников. Книга духовного руководителя Общества игумении Таисии, иеромонаха Александра акцентирует внимание читателя на осмыслении острых проблем и событий современности, позволяя правильно оценить многие значимые культурные и общественные явления. Она являет собою попытку разобраться во многих событиях прошлых столетий, сокрытых от взоров поколений – участников трансформации представлений о миропорядке, путеводителем для молодежи и современного человека по осмыслению противоречий во внешнем и внутреннем мире. Вскрытие истоков негативных тенденций общественного развития на многочисленных примерах из событий прошлого и настоящего дает возможность читателю задуматься о своем отношении к жизни, навести порядок в собственном внутреннем мире. Книга представляет собой единое целое, уникальный опыт духовного осмысления истории и современности. При этом условно можно выделить некоторые разделы, тесно связанные между собой и плавно перетекающие друг в друга.

Православные традиции в России стали скрепами для жизни народа по заповеданным от Бога морально-нравственным принципам и нормам жизни. Углубляясь в историю человечества, чистым сердцем можно увидеть, как Русская земля, претерпевавшая набеги, войны и притеснения, с честью отражала вражеские натиски, вооружаясь православной верой. Однако сегодня способы порабощения принимают все более изощренные формы, и человек, подвергаясь сомнительной идеологической обработке, попадает в тяжкое бремя духовной неволи.

В книге описано, каким образом в истории осуществлялось порабощение сознания до обретения состояния безнадежности, что грозит и нашим современникам в случае отступления от веры в Бога и ее исповедования. В многовековом странствии народов на планете, подвластным нравственному правилу, выраженному словами Наставника – “всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится” (Мф. 15, 13). В обществе возобладало материалистическое мировоззрение, тогда как христианское мировоззрение всячески подвергалось недоброжелательному притеснению и преследованию. Духовный вакуум стал причиной многих негативных явлений в обществе – в самом общественном устройстве, в образовании и воспитании, а также в медицине, предавшей забвению известное веками исцеляющее свойство и действие Духа Святого. Весь жизненный уклад был организован таким образом, что отдалял человека от его духовного становления. Достижения в культуре и науке имеют положительную ценность, однако без духовного фундамента есть опасность использования их не во благо человечества, что относится и к широкой распространенности в настоящее время около религиозных учений, не дифференцирующих добро и зло. Необходимо быть бдительным, чтобы не заменить истину Божию ложью (Рим. 1, 25).

Автор подробно останавливается на препятствиях Православию, создаваемых наукой, искусством и политикой, когда формируется материалистическое мировоззрение, которое отвергает моральные догмы, приводит к коренным поворотам истории и смене общественного строя, как это произошло в России в 1917 и 1991 годах. Последствия влияния воинствующей атеистической идеологии пророчески описаны в известных романах писателей-утопистов. Постепенность ее воздействия на сознание и последующие действия творцов нового миропорядка раскрывается автором на многих примерах.

В книге раскрывается борьба мировоззрений России и Запада – крепкого союза с Богом в движении к заповеди о любви, с одной стороны, и рациональных основ вне Божественного определения судеб народов, с другой стороны. Многочисленные примеры со ссылками на выдающихся представителей отечественной культуры позволяют читателю наглядно увидеть достижения России, значимые для становления православного мировоззрения, как и истоки богоборчества и пагубность антицерковного движения. Так, значимой фигурой для православного мировоззрения является Ф.М. Достоевский, почитаемый во всем мире писатель и в то же время выдающийся мыслитель – апостол и проповедник Христа. Достоевский раскрывает истинную природу человека, которую дарует Христос и ожидает личного волеизъявления. Каждому человеку предстоит борьба добра и зла: и то и другое присутствуют в человеческой душе. Свобода оставляет в человеке достоинство личности, могущей обрести исцеление во Христе. Достоевский верит в победу добра, признавая двойственность души. Эта вера – глубокое убеждение в том, что человек способен победить в себе зло через раскаяние. Достоевский и его последователи, целый сонм замечательных русских писателей, противостоят рационализму и либерализму в России, перерастающему в радикальный социализм, лишая народ веры в Бога и путей к своему будущему.

Духовная беспечность чревата равнодушием и безответственностью, вплоть до тяжких преступлений, размыванием нравственных позиций, лицемерием и ложью во всей системе общественных отношений, заменой их морально-нравственной основы финансовой. Сегодня негативное отношение к религии охватило значительную часть населения, и важно осознавать причины этого и постараться избежать последствий такого влияния.

Каковы же векторы укрепления Православия в современном мире?

Более двух тысяч лет осуществляется борьба с благовестниками Новой Заповеди о любви, благодаря которой с помощью благодати мы становимся способными хранить истину. Со времен создания Апостольской Церкви христианское вероучение повсеместно распространялось, завоевывая сердца людей. Этот таинственный союз любви носителей истины с Творцом умножал их силы, несмотря на попытки со стороны зла уничтожить веру. А сегодня стремления к комфорту и достижениям подменяют добродетель служения ближним и Церкви, что часто ломает судьбы беспечных молодых людей. Но отрадно, что есть множество пророков из народа, предостерегающих нас от опасностей, настоящих патриотов. Согласно им, духовному становлению препятствует слепое доверие к власть имущим, что происходит от малознания и даже невежества. Потому необходимо воспользоваться опытом христианских подвижников в их восхождении к вершинам духовно-нравственного совершенства, и духовное преуспеяние может открыть новые горизонты на пути к богообщению.

Мы знаем из истории, каким гонениям подвергалось раннее христианство. Однако В ХХ веке в России Православие претерпело гонения, несопоставимые по масштабу со временами раннего христианство. Опасность духовной неволи, осознание своего невежества должны стать мотивом стремления к постижению истинных истоков знаний о родной земле, народе, традициях, веровании. Приоритетным должно быть издание и распространение богословской литературы, чтобы не прерывалась связь времен и начинающие могли следовать совету святителя Игнатия (Брянчанинова) обращаться к чтению Священного Писания и святых отцов.

Православие раскрывает возможности духовного становления человека, которого ожидает как бы второе рождение, воспринимаемое и осознаваемое христианами в таинстве Крещения. Вера в Бога проявляется в движениях души, в поступках совершения доброделания, милосердия, самопожертвования ради блага и близких, и незнакомых людей. В этом состоит правда Божия на земле.

Автор убедительно показывает, что только любовь ко Христу и живая связь с Ним являются непререкаемой защитой от тьмы и неразумия. Отсутствие такой связи приводит к апатии и беззащитности перед злом. Такая связь обретается и созидается в храме Божием, о чем свидетельствует Евангелие и молитвы во время богослужения.

Главная радость для человека – встреча с Богом, открывающая будущее. Сегодня люди зачастую недооценивают роль Православия в их жизни и забывают, что Сын Божий был послан в мир спасти погибающее человечество. Явленное Им благодатное Царство Духа, в котором любовь Отца через любовь Сына объемлет людей, здесь, на земле, соприкасается с другим царством, совершенно противоположным ему, в основу своей жизни полагающим служение гордости, эгоизму и страстям. Проходят годы, столетия – и история вновь и вновь явствует, что с тех пор, как Господь Иисус Христос очистил все человечество Своим страданием и создал Церковь, сколько ни приходилось преодолевать преткновения, всегда находились люди, самоотверженные и непоколебимые в делах благовестия, которые восстанавливали Славу Божию, всем существом своим служили Богу. Они остаются в истории навеки.

Бог зовет к Себе неведомыми для нас путями. Господь идет нам навстречу, когда наше сердце располагается к Нему. Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств своего падшего естества и стать учеником и последователем Господа. Прекрасен Бог, но и человек, смысл своей жизни обретающий в служении Богу. Двигаясь по этому пути, восходя от силы в силу, человек исполняется благодати и возможности вечной жизни. “Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже” (Ин. 6, 35). Вся совокупность действий верующего православного народа, связанная с Таинствами и обрядами в храме и в домашней обстановке в кругу родных, раскрывает в человеке свойства, врожденные ему и полученные при творении, так как являет в себе объединяющее начало. Ему противостоит противоборствующая сила, направленная на попытку устранить заложенную в человеке основу, подвигающую человечество к объединению и служению слабому и немощному, т.е. на устранение заповеди о любви, заложенной в основании бытия. Свидетелями и очевидцами становятся наши современники, теряющие на полях вынужденных военных спецопераций своих близких и родных. Потому ясное представление о исторических событиях дает возможность каждому здравомыслящему человеку познакомиться с современной историей и на основе свободного волеизъявления решать судьбу свою, близких и своего народа.

Елена Коржова,
член Союза писателей России