Чудо страны Олонхо

  1. Для справки

За последнее десятилетие все чаще и чаще в средствах массовой информации появляются очерки, статьи, телерепортажи, документальные и художественные фильмы о Республике Саха (Якутия). Россияне и граждане зарубежных стран неожиданно открыли для себя неведанный край с совершено другой стороны.
Традиционно известно, Саха (Якутия) – страна самых низких температур, разнообразных климатических зон, ее недра напичканы несметными богатствами от алмазов, газа, нефти, урана, каменного угля, древесины до редких металлов. По ее территории протекают крупные реки Сибири: Лена, Индигирка, Яна, Колыма. С Севера ее территорию омывает море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Территория республики по размеру больше территории Аргентины. Ее протяженность с Севера на юг 2500 километров, а с Запада на Восток – 2000 километров. Это самый большой по площади субъект Российской Федерации, на его территории сегодня проживают 992115 граждан.
Все это – сухая статистика. Численность национальности саха составляют 466,5 тысячи человек. Это древние тюрки, пришедшие из глубин Азии, сохранившие в первозданном виде уникальную, в чем-то неповторимую культуру. В полной мере трудно сказать, когда племена саха пришли на благодатную равнину Туймады. Существует версия, что первая волна переселенцев попала на Лену в 13 веке, спасаясь от орд Чингизхана. Однако последние археологические находки, например, бронзовый котел, найденный на Вилюе датируемый VII-V вв. д.н.э., и ритуальные бронзовые кинжалы, найденные на Алдане, раздвигают рамки взаимодействия народа саха и ставят его на одну доску с древними цивилизациями, такими, как: Греция, Скифия, Вавилон.
По мнению якутского ученого Е.Е. Егорова, с XVI-XVII веков на территории современной республики Саха сформировалась самобытная, уникальная Северная цивилизация, превратившаяся за годы советской власти в мощнейший индустриальный, экономический и культурный центр СССР, а сегодня – Российской Федерации. В день 100-летия создания республики Саха граждане республики продемонстрировали свое единение с многонациональной семьей народов России. За годы советской власти сформировался слой национальной интеллигенции народа урянхай (древнее название народа саха). Ярчайшие представители творческой интеллигенции, такие, как П. А. Ойунский, А. Е. Кулаковский, Г. В. Ксенофонтов, стали основоположниками таких гуманитарных направлений, как этнография, история, литература. Произведения писателей С. П. Данилова, Н.А. Лугинова, Д. К. Сивцева по праву вошли в золотой фонд мировой классики. Эстафету развития культурного наследия народа саха подхватило молодое поколение в лице режиссеров А. С. Борисова, П. Кикке, фольклористов Я. В. Кириллиной, художников А. Н. Осипова, А. Н. Гоголева, Э. Сивцева, И. Корякина, В. Карамзина, поэта-драматурга В. Н. Федорова.

2.Священный мир духов
Директор дома Арчы Лариса Константиновна Андреева любезно распахнула мне двери в священный мир духов народа саха.

Это первый национальный центр культуры в столице республики, открытый в 2002 году по инициативе Дома народного творчества Министерства культуры при активной поддержке общественной организации, известных деятелей культуры и науки А. И. Гоголева, К. Д. Уткина, Н. Е. Петрова, У. А. Винокурова, В. В. Илларионовой, Р. И. Бравина, Мандар Ууса, А. С. Федорова, В. Ф. Яковлева. Они же – члены Совета. Совет утверждает программы деятельности Центра, участвует в научной и культурной деятельности учреждения. “Арчы Дьиэтэ” на практике стал центром национальной культуры не только в столице республике, но и в большинстве районов.
“Арчы Дьиэтэ”, или привычнее Дом Арчы, принимает участие во многих республиканских и международных мероприятиях, связанных с развитием культуры народов мира. Он был у истоков проведения национального праздника “Ысыах”, превратившегося сегодня в праздник торжества национальной культуры, не имеющий равных по масштабам ни в одной стране мира. Центр – организатор Международного фестиваля олонхосутов-сказителей “По зову Земли Олонхо” под эгидой комиссии ЮНЕСКО Российской Федерации.
Главная задача руководителей и общественного актива, сплотившегося вокруг организации – популяризация эпического наследия олонхо и его сохранение в первозданном виде. Она рассказала о гениальном олонхосуте, а впоследствии, выдающемся ученом и общественном деятеле Платоне Алексеевиче Ойунском.
“Мы организуем проведение обрядовых праздников. Все больше, – заметила Лариса Константиновна, – наши мероприятия посещают молодежь и гости республики. Пристальное внимание уделяется культуре Алгыс – таинству благословления. Это очень красивый и таинственный обряд, к нему нужно относиться со всей серьезностью и уважением”.
После ее слов откуда-то, как показалось с высоты небес, раздались чуть слышные крики стерхов и зазвучала космическая музыка варгана.

3. Чудесное спасение
Я ответил, что отношусь к этому ритуалу серьезно, и рассказал историю об известном когда-то в республике Якутия ойун-шамане Избекове. Еще в советский период, в 1985 году, я с группой комсомольских работников на правом берегу Лены участвовал в национальном празднике Ысыах. Мой приятель Николай, комсомольский вожак, развитый в спортивном отношении молодой мужчина, принимал участие во многих спортивных состязаниях. Он успешно боролся, скакал на лошади – и вдруг без всякой причины заболел. У него резко повысилась температура. Парень на глазах сгорал. Неожиданно ко мне подошел пожилой якут, внимательно осмотрел моего друга и сказал спокойным голосом, что тот умрет через час.
Дедушка пристально посмотрел мне в глаза и добавил, что больному может помочь только ойун-шаман, проживавший в часе езды от места праздника. Такое предложение, с учетом советского атеизма и нашего воспитания, должно было быть мной отвергнуто, но я его радостно принял. Во-первых, наши примитивные попытки оказать больному медицинскую помощь оказались безуспешными, во-вторых, ближайшая больница находилась в 70 километрах от этого поселка.
Машина – старенький ГАЗ-63 – петляла по проселочной дороге, словно участник знаменитого ралли. Уже в сумерках мы добрались до места назначения. Мой друг был не в состоянии идти самостоятельно. Кое-как мы его подняли на вершину холма, заросшего лиственницей и редкой березой. Яркий свет от огромного костра на какое-то мгновение ослепил и погрузил во тьму, но вскоре мы увидели окружающие предметы.
Костер пылал. Вокруг него на расстеленных шкурах ногами к центру без движения лежали несколько человек с признаками глубокого сна на бледных лицах. Вокруг них в кожаном халате, позвякивая в такт прыжков многочисленными металлическими бляхами, с бубном в одной руке и колотушкой в другой двигался шаман.
Он показался мне великаном. Волны энергии буквально хлестали от него. Кто-то из его помощников указал, куда следует положить нашего бездыханного друга. Все мое существо было пронизано ритмичными звуками бубна, и я не заметил, как стал приплясывать в такт и вскоре сам погрузился в бездну беспамятства.
Проснулся оттого, что ранние лучи солнца плясали на моих ресницах. Очень хотелось пить. Я вспомнил о ручье, который журчал поблизости, и поспешил к нему. Мне навстречу с полными ведрами в руках, улыбаясь как ни в чем не бывало, шел мой приятель с улыбкой во весь рот. Я поинтересовался у него, что он помнит из вчерашнего дня. Он вспомнил только то, что выиграл скачки – и все! Вот такая короткая, но поучительная история.
Днем Избеков разрешил мне сделать несколько снимков, которые я по сей день бережно храню. На фото великий шаман-врачеватель стоит на фоне коновязи. Он был одет уже как простой селянин: на голове шляпа с короткими помятыми полями, клетчатая рубашка, потертый от времени пиджак. Вот только большой пучок седых волос, скрученных в тугой узел, указывал на то, что эти волосы могли ниспадать ниже плеч. Взгляд серых глаз был снисходительный и утомленный. Он как бы пронизывал твое сознание, читая твои мысли. Невысокого роста сухонький дедушка, а ему уже тогда было, как говорили, под 90 лет, напоил нас кумысом, взбитыми сливками с куском пахучего свежеиспеченного хлеба.
Перед тем как мы покинули его дом, он взял пучок белых волос из гривы лошади, поджёг его и что-то долго говорил по-якутски, изредка поднимая ладони к полуденному солнцу. Он сказал на прощанье, что нас ждет удача! Как мне поведали близкие люди из его окружения, старик лечил даже падучую (эпилепсию) и другие тяжелейшие недуги, никому не отказав в просьбе. Вот такая история!

4. Конь с серебряной уздечкой
Наша встреча с Ларисой Константиновной проходила накануне праздника Ысыах – обряд кропления кумысом Неба, Земли и Воды. Хранительница Дома Ирчы показала мне уникальную фотографию, сделанную в 1902 году этнографом, посетившим Якутию, и сообщила, что сегодня это праздник солнца, жизни, единения. “Сегодня праздник Ысыах проводится во всех улусах”, – заключила свой рассказ Лариса Константиновна.
Праздник собирает тысячи граждан Республики Саха, людей разных вероисповеданий. В огромном круге танца осуохай, центром которого является коновязь, собираются тысячи людей, много иностранцев, прибывших из разных точек планеты. Говорят, во время этого танца рождается огромная светлая энергия. Она уносится в небеса к звездам и оберегает нашу планету от злой темной силы. Формально этот праздник подарил Гиннессу не один рекорд. Запевалы саха произносят нараспев слова народных песен, которые дружно подхватывают все участники. В каждом улусе есть свои мастера этого жанра. Праздник начинается ранним утром, когда первые лучи солнца – маленькие светящиеся иччи – вновь и вновь дарят радость жизни и светлую надежду народу уранхай-сахалар.
Как правило, духовный вождь того или иного улуса – в белых одеждах, в высокой белой шапке, отороченной белым мехом, – производит обряд освящения. Воскурив огонь, он произносит священные слова великим белым Айы, живущим где-то в небе среди звезд, и отдает дань почитания, уважения небожителям, духам иччи в виде земных даров – возлияние кумыса.
Мы, затаив дыхание, стояли вокруг коновязи, открыв свои сердца и ладони солнцу. Вокруг нас проносились непорочные девушки – стерхи, – исполняя танец юности и красоты. Казалось, что юные белые красавицы не танцуют, а парят над землей, и вот-вот улетят ввысь. Чуть позже в чоронах нам подали кумыс. Это поистине напиток богатырей, а затем подавали жеребятину, деликатесные колбасы. “Якут без мяса жить не может”, – так гласит народная пословица.
Мне из разных улусов республики друзья прислали десятки фотографий юбилейного праздника Ысыах, и на всех фото грандиозный по масштабам праздник проходит на фоне священного дерева “Аал Луук Мас” – стержня мифологии Олонхо. Как будто герои великого народного эпоса “Нюргун боотур Стремительный” неожиданно появились среди нас: вот скачет и побеждает в гонке юный боотур, ловкие бойцы-силачи демонстрируют свою закалку в борьбе, прыжках, перетягивании палки. На брусничных, голубичных полянах появились горки оладушек – подношения Байанаю. Говоря о верованиях саха (следует заметить, это был 1982 год), мой друг, поэт Алексей Михайлов, как-то сказал, что каждый из 52 членов Союза писателей СССР якутской писательской организации, конечно, членов КПСС, заходя в лес, первым делом разжигает маленький костер, кладет в огонь кусочек мяса, оладушек, выливает рюмку водки, если вы хотите, конечно, чтобы охота и рыбалка были успешными.
“Что это, дань традициям?” – спросил я у Алексея Михайлова. “Нет, это искренняя вера в иччи”, – спокойно и уверенно ответил народный поэт республики Саха.
Прощаясь, Лариса Константиновна повела к памятнику в виде стерхов и рассказала трогательную историю о любви и верности девушки-стерха и простого юноши. Услышал я от нее и рассказ о конкурсах олонхосутов, хомузистов, об уникальном горловом пении.
На территории республики гармонично взаимодействуют разные религии. Часть граждан Саха, чтя и уважая местные обряды и обычаи, являются православными христианами, по-особому чтут 22 мая – день Николая Чудотворца. Именно Николин день считается у саха началом лета. Местные охотники в это время возвращаются с охоты, и на столах появляется душистый суп из утки и обязательное дополнение к супу – оладьи.
Я побывал в национальном Центре народного прикладного искусства и художественных промыслов в гостях у Яны Викторовны Кириллиной. Тонкий знаток народного творчества, она рассказала, как со всей республики рукодельники собирали сделанные из бересты покрытия для летнего шатра – урасы. Его построил, как говорят, духовный вождь народа уранхай, народный мастер, постоянно проживающий в селе Баяха Таттинского улуса Борис Федорович Неустроев.
Я был поражён обилию и разнообразию предметов народного творчества, украсивших помещение Центра. Особенно мое воображение поразили куклы, сделанные по мотивам олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”, ножи, выкованные из метеоритного железа. На клинке у большинства остались инициалы мастеров кузнечного дела. Вот несколько самых известных фамилий: Неустроев Борис Федорович – Мандар Уус, Готовцев Роман Ильич, Потапов Николай Ильич. Как утверждают специалисты, сталь их клинков по качеству не уступает булатной, тонкие переплетные узоры покрывают поверхность лезвий, словно волны Лены. Чороны, вырезанные из цельного куска березы, работы из мамонтовой кости мастеров Маркова Федора Ивановича, Мамонтова Константина Меркурьевича, Родионова Георгия Николаевича. Работа косторезов отличается с одной стороны детализацией бытовых сцен, с другой – ярким самобытным реализмом. Это поистине уникальные произведения, глаз оторвать невозможно.
Яна Викторовна в беседе со мной, говоря об элементах народного национального прикладного искусства, поделилась мнением, что этими элементами-признаками, в первую очередь, являются орнамент, уздечка и сбруя лошади, национальный костюм, работа по металлу, например, изготовление ножей, варганов, ювелирное искусство. Она пояснила: именно через технику изготовления указанных предметов передается из поколения в поколение материальное наследие предков. Орнамент, например, или варган, уздечка не изменялись тысячелетиями. Не зря же Петр Алексеевич Ойунский, как-то заметил, что в сердце каждого урянхайца, можно найти коня с серебряной уздечкой. В подарок я получил два глиняных чорона, принадлежащих по технике исполнения к Кулун-Атахской культуре, описанной профессором Анатолием Игнатьевичем Гоголевым в монографии “Якуты” (проблемы этногенеза и формирование культуры).
Спорт в республике культивировался во все времена, как только появилось племя удалых урянхайцев. Их мальчишки с трех лет уже гарцевали на лошадях и состязались в борьбе (Хапсагай), стрельбе из лука, в прыжках (знаменитый куобых, кылыы, ыстынга), перетягивание палки (мас-рестлинг), а сегодня еще бокс, штанга. Тысячи лет спорт среди урянхайцев выковывал воинов, богатырей, о которых олонхосуты слагали легенды. Да разве Нуюргун боотур Стремительный хоть в чем-то уступил бы герою Гомера Ахиллесу! Думаю, ни в чем!
Заветный титул “Олимпийский чемпион” получили 9 якутов, завоевав 11 медалей. Из них 5 золотых, 4 серебряных и 2 бронзовых. Их имена золотыми буквами записаны в историю спорта республики: Тимир Алексеевич Пинигин, Владимир Семенович Голованов, Роман Михайлович Дмитриев, Александр Николаевич Иванов, Павел Павлович Пинигин, Ирек Хайдарович Зийнуров, Георгий Русланович Балакшин – и десятки других блестящих спортсменов защищали честь республики. Они все в памяти народной. Ни один уважающий себя народ не сможет жить без своих национальных героев. Защищая Россию от коричневой чумы, республика отдала лучших своих сыновей. 25 якутов удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Завершая эссе, хочу заметить, что главное чудо страны Олонхо – его люди – древние урянхайцы носители древнейшей культуры, которую сегодня можно прямо назвать Северной цивилизацией. В центре этого храма цивилизации произрастает раскидистое дерево “Аал Луук Мас”, корни которого уходят в глубь тысячелетий- это душа народа Уруй Айхал!

Сергей Рац,
член Союза писателей России