Широко на Руси возрождаются храмы

В бывший военный городок № 49 города Кронштадта я попал не сразу. И дело не в какой-то секретности этого объекта. Просто горожане о его существовании то ли забыли, то ли вообще не знали, одна старушка всё-таки вспомнила – это где “ракетчики стояли”. А на то, что там уже несколько лет действует храм святителя Спиридона Тримифунтского, горожане с удивлением разводили руками, мол, не слышали.

…Колючая проволока вдоль полуразрушенного каменного ограждения. На воротах старая табличка, свидетельствующая о принадлежности территории Министерству обороны РФ. Дореволюционные (но ещё прочные) краснокирпичные одноэтажные здания. Над одним из них воздвигнут крест. Но для начала приведу несколько уже канувших в историю сведений.

Первые батареи, появившиеся в начале Северной войны (1700-1721 гг.) после занятия острова Котлин русскими войсками, являлись еще очень слабыми, но даже они с успехом отразили нападение шведского флота и десантов в кампании 1704-1705 годов. Кардинальные изменения Кронштадтской крепости произошли в годы Крымской войны. В это время поменялась сама структура крепости: теперь её оборонительная система была дополнена линией морских батарей, перекрывающей весь Финский залив от берега до берега. При этом остров Котлин превращался в центральный укрепленный плацдарм. В дополнение крепостной ограде вокруг города был построен целый ряд земляных укреплений. Береговые батареи соединялись друг с другом земляными валами, служащими одновременно стрелковыми позициями и прикрытием коммуникаций вдоль острова. Капитальной реконструкции подверглась линия укреплений “Литке” – “Швебс” – “Политковский” – “Ден”. Редут XIX века, был перестроен в люнет в 1863-1864 годах. Назван в честь инженер-генерала Иоганна Якоба фон Дена, и/о военного губернатора Кронштадта во время войны 1853-1856 годов. До недавнего времени его строения использовались военными в качестве склада боеприпасов и имущества. Люнет – полевое укрепление из двух флангов, рва и валов – появился здесь во второй половине XIX века на основе редута, построенного в годы Крымской войны. Позднее здесь были возведены два кирпичных пороховых погреба и другие строения. В конце позапрошлого века они служили в качестве складов крепостной артиллерии. Окончательно исторический комплекс зданий и сооружений в районе люнета Ден сложился к 1911 году.

Первая кронштадтская деревянная церковь для моряков была возведена в 1731 году на форте Шанц (проехать от храма свт. Спиридона Тримифунтского две остановки на автобусе). Через сотню лет постройка пришла в полную негодность, и уже тогда встал вопрос о возведении большого храма. Новое каменное здание церкви появилось в 1862 году, но и его площадей оказалось недостаточно для нужд служителей и прихожан. В 1897 году был создан строительный комитет и организован сбор средств на строительство нового собора. Местом для размещения будущей постройки стала Якорная площадь.

До 1917 года в Кронштадте было свыше 20 церквей (включая школьные, домовые и приютские).

История храма святителя Спиридона Тримифунтского началась в 2017 году, когда территория военного городка №49 города Кронштадта (более 20 гектаров) была передана РПЦ и встал вопрос о создании здесь нового храма. У входа на территорию бывшего военного городка №-49 (комплекс складов Кронштадтской крепостной артиллерии в районе люнета “Ден”) 23 сентября 2018 года был установлен Поклонный крест в честь начала создания нового храма Святителя Спиридона Тримифунтского. Храм расположился в бывшем здании артиллерийской лаборатории военного городка, казематы которого занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первым настоятелем храма стал иерей Иоанн Марченко, ключарь местного Андреевского собора. Всего за 4 месяца силами десятков неравнодушных людей из полуразрушенного, заброшенного и разорённого здания был создан этот храм. В настоящее время служит здесь протоиерей Артемий Могутов.

25 декабря 2018 года в день иерейской хиротонии о. Иоанна Кронштадтского по благословлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия заместитель председателя Синодального отдела РПЦ МП председатель епархиального военного отдела Кронштадтский благочинный архимандрит Алексий Ганьжин совершил чин освящения храма свт. Спиридона Тримифунтского в Кронштадте и отслужил в этом храме первую Божественную литургию. С 12 августа 2020 года настоятелем храма во имя Святителя Спиридона Тримифунтского является протоиерей Артемий Могутов. И в настоящее время силами прихожан ведутся работы по благоустройству храма.

На территории военного городка № 49, неподалёку от бывшей конюшни, видна красочная растяжка “Слава морской пехоте!” и места дислоцирования этого рода войск ВМФ: Балтийск, Севастополь, Спутник и Владивосток – с соответствующей эмблематикой. Здесь функционирует молодёжный патриотический клуб, регулярно проводящий свои мероприятия.

Отец Артемий Могутов руководит Центром Духовной культуры и образования и активно принимает участие в воспитательном процессе молодёжи. В сентябре прошлого года в Кронштадтском дворце молодёжи была проведена интеллектуальная историческая игра “Познай Истину”, посвящённая 800-летию со дня рождения св. блгв. вел. Кн. Александра Невского “Александр Невский. Гражданин и воин”. Игра проводилась среди команд старших классов (9,10 и 11 классы) образовательных учреждений Кронштадтского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ № 418, 422, 423, 425, 427, СПб ГБПОУ “Кронштадтский лицей”, ФГКОУ “Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации”). В ходе Игры выбирались вопросы по тематике “Святой Александр Невский”, “Князь Александр Невский”, “Воин Александр Невский”, “Наследие Александра Невского” стоимостью от 10 до 16 баллов.

По итогам игры третье место заняла команда кадетов Следственного комитета РФ. Второе место у команды ГБОУ СОШ № 418. Победителем Игры стала команда ГБОУ СОШ № 422.

После поездки в Кронштадт довелось полистать первые три выпуска “Культовые здания Петербурга. Указатель русской литературы 1717-1917 гг.” (СПб, изд-во Российской национальной библиотеки, 1996-2004 гг.). В этих материалах для библиографии Санкт-Петербурга – Ленинграда приведены сведения не только о православных, соборных, приходских церквях и часовнях, но и старообрядческих, инославных и христианских культовых зданиях. Справочно, к примеру, это выглядит так: “Никольский (Николо-Богоявленский) собор. Современный адрес: Никольская пл., 1/3”. И далее идут библиографические ссылки. К этому собору указатели насчитывают около 20 отсылок к публикациям. Первая выглядит так: “Берх В. Н. Жизнеописания первых российских адмиралов, или Опыт истории российского флота. Ч. 3. СПб., 1834, 291 с.”. Или же ещё цитата: “Сергиевский собор (на Литейном пр.: не сохр.)”. И далее библиографический список: “Никитин Д. Я. Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1876, 68 с.”.

Но время идёт и уже обнаруживаются некоторые несоответствия, вызванные государственными переменами по отношению к религии. Так, в 1-м томе выпуска (подписан к печати 12.03.96) указано, что приходская церковь Рождества Христова на Песках не сохранилась. А ведь она была построена по проекту архитектора П. Е. Егорова, который являлся одним из авторов решётки Летнего сада. Храм был восстановлен в 2020 году.

А во 2-м томе в разделе Кладбищенские церкви можно прочитать на странице 224 следующее: “Красненькое кладбище (церковь Божией Матери Казанской, не сохр.). Та же история – церковь восстановлена и действует с 2001 года.

Ведутся переговоры о восстановлении Собора Андрея Первозванного в Кронштадте, основание и первый камень фундамента соборному храму, во имя св. Апостола Андрея Первозванного были положены основателем города Петром Великим в 1717 году. Особенную известность не только во всей России, но и за её пределами Андреевский собор приобрёл благодаря деятельности знаменитого проповедника св. прав. Иоанна Кронштадтского, служившего в этом храме 53 года. Собор был разрушен в 1932 году. Фундамент собора сохранился и сейчас на его месте памятный знак с надписью: “Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни” (на снимке).

Такие факты заставляют вспомнить стихи Николая Рубцова:

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной
царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных
белых церквей!..

Или даже только одно название сборника Бориса Орлова “Россия куполами колосится”. И тут возникает чуть ли не кощунственное желание интерпретировать строку из “Журавлей” Николая Рубцова “Широко на Руси машут птицам согласные руки” в нечто (да простит мне автор!) другое: “Широко на Руси возрождаются храмы”.

Владимир Бесперстов