Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Дорога к вере > Православные книги в бою за образ Божий в человеке

Православные книги в бою за образ Божий в человеке

Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие?;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое?.
Гавриил Державин. Бог.
1784 г.

Недавно Владимир Путин подписал закон о создании всероссийского движения детей и молодежи – массовой некоммерческой самоуправляемой организации. Госдума приняла законопроект 6 июля, Совет Федерации одобрил закон 8 июля. Целью законопроекта названо формирование мировоззрения молодежи на основе традиционных ценностей, традиций народов России, достижений российской и мировой культуры; развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры. Поставлены очень достойные цели, однако слишком общее название самих ценностей без указания конкретного мировоззрения не позволит достичь позитивных результатов.
Становление нравственной, зрелой личности связано с формированием индивидуального мировоззрения, с решением личных экзистенциальных проблем и поиском смысла жизни. Молодой человек должен ответить себе на вопрос: кто я? У него должно быть сформировано представление о том, как должны разрешаться наиболее значимые для него экзистенциальные проблемы: “что такое жизнь?”, “каковы границы жизни и смерти?”, “каков смысл жизни человека?”. Это произойдет только тогда, когда он пройдет путь религиозного самоопределения и у него сформируется религиозная идентичность.
В психологии давно известно, что целеустремленность является основополагающей характеристикой личности. Поведение человека не просто целенаправленное, но и ценностно-ориентированное. Цель как образ потребного будущего должна быть представлена в сознании человека наиболее полным и адекватным способом, потому что через нее человек конструирует свою действительность, свое взаимодействие с миром, свое будущее. Эта цель должна быть представлена в виде идеала – образа человека, наиболее полно воплотившего в себе все желаемые особенности конкретного мировоззрения. В Православии таким идеалом является Сам Господь Иисус Христос, а затем святые Православной Церкви.
Бог создал человека по Своему образу и подобию. Замечательный отечественный богослов и философ Виктор Иванович Несмелов считал, что истинная сущность православной религии выражается в идее богоподобия, и что у каждого человека есть врожденное представление о Боге как о Высшей Личности, которая существует в сознании человека как сотворённого по Его образу и подобию. Эту идею Бога надо взращивать у человека с детства.
Задачей человека на земле является духовное развитие, т. е. стяжание подобия Божия. Под образом Божиим в человеке понимается сходство самого существа человека с Существом Божиим (обладание духовностью, разумом, свободной волей, бессмертием души, даром слова и т. д.), а под подобием Божиим – сходство качеств человека со свойствами и качествами Первообраза (Бога) – наличием премудрости, любви, благости, чистоты, постоянства в добре и др. Каждый человек в своем духовном развитии приобретает подобие в той степени, в которой это возможно именно для него, но он должен к этому стремиться, учиться на жизнеописаниях святых, иметь условия для такого духовного развития. Детям, подросткам и молодым людям в их социальной среде должны быть доступны идеалы Православия, выраженные в разных жанрах православной литературы, в произведениях живописи, классической русской литературы, в кинематографических и театральных произведениях.
Все люди созданы Творцом для духовного развития, но не всегда условия и обстоятельства позволяют людям реализовать свою духовную сущность. Во все времена это было трудно. Об этом свидетельствует история христианских мучеников.
В XXI веке ведется беспрецедентная война против образа Божия в человеке. На фоне интенсивно вглубь и вширь развертывающихся глобализации и цифровизации, бесконечного умножения виртуальных сетей общения и СМИ становится очевидной направленная мощная трансформация представлений о том, каким должен быть человек, кто он такой в этом мире и каким должно быть его будущее. Это ситуация, в которой происходит кардинальное изменение жизненного мира человека и его мировоззренческих ориентаций. Технологическое мировоззрение начинает оттеснять уже и науку, которая определяла мировоззрение человечества последние три столетия. Восходящее движение направлено в сторону накопления материальных ценностей. Материальные же ценности в технологическую эпоху создаются в результате унификации поведения людей, приведения их всех к убогому единообразию машины, механизма, компьютера. Происходит обогащение материального мира, окружающего человека, но оскудение, обеднение его внутреннего мира, самосознания.
Еще в XIX веке классическая художественная литература стремилась показать внутренний мир человека во всей его сложности и богатстве. “Воспитание чувств” Флобера была настольной книгой для нескольких поколений. Достоевский был самым читаемым русским автором в Европе. Сегодня функции глобализации проявляются в изменении психологии и поведения человека за счет контроля над смыслом жизни целых масс людей, над их ценностями и жизненными целями.
Вплоть до середины XX века понимание личности человека как психологической целостности, устойчивого постоянства и единства душевных и телесных качеств не подвергалось сомнению. Отказ от понимания человека как единства тела, души и духа, созданного Творцом, а личности как инструмента направленного духовного развития, и души, как связанной с бессмертным духом Бога, приводит к ситуации очередного вопрошания – а что же такое человек? И к поиску новых антропологических проектов. Эта ситуация усиливается тем, что с появлением новой среды обитания современного человека – мировых сетей, появился и новый феномен, связанный с процессом личностной идентификации, которого не существовало в опыте людей в начале века и который научное сознание с конца ХХ – начала XXI веков пытается осмыслить. Этот новый феномен получил название атомарной (автономной) личности, которой свойственны непостоянство, временное существование с определенными идентификационными признаками, так называемая временная сетевая идентификация, изменение которой возможно даже на коротких отрезках времени. Именно временность и изменчивость сетевой идентификации противостоит постоянству и тождественности личности самой себе как главному признаку идентичности личности в традиционном обществе. И, соответственно, это связано с неустойчивостью индивидуального сознания, “поломкой” причинности, ответственности за свое поведение. Виртуальный мир, онтологически не связанный с нравственным законом, настаивает на существовании множества возможных миров и разных вариантов личности, им соответствующих.
Сегодня философская антропология констатирует рождение так называемого человека будущего – постчеловека. В научной и научно-фантастической литературе постчеловек понимается как человек в отдаленном будущем, когда его биологическая природа в результате развития новых технологий будет кардинально модифицирована, и такого человека уже нельзя будет считать человеком в обычном, традиционном смысле этого слова. Постчеловек – это тот, кого еще нет, но кто уже на подходе. Этот тип нового человека начал создаваться еще в эпоху Просвещения, когда цивилизация начала свой путь к созданию нового индустриального порядка и соответствующего ему нового идеального человека. Тогда пришло осознание того, что для развития технологизированного общества необходим человек, у которого нет внутреннего мира, так как он становится ненужным, лишним балластом.
В постиндустриальную эпоху человек подвергается мощному давлению изменений в культуре, науке, религии. В этих условиях без внешней поддержки молодому человеку невозможно противостоять соблазнам глобализации, трудно сохранить способность самостоятельно мыслить, и только хорошо сформированное православное мировоззрение, делающее человека нравственно зрелым и свободным, позволит ему автономно действовать, проявляя самоконтроль и саморегуляцию, направляя свою деятельность на духовное развитие.
Последние 20 лет социальной средой, воспитывающей молодое поколение, являются социальные сети. Православные социальные сети, где представлены православные идеалы и ценности, часто подвергаются нападкам и осмеянию в молодежной среде и не имеют у нее авторитета. Зато либеральные западные ценности безудержного потребления, нетрадиционной гендерной ориентации, феминизма, толерантности заполнили весь интернет. Идет специально организованная информационная война против всех возможностей для молодежи приобщиться к православному мировоззрению. За эти 20 лет выросло целое поколение людей с гуманистической, либеральной ценностной основой, которые становятся объектом манипуляций лидеров разных общественных организаций, ненавидящих Россию, а затем и сами пополняют ряды врагов России.
Как полагают ученые, именно молодежи усиленно прививаются черты постчеловека, отличающиеся от основных черт традиционного человека. Эти новые черты касаются способов мышления и особенностей духовно-нравственной сферы.
Во-первых, подрастающее поколение, постоянно пребывающее в интернете, имеет клиповое сознание, т. е. мышление яркими, мозаичными и фрагментарными образами, которые быстро сменяют друг друга. Цепь этих сменяемых образов не объединена логикой. Они переключаются с одной отрывочной информации на другую. Симптоматично, что подростки и студенты все тяжелее осваивают длинные тексты с глубинными смыслами, поскольку это требует от них длительного сосредоточения на предмете, анализа его внутренних связей. Из-за максимальной опоры на визуальную информацию ослабляются интеллектуальные возможности, происходит атрофия абстрактно-логического мышления. Это приводит к быстрому сворачиванию “левополушарной эпохи” (эпохи книгопечатания), в которой преобладает аналитическое мышление. В эпоху тотальной визуализации, исчезающей культуры чтения, человеку чаще всего предлагается готовый зрительный образ, что освобождает его от необходимости самостоятельно мыслить.
Во-вторых, подростки и молодежь оказываются погруженными в информационные потоки коммуникации широких масс людей, что используется идеологами разного толка для манипулирования сознанием путем масштабного применения информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня множество сил ведет целенаправленную борьбу против образа Божия в человеке, изменяя условия его существования, ссылаясь на неизбежность технического прогресса, что есть полная ложь. Глобализм направлен на унификацию всех людей – лишение их национальной культуры, религиозной веры, внедрение в их умы идеи, что они сами могут стать как боги. Основным инструментом разрушения человека является идеология трансгуманизма – это международное движение, поддерживающее использование достижений современной науки и биотехнологий якобы для улучшения умственных и физических возможностей человека. Пропагандируется глобальная ложь, что человек будет бессмертным, не будет болеть, стареть и страдать. Людям говорят то же самое, что сказал змий Еве в Раю, обвиняя Бога во лжи, когда Он обещал смерть за нарушение Его заповеди о том, чтобы не трогать плоды дерева познания добра и зла. Змей же сказал Еве: “Вы не умрете, но будете как боги”.
Трансгуманисты стремятся к полному изменению человеческого тела и души, к созданию так называемого бессмертного “постчеловека”, развивают технологии манипуляции сознанием людей в целях преобразования в этом направлении и человека, и общества, создавая огромную угрозу будущему всего человечества.
В результате их пропаганды человек сам разрывает личные отношения с Богом вплоть до полного отрицания Его существования. Люди перестают понимать, для чего и Кем они созданы, что является главным смыслом их жизни.
Сознание человеку для того и дано, чтобы понимать, что реально происходит сейчас с миром и человечеством, какова связь современного человека с прошлой историей и каковы перспективы будущего. И именно православное мировоззрение и православные книги играют роль сохранения целостного человека как образа и подобия Божия. Они нужны для формирования живого целостного мировоззрения, как говорил Виктор Иванович Несмелов – богослов, философ, психолог, чей замечательный труд “Наука о человеке” в 2 томах был издан Обществом памяти игумении Таисии в 2005 году, когда еще его труды были в забвении. Под живым мировоззрением Виктор Иванович понимал не только знания о мире и Боге, но и приобщение к живому опыту переживаний, в частности, переживаний духовного характера, через участие в богослужениях, в самостоятельном чтении псалтири, акафистов, т.е. в индивидуальном общении с Богом.
Книги дают знания об истории Православия, о жизни святых и мучеников. В них также содержатся описания опыта святых отцов, реально на своем опыте реализовавших путь духовного развития и стяжавших подобие Божие. Детские православные книги обеспечивают возможности формирования православного мировоззрения с детства, создают условия работы с детьми как в воскресных православных школах, так и для занятий в детских садах и бесед родителей на религиозные и нравственные темы дома.
Корпус православных книг, издаваемых Обществом памяти игумении Таисии, обеспечивает не только получение богословских знаний о Боге и святых, но и создание условий для получения конкретных духовных переживаний, для получения духовного опыта общения каждого человека непосредственно с Богом. Например, богослужебные книги – обязательное условие создания среды общения с Богом через литургию. Молитвословы и Псалтирь создают условия для индивидуальной домашней молитвы. Катихизисы объясняют правила веры. Акафисты позволяют верующим молиться индивидуально или в небольших группах, что также обеспечивает непосредственный опыт общения с Богом, обращение к Нему и Божией Матери и святым, разговор с ними через славословия, воспоминания об истории их жизни на земле и конкретные обращения с просьбами. Те люди, которые читали акафисты совместно с другими верующими, знают их духовное действие.
Когда у человека нет устойчивого православного мировоззрения и веры, у идеологов появляется свобода создавать и навязывать другие образы человека по своей идеологической воле.
Поэтому в современной ситуации разрушения человека важнейшей задачей является его восстановление, можно сказать, реабилитация деформированного православного мировоззрения после долгой и продолжительной болезни.
Сегодня значение издания книг, формирующих православное мировоззрение, трудно переоценить, потому что издание и распространение таких книг создает возможности и условия для духовного восстановления человека, создания условий для его духовного развития.
Елена Веселова