Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Дорога к вере > О последних временах: пророчества святых отцов

О последних временах: пророчества святых отцов

« Я скорблю и болезную, видя, как редка стала между нами добродетель, и как, напротив, порок со дня на день усиливается». Святитель Иоанн Златоуст, IV век

Всегда, когда усиливались нестроения в обществе, в народе ослабевала вера, распространялись ереси, отмечалось повышение интереса к конечным судьбам мира, история которого должна завершиться появлением антихриста, Вторым Пришествием Христа и Страшным Судом. Так, в XVI-XVII веках неоднократно писались и издавались сочинения, написанные ради укрепления Православной веры. Конец XIX века также ознаменовался оскудением веры. Такой сложный период претерпевает наше общество и сегодня.

В отличие от других изданий со сходным названием, в книге, изданной в 1876 г. на церковнославянском язы- ке и переиздающейся на русском сегодня, представле- ны не только известные Слова святых отцов (священно- мученика Ипполита Папы Римского, преподобного Еф- рема Сирина, святителя Кирилла Иерусалимского), но и популярные сочинения на Руси в сложное время ост- рой борьбы за чистоту веры против раскольников и ере- тиков XVI-XVII веков, памятники духовной письменности. Они издавались и получили известность под именами вышеуказанных святых отцов, а в действительности были созданы другими авторами. Это Слово, которое припи- сывается священномученику Ипполиту Римскому, но со- ставленное неизвестным автором и изданное греком И. Пиком, и Слово, приписываемое святителю Кириллу Иерусалимскому, составленное известным отечествен- ным просветителем Стефаном Зизанием как толкова- ние на подлинное Слово святителя Кирилла, с приведе- нием выдержек из него. Также в книгу включена заклю- чительная глава Книги о вере киевского автора-состави- теля – игумена Нафанаила. Это Слово полностью со- ставлено из изречений Священного Писания и святых отцов. Предваряют все эти сочинения свидетельства о последних временах из Ветхого и Нового Завета, отдель- ные изречения святых отцов из их толкований на Свя- щенное Писание.

А. Д. Беляев, выдающийся русский богослов, писал, что на основании Священного Писания и святоотечес- кого учения можно твердо утверждать о том, что когда- то в будущем действительно наступит эпоха распрост- ранения безбожия на земле, время тяжелых бедствий. Это произойдет перед Вторым Пришествием Иисуса Христа, и тогда наступит кончина мира. Но начало этих последних дней будет постепенным, и потому нельзя указать определенно, когда именно это произойдет. Самый страшный и последний период – время царство- вания антихриста – продлится три с половиной года. Человечество само подготовит приход антихриста уси- лением своего неверия, нечестия, безнравственными поступками, беззаконием, когда ослабеет и иссякнет любовь друг к другу.

Священномученик Ипполит Римский (около 170-235 гг.) – епископ, богослов, священномученик, один из са- мых ранних учителей Церкви, автор многочисленных произведений. О его жизни мало известно. Согласно блаженному Иерониму Стридонскому, достоверность свидетельства которого подвергают сомнению, св. Ип- полит происходил из римского сословия всадников и до того, как стал священником, был римским сенато- ром. Ипполит стал первым в истории Римской Церкви антипапой, отделившись от Римской Церкви. Он обви- нил папу в ослаблении церковной дисциплины, возгла- вил небольшую группу ригористически настроенных хри- стиан и был провозглашен епископом Рима. Затем он, как и папа Понтиан, был сослан в заточение на остров Сардинию, где оба отказались от епископского престо- ла и скончались на каторжных работах в рудниках (есть версия, что Ипполит умер мученически после возвра- щения из заточения). Тела их перенесены и похороне- ны в Риме в один день.

Св. Ипполит писал на греческом языке, которым уже в его время владели немногие римляне. Видимо, он последний из римских авторов, использовавших этот язык в качестве основного. Очевидно, он был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию. Патриарх Фотий Кон- стантинопольский назвал св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского, который активно боролся с ложны- ми учениями. Св. Ипполитом написаны Канон пасхаль- ный, много толкований на Священное Писание, на Кни- ги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апо- калипсис. Часть его сочинений сохранилась в отрывках. У св. Ипполита немало сочинений против еретиков. Его Слово о Христе и антихристе было очень популярно на Руси с древности. В нем он писал, что история человече- ства завершится мировым господством антихриста, но Господь не оставит нас и по Своей любви будет о нас заботиться, сократив время пребывания на земле ан- тихриста до одной седмины.

Преподобный Ефрем Сирин (около 373-379 гг.) был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома. Прп. Ефрем, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, прозрел, удостоился слышать глас Божий. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – пору- чал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Прп. Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова Низибийского до его кончины, вел в горах подвижничес- кий образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. Затем он поселился на горе у города Едессы, пропове- дуя язычникам христианство. Прп. Ефрем отказался от сана епископа, предложенного ему св. Василием Вели- ким, удивлявшимся его учености, в Кессарии, и умер в сане диакона. Преподобный Ефрем оставил много тол- кований на Священное Писание, аскетических сочине- ний, общим количеством до 1000, помимо молитв и пес- нопений, включая покаянную молитву Господи и Влады- ко живота моего. На русский язык переведена лишь не- большая часть его творений. В Слове на Пришествие Господне, скончание мира и пришествие антихриста прп. Ефрем Сирин весьма подробно описал грядущего анти- христа, ставя задачу научить распознавать его ухищре- ния и противостоять его соблазнам. Как и св. Ипполит, св. Ефрем видит в антихристе зеркальную противопо- ложность Христа, вплоть до обстоятельств его рожде- ния. Слова об антихристе св. Ипполита Римского и прп. Ефрема Сирина обрели популярность и были переве- дены на многие языки.

Св. Ипполиту приписывают еще одно сочинение об антихристе, получившее известность как Слово блажен- ного Ипполита, епископа и мученика, о кончине мира, и об антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, в неделю мясопустную. Это более корот- кое Слово было напечатано при царе Алексее Михайло- виче в Большом соборнике поучений на переходные праздники, или просто Соборнике, и впоследствии не раз перепечатывалось старообрядцами. В приписыва- емом Слове некоторые фразы взяты из подлинного Слова Ипполита, некоторые – из слов св. Ефрема Сири- на об антихристе. Именно это Слово попало в русские первопечатные книги и долго считалось подлинным Словом прп. Ипполита. Время происхождения этого со- чинения точно не известно: разные ученые относили его к IV-VII и более поздним векам. В Византии оно было введено в годовой круг церковных поучений как Слово в неделю мясопустную, когда воспоминается Второе При- шествие Христа. Позже известности Слову Ипполита способствовала полемика православных против рас- кольников.

Святитель Кирилл Иерусалимский (315-386 гг.), епис- коп, учитель Церкви, был воспитан в строгом христианс- ком благочестии. Достигнув совершеннолетия, он при- нял монашество, а в 31 год стал пресвитером. После смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре. Будучи Патриархом Иеру- салимским, он боролся против ересей Ария и Македо- ния. Трижды он был свергнут арианами с епископской кафедры, некоторое время провел в изгнании. Из 35 лет своего епископства 16 он провел в ссылке. Только при святом благоверном царе Феодосии Великом он окончательно вернулся к своей архипастырской дея- тельности. В 381 г. святитель Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе в Константинополе, который осу- дил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Из его сочинений до нас дошли Огласительные поуче- ния, Мистагогические поучения, гомилия на Купальню в Вифезде, Послание к императору Константину и три не- больших фрагмента. Огласительные поучения святите- ля Кирилла, архиепископа Иерусалимского (315-386) показывают образец преподания христианских догма- тов. Благодаря этим поучениям святитель стал по праву почитаться святыми отцами и всеми, кто ищет Истину, искусным наставником в Православной вере. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры.

В 15-м Огласительном поучении свт. Кирилла дается толкование седьмого члена Символа веры и объясня- ется Второе Послание апостола Павла к Фессалоникий- цам. Он раскрывает признаки приближения царства антихриста и находит их уже в свое время. Он говорит, что вначале будет отступление, потом явление антихри- ста, а затем приход Христа. Отступление, как он полага- ет, означает отход от истинной веры, еретичество, при- знаки которого свт. Кирилл усматривал уже тогда и пото- му призывал помнить о них и остерегаться их.

Кириллова книга и так называемая Книга о вере полу- чили особую известность как полемические, составлен- ные из текстов многих авторов, прежде всего святооте- ческих творений, составленных в защиту истинного Пра- вославия от еретических учений. В XVII веке на Руси выш- ло несколько таких книг. В настоящем издании пред- ставлено Слово, приписываемое свт. Кириллу Иеруса- лимскому, но в действительности представляющее со- бой толкование на 15-е огласительное поучение свт. Кирилла, выполненное Стефаном Зизанием.

Стефан Иванович Зизаний (иначе Стефан Тустановс- кий, настоящая фамилия Куколь; монашеское имя Силь- вестр; около 1570-1621 гг.) – известный церковный дея- тель, просветитель конца XVI – начала XVII веков. Один из основателей и ректор Львовской и Виленской братс- ких школ, неутомимый проповедник против унии и Рим- ской Церкви, пламенный защитник Православия. В 1595 г. он впал в немилость со стороны митрополита Киевс- кого Михаила Рогозы, сторонника унии, за издание сво- ей книги Книжица на римский костел (объяснение Ни- кейского собора против главенства папы) и был отлучен им от Церкви. Польский король Сигизмунд III объявил Стефана государственным преступником и приказал его арестовать. Стефан был заключен в темницу, из кото- рой бежал по дымовой трубе. Православный Собор 1596 г. оправдал Зизания и осудил отступника митрополита Михаила. Зизаний снова стал учительствовать. Впослед- ствии Стефан подвергся преследованиям униатского митрополита Ипатия Поцея и принужден был бросить учительство в виленской братской школе. Стефан был избран архимандритом Свято-Троицкого монастыря. Однако из-за преследования королевской власти, про- тив которой он выступал, он был вынужден бежать в Валахию, где и умер.

К трудам Стефана относятся Изложение о православ- ной вере для детей, с месяцесловом и пасхалией, Лист Иеремии патриарха Константинопольского напоминаль- ный, неизданное сочинение Защита Православия от папизма, а также Казанье святого Кирилла, Патриарха Иерусалимского, об антихристе и знаках его, с расшире- нием науки против ересей розных (в настоящем изда- нии имеет наименование: Святого отца нашего Кирил- ла Патриарха Иерусалимского поучение о восьмом веке и наставление в вере, что Христос снова придет судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца, и об антихристе, от пророка Даниила, напечатано в Вильне на так называемом литовском (старо-белорусском) и польском языках в 1596 г.). Это толкование на 15-е огла- сительное поучение св. Кирилла Иерусалимского было очень популярно в свое время. Позднее оно переизда- валось в Кирилловой книге в церковнославянском пе- реводе (1644) и наряду с Большим катихизисом брата Стефана, Лаврентия Зизания, Кормчей книгой, Книгой о вере и др. послужило обличению в ересях раскольни- ков, уклонявшихся в католицизм или протестантизм. В Кирилловой книге, состоящей из 48 глав, толкование Зизания стояло первым и дало название всей книге. Кириллова книга была отпечатана протопопом Михаи- лом Роговым при царе Михаиле Феодоровиче по его повелению, в связи с отказом датского принца Вольде- мара, жениха царской дочери, принять Православие. В своем поучении Зизаний сурово обличал высшее духовенство, принявшее унию ради материальных благ.

Зизаний по-своему истолковывал смысл Слова св. Ки- рилла, в его изложении конец мира уже наступил, а папа Римский есть антихрист или его предтеча. За резкие выступления против католичества его обвиняли в проте- стантизме. Однако в действительности блестящий по- лемист и патриот, Стефан Зизаний решительно отстаи- вал Православие, с которым связывал будущее украин- ского народа. Его проповеди, богословские трактаты, переводы и издания святоотеческих творений оказали огромное влияние и многих удерживали в Православии. Книга о вере была составлена около 1644 г., а напе- чатана в славяно-русском переложении в 1648 г. в Мос- кве, по повелению царя Алексея Михайловича и по бла- гословению Патриарха Иосифа, игуменом Киево-Михай- ловского монастыря Нафанаилом. В условиях сурового духовного и государственного давления латинян и уни- атов Нафанаил решился опубликовать полемические трактаты (преимущественно из сочинений Захарии Копыстенского – архимандрита Киево-Печерского мо- настыря ( 1627), направленные против униатов). В ча- стности, он приводит текст исповедания веры, произ- несенного в Риме пред папой в 1596 г. Кириллом Тер- лецким и Ипатием Потеем, которое на деле было пол- ной капитуляцией перед латинством. Книга о вере была прислана составителем в Москву по просьбе царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефа- на Вонифатьева. В Москве она была переведена на церковнославянский язык. Глава 30, заключительная, о Страшном Суде, которая и приводится в настоящем издании, составлена на основании многочисленных рукописных сборников, содержащих выписки из свято- отеческих творений.

И в толковании Зизания из Кирилловой книги, и в Кни- ге о вере говорится, что кончина мира и Второе Прише- ствие произойдут в VIII “веке”, т. е. “тысячелетии” от со- творения мира, а папа – предтеча антихриста. Мнение о том, что кончина мира наступит в восьмую тысячу лет от сотворения мира, а Москва – это последний Рим, было распространено на Руси. Согласно Откровению, число 1000 означает время, на которое связан сатана (Откр. 20, 1-3), а число 666 есть имя зверя, то есть антихриста (Откр. 13, 18). Число зверя 666 присоединяется к тыся- че лет существования христианства и дает в сумме 1666 лет. Эта сумма лет и выпадает на восьмую тысячу лет от сотворения мира. Предыдущие серьезные отступления также происходили в восьмом тысячелетии. Раскол Хри- стианской Церкви произошел в 1054 г., когда римо-като- лики отделились от православных: латинский Рим пал духовно именно через тысячу лет. Следующее отступле- ние христиан от веры произошло, когда западные униа- ты присоединились к римо-католикам в 1596 г. Толкова- ние Зизания, вошедшее в Кириллову книгу, было напе- чатано в 1644 г., а Книга о вере – в 1648 г. Многие христи- ане ожидали конца света, т. к. близился 1666 г. В это время действительно усилилось отступление от веры, и имелась острая потребность в книгах, разъяснявших истины Православия.

При переводе книги на русский язык с церковносла- вянского существующие переводы подлинных Слов свя- тых Ипполита Римского, Ефрема Сирина и Кирилла Александрийского соотносились с оригиналом издания 1876 г. и уточнялись. Остальные тексты переведены впервые.

Знакомство с этой книгой принесет пользу современ- никам, замечающим и в наше сложное время признаки приближающегося конца света. Очень важно правиль- но понять, что происходит, и правильно отнестись к это- му. Читатель может составить целостную картину взгля- дов святых отцов на последние времена, приход анти- христа и Второе Пришествие Христа.

Елена Коржова,
член Союза писателей России