Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина
И напев заглушенный и юный
В затаенной затронет тиши
Усыпленные жизнию струны
Напряженной, как арфа, души.
А.А. Блок
Июль 1912
Досуг – особенное время, когда человек освобождается от повседневных обязанностей и предоставлен самому себе. Как провести это время с пользой для души? Конечно, раскрыть одну из прекрасных книг серии На досуге у православного календаря иеромонаха Александра (Фаута). Календарь регламентирует нашу жизнь, и досуг, в том числе, делает его осмысленным и конструктивным. Будучи обыденным изобретением человечества, календарь, вместе с тем, таит в себе немало интересного: с одной стороны, подавая уверенность в ожидаемом, в размеренности хода вещей; с другой – позволяя всякий раз по-новому взглянуть на привычное.
Календари, закрепляющие символику времени, существовали еще 6000 лет назад. Появление первых календарей связано с периодичностью явлений природы и потребностью в предсказании ее изменений ради хозяйственных нужд. В недавнем прошлом в России были популярны юридический, придворный, народный, славянский, сибирский, торгово-промышленный календари. В них были представлены различные сведения из жизни России, исторические события. Например, таковы сохранившиеся до наших дней в библиотеках и архивах календарь-справочник земского деятеля на 1916 год, тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год, календарь-справочник городского деятеля на 1915 год, настольный кооперативный календарь на 1915 год и др.
В женском календаре отражались факты женского образования, воспитания и досуга, краткие некрологи на людей, умерших в тот или иной день. Были еще всеобщий, дворянский, народный, славянский календари, даже рысистый календарь, издаваемый Главным управлением государственного коннозаводства. Все эти календари направляли частную и общественную жизнь в нужное русло. Многие из них – целые альманахи со сборником сведений, полезных и необходимых каждому в ежедневной жизни , по выражению издателя П.О. Яблонского (родословное дерево, семейная летопись, императорский дом, обиходная рецептура, астрономия, география, статистика, парижская выставка, медицина, сельское хозяйство, путешествия, почта, телеграф). Также были в ходу адрес-календари – официальные справочники, издававшиеся как централизованно, так и в губерниях и областях Российской империи, с перечнем всех губернских и уездных правительственных и общественных учреждений с их личным составом. В конце XIX начале XX века адрес-календари стали весьма объемными. Обычно в конце XIX века адрес-календарь включал перечень служащих чинов всех ведомств, как губернских, так и уездных.
Часто календари включали в себя и церковный (православный) календарь (месяцеслов). Церковный календарь направляет нашу духовную жизнь, отражая годовой богослужебный круг, тематическую последовательность богослужений в течение года. Неподвижный богослужебный круг связан с солнечным календарем и включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников, а также каждодневные празднования святых (день их рождения или кончины) и небесных сил бесплотных – ангелов. Подвижный богослужебный круг связан с лунным календарем и включает богослужения Великого поста, трех предшествующих недель и Пятидесятницы. Таким образом, каждый день года посвящен памяти кого-либо из святых, а также особым священным событиям – праздникам и постам. Самым большим праздником является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха), ожидаемый в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Двенадцать великих праздников в году (двунадесятые праздники) установлены в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери. Церковный календарь, как и все календари, тоже отсчитывает время, но при этом пребывает и вне времени. Погружаясь в церковный календарь, мы обретаем надежду на возвращение времени, хотя и каждый раз по-иному, т.к. жизнь движется вперед, человек изменяется сам и изменяются обстоятельства, его окружающие.
Серия книг иеромонаха Александра (Фаута) опирается на церковный годовой богослужебный круг. При этом содержание книг – не просто жития святых и описание ключевых событий церковной истории, а и живая проповедь духовного пастыря, основанная на святоотеческом учении, Священном Писании и Предании, а также на собственном богатом духовном опыте. Так автором устанавливается связь времен – событий древности и настоящего, посредством их духовной переклички.
Иеромонах Александр (Фаут) – настоятель строящегося храма в честь Державной иконы Божией Матери, духовник и председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации Общество памяти игумении Таисии . По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия включен в состав Издательского совета Санкт-Петербургской Митрополии. Иеромонах Александр получил духовное образование в стенах Московской духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры и сумел воспринять от своих учителей и наставников (митр. Ионы (Карпухина), архим. Венедикта (Князева), архим. Платона (Игумнова), игум. Андроника (Трубачева), И.А. Глухова и др.) искреннюю любовь к православной книге, при посредничестве которой человек приходит к Богу и стремится к доброделанию в заботе о ближних. Иеромонах Александр был в числе первых насельников Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которые восстанавливали из руин древнюю обитель и налаживали монашескую жизнь, служил также на подворье Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге. В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II была создана общественная организация Общество памяти игумении Таисии , в которой члены Общества под руководством иеромонаха Александра изначально занимались социальной помощью нуждающимся, а также в течение нескольких лет отстроили разрушенный в годы безбожия храм святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово. 20 лет назад, в марте 2001 года, Санкт-Петербургская городская администрация передала Обществу памяти игумении Таисии аварийное здание на улице Кирилловской для последующей реставрации и капитального ремонта. Здесь были открыты Патриаршие мастерские, где создаются прекрасные плащаницы Божией Матери и иконы, представляющие собой уникальные произведения церковно-прикладного искусства. В Обществе издается большое разнообразие богослужебной, богословской, духовно-нравственной и патриотической литературы, в том числе и акафистов, сохраняя традиции старинных изданий, отражающих высокий аскетический дух прошлого. На многие языки мира переводится богословская и святоотеческая литература, способствуя единению народов через духовно-нравственное просвещение. Обширная просветительская деятельность членов Общества памяти игумении Таисии всегда находит благодарный отклик в сердцах людей, возрастающих в доброте и милосердии.
Книги, написанные иеромонахом Александром, предназначены для тех, кто пребывает в поисках своего места в жизни. Любители истории также найдут в книгах созвучие своим интересам. Активно участвующие в церковной жизни также могут получить много пользы при подготовке к участию в богослужении.
Открывают серию Уроки дней Богоявления . В книге представлены поучения, раскрывающие духовный смысл исторических событий Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Обрезания и Крещения Господня. Автор показывает их значение для личного спасения и духовного становления, обращаясь к житиям святых, которые, исповедав Христа, обрели великую силу духа и благодать и прославлены в предшествующие Богоявлению и последующие дни. В это время как никогда ощущается Божественное пребывание совсем рядом с нами. В преддверии Богоявления и в последующие дни прославляются святые, которые исповедали Господа Иисуса Христа и обрели великую силу духа и благодать предстательства за людей пред Богом.
Во второй книге серии Богообщение преподобных отцов читателей ждет знакомство с особенным периодом церковного календаря, когда после светлых и радостных праздников Богоявления дает о себе знать новое течение времени, которое воспринимается как некое затишье, отдохновение, один из интереснейших периодов жизни Церкви, хотя он и продолжается всего несколько недель. В это время Церковь прославляет преподобных отцов, во множестве посланных в мир по Божиему милосердию ради спасения падшего человечества. Преподобные явили миру святость богоугождением в монашеском подвижничестве, в посте и молитве, преуспев в уподоблении Господу Иисусу Христу, и в своем устремлении к Богу показали особенное смирение и кротость. Благодаря их трудам монашество распространилось по всему миру. Преподобным отцам первых веков христианства была дана особая благодать. Они так любили Господа, что, отказавшись от земных привязанностей и ни во что не ставя собственную жизнь, беззаветно служили Богу и обрели великий дар в своем сердце. При этом они искренне считали и называли себя великими грешниками, признавая свою нищету пред Богом.
Так же замечательна и книга Великий пост – преддверие воскресения души . Великий пост, подготавливающий нас к празднику Воскресения Христова, – это особенное, духовно напряженное время для верующих. Воскресению Христову предшествовали страдания Спасителя и Крестная смерть за грехи всего человечества. Подготовительные недели к Великому посту, святая Четыредесятница и Страстная седмица постепенно подводят нас к пониманию значимости Великого поста. Воспоминание событий данного третьего периода в жизни Православной Церкви, предваряющих Воскресение Христово, и дней памяти святых, празднуемых в это время, дают нам возможность подготовить свою душу к встрече с воскресшим Спасителем.
Книга Воскресение Христово , описывая события от Пасхи до Вознесения Господня, побуждает нас к воспоминанию важнейших событий Нового Завета, связанных с великим чудом Воскресения Христова, свидетельства окончательной победы над смертью, прообраза грядущего воскресения мертвых и дарования человечеству жизни вечной. Дни пасхальной радости становятся той отправной точкой в жизни христианина, когда душа желает обогатиться радостью и сердечной чистотой служения ближним. Это время прославления Бога за великие благодеяния сотворения мира, самого человека, искупления всего человечества и дарования ему возможности вечно общаться со своим Творцом, наслаждаясь благами богообщения в вечности. Эти дни ознаменованы особым стремлением к осмыслению духовных явлений жизни и пробуждают в нас потребность собственного духовного становления.
В книге Апостольское благовестие читателю предстоит познакомиться с прекрасными днями апостольской проповеди и временем апостольского поста, завершающимся праздником почитания первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостольское благовестие учеников Христовых не прекращалось во все последующие века от зарождения христианства. И в течение года Церковь поминает в различные дни апостолов, призванных или от 12-ти, или от 70-ти, или из числа 500 проповедников евангельской истины; многие святые почитаются как равноапостольные по причине глубочайшей любви к Богу и служения Ему, к которому можем приобщиться и мы исполнением заповедей Божиих и делами милосердия.
В дни золотой осени Православия, от Рождества Пресвятой Богородицы и до Ее Введения во храм, когда завершается годичный круг церковного богослужения, мы вспоминаем многих святых, прославивших Христа ( Золотая осень Православия ). На страницах книги читателя ожидает встреча с христианскими подвижниками, преподобными и мучениками, самоотверженно послужившими исполнением заповедей и соделавшихся сосудами благодати, напоенными водами Духа Святого. Знакомство с их судьбами может стать и для нас путеводной нитью в жизнь вечную.
Читая эти книги, мы видим, как самые закоренелые грешники не только исправлялись, но и становились святыми, что говорит о возможности духовного преображения имеющих доброе сердце. И таковые примеры мы встречаем начиная с первого дня года (а обстоятельствам встречи Нового года мы по обычаю придаем особое, символическое значение) – 1 января день памяти мученика Вонифатия Тарсийского и праведной Аглаиды, которые до того, как Господь коснулся их души, предавались разгульной жизни и винопитию ( Уроки дней Богоявления ). Подобно этому преподобная Мария Египетская, которая смолоду вела легкомысленную жизнь, в подвиге покаяния в египетской пустыне стяжала великие добродетели. Господь прощает Давиду прелюбодеяние и убийство, мытарю – его поборы, разбойнику – множество злодеяний ( Великий пост – преддверие воскресения души ). А праведный Петр, бывший мытарь! Он был напрочь лишен милосердия, помощь нуждающимся и нищим почитая опасной роскошью. Однажды на назойливую просьбу о милостыни Петр, не найдя камня, схватил хлеб и запустил им нищему в лицо. Тот же, схватив хлеб, возрадовался, насколько Петр милостив, и поблагодарил Бога за то, что Петр мытарь такой добрый. Вскоре Петр заболел, был близок к смерти и в видении ему были показаны мытарства и Страшный суд. Его хлеб, брошенный в нищего, перевесил весы в сторону ангелов. Это так подействовало на него, что он полностью изменился, не только щедро подавал милостыню, но и раздал все свое имущество и самого себя продал в рабство для раздачи вырученных денег нищим. Так и благородная жена Феодора из Александрии по неведению прислушалась и доверилась врагу, шепчущему, что грех, во тьме сотворенный, не освещенный солнцем, не видит и Бог. И она поддалась искушению от молодого и богатого развратника. Но когда, одумавшись, она поняла, что нет в мире ничего, что могло бы утаиться от взора Божия, то великим покаянием исправила ошибку молодости, в мужском обличье совершая монашеские подвиги ( Золотая осень Православия ). И так каждый день года, когда празднуется память того или иного святого, может стать основанием для размышлений о возможностях духовной жизни в наши дни.
В отличие от обычных календарей, православный календарь задает жизни в обычном ее горизонтальном течении цепочки дней вертикальную ось, лествицу, поднимая разум горе. В книгах иеромонаха Александра (Фаута) серии На досуге у православного календаря читатель встречает уже известные ему имена. А на самом деле, как в сказке Золотой ключик , за холстом открывается необыкновенное царство. За именами, казалось бы, давно слышанными и усвоенными, если потрудиться душой, можно обнаружить россыпи необходимых знаний для руководства своей повседневной жизнью. Жизнь может из обыденности перейти в полет, изменить свое направление в сторону духовного возрастания.
Елена Юрьева