Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Дорога к вере > Российская идентичность, война и православная вера

Российская идентичность, война и православная вера

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия.
1942-1945 гг.
Александр Твардовский. “Василий Теркин”.

Не надо плакать над судьбой,
Прибереги души чернила,
Она тебе не изменила,
Она по-прежнему с тобой.
2014 г. Донецк
Владимир Скобцов. “Посвящается Донецку”.

Пристрастность, с которой сегодня ведутся споры об идентичности российского народа, те скоропалительные рецепты, которые предлагаются для сплочения входящих в его состав людей разных национальностей и религиозной принадлежности, заставляют вспомнить, что самосознание народа России, его идентичность формировались, выплавлялись самим ходом истории, и ее невозможно создать искусственным, лабораторным путем. Россия сегодня представляет собой единое социокультурное пространство, которое отличается мозаичностью этнического состава населения, поликонфессиональностью и поликультуральностью.

Каждый россиянин необходимым образом должен осознавать себя частичкой народа, сообщества людей, проживающих на территории России, объединенных историей совместного существования, проживания и преодоления всех трудных обстоятельств жизни вместе со всем народом России.

Современной России нужна консолидирующая национальная идея для духовно-нравственного объединения многочисленных народов страны и определения курса развития политики, экономики, образования, социальной сферы, которая и будет являться основой идентичности российского народа. По поводу этой идеи ведутся многочисленные дебаты, но решения, с которым были бы согласны все, пока не видно, несмотря на то, что эта идея существовала от самого зарождения российской государственности и в острые исторические моменты спасала Российское государство от уничтожения. Эта идея – Православие, которое интегрирует российский народ от самых его истоков и лежит в основе его самосознания. Петр I, при котором максимально укрепилась российская государственность, издал Свод законов , включавший так называемый Духовный регламент , имевший юридическую силу и на начало XIX века. Среди религиозных конфессий преимущество отдавалось православному вероисповеданию. В документе разрешалось существование разных религий на российских территориях в том случае, если религиозная конфессия признавала самодержавие и исполняла законы самодержавного государства. Царь выступал как верховный хранитель догматов Православия и защитник соблюдения благочиния.

Сегодня в России нет такого духовного регламента, но в сердцах людей есть и живет глубинное Православие, не показное, не объявляющее о себе громко и публично, не требующее безоговорочного подчинения себе людей других конфессий, но основанное на высших нравственных заповедях в истории человечества – заповедях о жертвенной любви к ближнему.

Сложность однозначного определения понятия российская идентичность связана с тем, что не решен важный вопрос о том, кто может являться ее носителем. Большинство философов, психологов, социологов, политологов рассматривают идентичность как характеристику отдельной личности, которая является источником свободной активности, имеет волю определять свои цели и достигать их. А может ли обладать идентичностью российский народ как социальная общность? Этот вопрос остается открытым. Однако он может быть легко разрешен при условии, что российскому народу как социальной общности присуща целостность, сплоченность, и он может действовать как единый субъект, как целостный организм при достижении определенной важной цели. Это возможно при условии, что включенные в эту общность люди ощущают себя очень близкими друг к другу. В их сознании принадлежность именно к социальной общности российского народа является очень ценной. Каждый ощущает себя так: «я такой же, как они , я так же чувствую, думаю, желаю того же, что и они , у нас общее прошлое, настоящее и будущее , я свободно принадлежу к своей общности людей и готов биться с врагами за сохранение нашего общего будущего , я жив, пока живы они, и даже готов отдать свою жизнь за тех, кто рядом». Такую сплоченность мы наблюдали в истории российского народа в периоды тяжелых войн. Ярким примером является Великая Отечественная война, которая явила огромное число героев, отдавших жизнь за Родину и за други своя .

Все важные события на пути создания и сохранения российской государственности составляют содержание национальной исторической памяти. Это цепь образов о наиболее ярких событиях общей истории России, о ее героях и участниках, блистательных победах и трагических неудачах, которая образует канву истории народа в его самосознании.

Национальными героями России всегда были выдающиеся полководцы, воины, обеспечивавшие своим героизмом победу над силами, стремящимися отнять у народа не только материальные ценности, но и свободу духовного выбора и развития. В российской истории главными сюжетами, сохраняемыми в народной памяти, являются исторические события, созданные героями-победителями в войнах, которые вело государство Российское. Войны всегда происходили в переломные моменты истории государства, связанные с сохранением преемственности политической, этнической, религиозной, культурной и территориальной целостности, а значит, и национальной идентичности. И именно в эти моменты наиболее ярко проявлялись и проявляются процессы самоидентификации народа. Это всегда момент истины для каждого гражданина.
Русская земля на протяжении всей своей истории обильно полита кровью своих защитников; из-за своего особого геополитического положения она издревле страдала от многочисленных набегов и с Запада, и с Востока, как написал Александр Блок:

Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

И это продолжается до сегодняшнего дня. Хотя формы войн меняются, глубинный их смысл остается прежним: война в России – это война за свою национальную, духовно-нравственную идентичность, как пророчески написал Ф. М. Достоевский: Русскому ни за что нельзя обратиться в европейца, оставаясь хоть сколько-нибудь русским, а коли так, то и Россия, стало быть, есть нечто совсем самостоятельное и особенное, на Европу совсем не похожее и само по себе серьезное . Россия в конце концов должна стать сама собой, чтобы не быть поглощенной ни с Запада, ни с Востока.

Всякая война имеет свой духовный смысл. Когда смерть смотрит прямо в глаза на поле боя, в сознании человека мгновенно проносится вопрос: за что? Во имя чего сейчас мне надо умереть? И почему это происходит? Люди в обычной жизни не задумываются над глубинными смыслами, погруженные в повседневную суету. А на войне обнажаются все истинные смыслы и ценности. Каждый человек проявляет свой истинный облик: кто ты? Какова твоя идентичность? Надежный, мужественный друг и защитник? Или предатель, злобный клеветник, безразличный к судьбе своей Родины и ее гражданам, хотя вроде и принадлежишь к этим гражданам?
В Великую Отечественную войну народы Советского Союза приняли вызов войны не только как гражданскую обязанность и моральный долг, но и как внутреннюю духовную потребность, которая живет в людях как уходящее в глубь веков древнее чувство Родины. Сила духовного подъема была так велика, что никакие внешние понуждения не могли бы вызвать такой духовный подъем, который помогал на полях сражений побеждать страх смерти, преодолевать голод и неустроенность быта в тылу.

В сегодняшнем российском обществе преобладает духовное разъединение людей: у каждого свои проблемы , свой интерес , не на кого положиться, кроме самого себя. Современного человека с детства приучили к тому, что жизнь строится на единственной реальности личного интереса. Но война все меняет, она из незаметных в обыденной жизни людей делает героев – защитников правды. И этот подвиг патриотизма, любви к Родине и ближнему из абстрактной заповеди превращается в реальные действия на поле боя или в процесс помощи пострадавшим.

Особенностью России является то, что ее наиболее известные национальные герои-воины были православными святыми – преподобный Илия Муромец, князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Довмонт Псковский, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, праведный Иоанн Русский, адмирал Федор Ушаков, воин Евгений Родионов. Это означает, что в сознании русского народа именно святые, как проводники Божией воли, всегда играли решающую роль в исходе трудных битв, оказывали помощь народу в переломные моменты отечественной истории.

Непрерывность исторической памяти русского народа всегда обеспечивалась непрерывностью православного мировоззрения, его нравственных ценностей. Церковь живет традиционностью и является наиболее благоприятной средой для сохранения исторической памяти народа. Богослужебная традиция постоянно воспроизводится и в то же время обновляется в рамках сохранения целостности прошлого. Канонический круговой цикл повторяет установившийся круг праздников, который периодически дополняется новыми текстами (новые святые, чудотворные иконы, церковные даты).

Сегодня судьба российской идентичности решается на Донбассе, полиэтническом регионе Русской цивилизации. Как подметил В. Ю. Даренский, именно на Донбассе очевидным образом было продемонстрировано создание единой русской нации на основе синтеза представителей разных этносов в рамках единого государства. Этот синтез обусловлен единством государства и общей исторической судьбы и территории.

Русская история уникальна тем, что главным и решающим в ней всегда был не материальный фактор, а духовно-нравственный. Россия неоднократно возрождалась из пепла после катастроф, когда, казалось бы, не было никаких материальных предпосылок для будущего возрождения.

Сегодня у России, как всегда, нет выбора – она, уже в который раз в своей тысячелетней истории, должна либо победить, либо исчезнуть. Именно сейчас на Донбассе продолжается героическая история России, о чем свидетельствует большое число воинов-героев, которые появляются как огненные свидетельства непрерывности православной военной традиции кровью защищать российскую идентичность.

Елена Веселова