У 442 военного клинического госпиталя есть традиции и успехи в истории отечественной военной медицины. Вот уже почти 200 лет его сотрудники преумножают славные дела своих предшественников. Госпиталь был учрежден по воле императора Николая I, приказом военного министра № 4481 от 24 июня 1835 года. Площадку для его строительства выбрали в малонаселенном тогда районе “Пески” самом сухом и высоком месте Санкт-Петербурга. Первоначальный адрес лечебного заведения: Суворовский проспект, 62, остался прежним.
Госпиталь занимает огромную территорию. Но сегодня это уже не малонаселенный район. Рядом с ним здания Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области, Таврический сад, Воскресенский Смольный собор, являющийся центром архитектурного ансамбля Смольного монастыря.
С открытия он назывался I Военно-сухопутный Санкт-Петербургский госпиталь. С 1869 года по 1917 год именовался Петербургским Николаевским военным госпиталем. Приказом Народного комиссара здравоохранения в 1919 году госпиталь был переименован в Петроградский Центральный Красноармейский госпиталь. В 1923 году госпиталю присвоено имя Замнаркомздрава и Начглавсанупра З. П. Соловьева. В 1940 году он получил название Ленинградский Красноармейский госпиталь № 442, а в 1946 Ленинградский окружной военный госпиталь № 442.
История 442 военного клинического госпиталя с его открытия, с 1840 года, и по наши дни олицетворяет беззаветную преданность сотрудников профессиональному делу служению на ниве военной медицины, укреплению мощности вооруженных сил, безопасности нашей страны. Врачи-профессионалы, в первую очередь хирурги, принимали участие во всех сражениях за честь и свободу России, начиная с Крымской войны 1854-1856 годов, в Балканских войнах, Русско-японской войне, Первой мировой, Великой Отечественной войне, в Афганистане (1979-1989), а сегодня они защищают Отечество на ближних рубежах, сражаясь с интернациональным фашизмом на Украине. Только за годы Великой Отечественной войны в госпитале выполнено 18 тысяч операций, лечились 70 тысяч раненых и больных. 82 процента из их числа возвращены в ряды Красной Армии это почти 7 полнокровных дивизий.
Важнейшие даты в истории госпиталя связаны с именами выдающихся представителей русской медицинской науки Н.И. Пирогова, А.П. Бородина, Я.А. Чистовича, В.М. Бехтерева, Р.Р. Вредена, Н.В. Склифосовского, А.П. Быстрова и многих других. С 1924 по 1947 год в госпитале трудился выдающийся хирург, Герой Социалистического Труда, профессор, генерал-лейтенант медицинской службы П.А. Куприянов (1893-1963).
Сегодня вновь врачи-офицеры, медицинский персонал госпиталя “ставят на ноги” защитников Отечества, чтобы они продолжили свое священное служение, защищая от “коричневой чумы” всех нас, нашу свободу и независимость. Они не позволят поставить нас на колени, расчленить Россию на марионеточные княжества, превратить ее в гигантский концлагерь.
Начальник 442 военного клинического госпиталя нейрохирург полковник Сергей Александрович Коваленко рассказал, как в кратчайшие сроки с первых дней войны (СВО) были сформированы специальные санитарные поезда. По его словам, каждый военно-санитарный поезд должен иметь соответствующую “начинку” вагон для питания, для специального медицинского имущества, энергоблок, операционную. Вспомнили, естественно, опыт Великой Отечественной войны.
“Самое главное, говорит Сергей Александрович, нужно было сформировать грамотный сплоченный коллектив. Приходилось оперативно принимать нестандартные решения. Например, пришлось разместить энергетическую установку весом в 700 килограммов в одном из вагонов. Без нее работа медицинского госпиталя невозможна, необходимо было создать автономную энергосеть госпиталя. Однако трудности были преодолены, и уже через месяц боевых действий скорость погрузки раненых на поезд достигла рекордного уровня 40 минут”.
Самой большой сложностью, сопряженной с риском, Сергей Александрович считает эвакуацию раненого бойца с места боя. В любую минуту вертолет или автомобиль, предназначенный для этих целей, может быть атакован, в первую очередь с воздуха беспилотными летательными аппаратами разных конструкций. Поэтому жизнь раненого зависит от мастерства и оперативности членов команды эвакуаторов. Раненого доставляют и грузят на борт оборудованного ИЛа, где во время транспортировки может быть оказана экстренная помощь до 25 лежащим бойцам и 200 с легкими ранениями. Аэродромы и медицинские пункты первой помощи охраняются от налетов противника комплексами ПВО ВС РФ.
Из сотрудников 442 военного клинического госпиталя за истекший период были награждены правительственными наградами: медалями Суворова и Жукова 5 человек, “За воинскую доблесть” трое, медалью Луки Крымского 9. Два врача, выполняя свой профессиональный долг, получили тяжелые ранения: один был ранен в живот осколком мины, второй в бедро пулей снайпера. По иронии судьбы от более тяжелого увечья его спас сотовый телефон, находившийся в кармане брюк.
Сегодня десятки солдат и офицеров получают в 442 военном клиническом госпитале лечение с использованием самых передовых технологий; большинство из них вновь уходят воевать и вливаются в ряды подразделений, выполняющих свой воинский долг по защите суверенитета нашей Родины. И это не пустые слова. Автор познакомился с группой бойцов, находящихся на излечении. Они рассказали, что все имели воинские специальности, были призваны по указу Президента Российской Федерации, очень высоко отзывались об уровне содержания и лечения, отметили внимание со стороны медперсонала.
Ефрейтор разведывательного батальона Алексей К., выполняя задание командира, получил тяжелое ранение стопы, подорвавшись на мине. С поля боя его вытащил командир группы, который по-прежнему уделяет бойцу внимание, благодарит за службу. Капитан ВДВ из Псковской десантной дивизии получил многочисленные осколочные ранения, но в ближайшее время покидает госпиталь, чтобы повидаться с близкими, и готов в составе своего отделения продолжить борьбу, защищая рубежи России. Алексей А., пулеметчик, получил осколочные ранения в ногу, после выписки собирается продолжить службу в военкомате.
Я не обнаружил ни тени уныния или сомнения в глазах молодых скромных парней. В чем же их сила? Видимо, в том, что они сражаются за правое дело, защищая нашу страну от нашествия “коричневой саранчи”.
Побывав во многих палатах, я провел десятки разговоров с ранеными. С их слов, уровень обеспечения процесса выздоровления самый современный, питание калорийное и вкусное. Ежедневно отделения посещают с небольшими концертными программами творческие коллективы театров, приходят друзья и родственники. Писатели также не остаются в стороне от этого дела.
Только за январь членами Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России и его друзей проведено два концерта для выздоравливающих бойцов 442 военного клинического госпиталя. Со своими стихами выступили поэты Михаил Зверев, Сергей Комов, Алексей Ахматов, военный контрразведчик Николай Соцков. Под гитару исполнил песни Владимира Высоцкого Юрий Коршунов.
Мы договорились с руководством госпиталя продолжить выступления перед ранеными 442 военного клинического госпиталя, подготовить и продемонстрировать им новые художественно-музыкальные программы. Желаем нашим солдатам, матросам, командирам скорейшего выздоровления, удачи и победы на полях сражений.
Сергей Рац,
член Союза писателей России, историк