Векописец

К 75-ЛЕТИЮ ЮРИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ДЕТКОВА

006Сразу отмечу, что судьба, несомненно, благоволит к писателю – скоро сорок лет как его творчество идет по восходящей: в 1977 году , в журнале «Работница»1, состоялся литературный дебют Юрия Деткова, а сейчас готовится к выходу уже восьмой (!) исторический роман. А между ними – повести, рассказы, рецензии на книги коллег. И приятно, что хотя и создает автор тысячестраничные произведения, читаются они легко, на одном дыхании. И вряд ли ошибусь, если от имени любителей исторической прозы, заявлю: Деткова много не бывает. В чем же секрет успеха у читателей произведений романиста? Время-то сейчас – интернетной горячки, для книг на «бумажных носителях» нелегкое. Толстые фолианты уже одним видом своим навевают на молодых скуку, а на людей среднего возраста – грусть (время сжалось до невозможности, некогда читать!). И небольшого формата книжки (как правило, даренные знакомым самими авторами) валяются в дальних углах нераскрытыми, а за романами Деткова приезжают «десанты» из разных городов…

Конечно, можно сослаться на небольшие, относительно количества любителей этого жанра, тиражи. Но это – всеобщая писательская беда, и, судя по неналаженной системе книгораспространения, минет она не скоро. Однако загляните на дачи, в квартиры, гаражи к «широко известным в узких кругах» господам Пупкиным – и увидите помещения, «под завязку» забитые «нетленкой». У члена Союза писателей России Юрия Деткова всюду – образцовый порядок и обилие свободного пространства, «груз прошлого» не давит.

«Просто родился он тринадцатого, да, поди, еще¸ и в пятницу»,- пробурчал как-то в разговоре со мной один из «доброжелателей» – сейчас стало модно приписывать личные успехи/неудачи вмешательству потусторонних сил. На всякий случай ваш корреспондент проверил: Юрий Леонидович Детков действительно родился в 1938 году, июня 13 числа, но не в пятницу, а в понедельник. Так что мистическая версия успеха отпадает. А остается реальная. Помимо «легкого пера», у романиста есть замечательное качество: он долго и скрупулезно изучает исторический материал, судьбы героев, тщательно выстраивает сюжетные линии.

Все¸ это подметил в предисловии к первом роману Деткова «Осадный колокол» (о героической обороне Пскова от войск Стефана Батория) член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор исторических наук В.И. Старцев: «Ю.Л. Детков создал впечатляющее произведение, отображающее политические события, быт и нравы эпохи XVI века. Центром своего повествования он сделал героическую оборону Пскова от войск польского короля Стефана Батория. Автор изучил огромное количество документов. В его романе действуют исторические личности, а также вымышленные герои – представители знати и простых людей Московской Руси, Польши, Ватикана, Англии. Автор передает самобытность эпохи, используя диалектные особенности речи различных русских местностей. <…> Законы исторических исследований и создания исторической прозы различны, но главное, что их объединяет, – реализм изображаемых событий. И автор со своей творческой задачей справился. Он дает почувствовать общий мрачный колорит отображаемой эпохи и осознать испытания, выпавшие на долю государства и народа во время Ливонской войны. <…> Его рукопись – лучший аргумент против идеализации истории Московской Руси и восхваления самодержавной монархической власти »2 .

И еще¸ добавлю вслед за ученым: у всех романов Юрия Деткова есть главный герой – Россия, поэтому они чрезвычайно познавательны. Будь то «Императрица» (2003) о жизни и деятельности Екатерины II, роман-трилогия (2008) «Русь. Крещение огнем» («Псковская твердыня», «Государь ты наш, батюшка», «Великая смута»), «Скипетр самодержца», посвященный Петру Великому (2008) или еще¸ не вышедший в свет «Камень веры» – о борьбе протопопа Аввакума с патриархом Никоном. Да, на страницах оживают Иван Грозный и прозванный потом Лжедмитрием I, венчанный на царство Димитрий I, полководец Суворов и организатор ополчения Минин, боярыня Морозова и государь Петр Алексеевич, везущий в Россию из заграничного путешествия топор палача – страшную «мамуру». Но рядом с ними отважно бьются защитники Пскова Мирон и Спиридон, солдаты нового петровского войска Иван Меньшой и Иван Большой. И вслед за Проклом, Онфимом, лезет на гору испытывать прилаженные за спиной самодельные крылья Ванятка (рассказ «Человек летающий»3 ). И сила России, е¸ народа – в нежелании склонять колени перед иноземцами, стремлении к новым высотам, несмотря на бить¸ кнутом и занесенную над головами «мамуру». Все¸ это очень точно отразил в своих исторических произведениях Юрий Детков. Потому-то и не залеживаются его книги на полках в магазинах и на книжных выставках-ярмарках. Такого писателя не знать просто неприлично. Векописец!

Гюстав Флобер считал (по-моему – справедливо), что читателю не должно быть никакого дела до автора. Но время сейчас такое, что многих литераторов мы знаем не по книгам, а по лицам в телевизоре и аватаркам на многих Интернет-сайтах. И выступают они как специалисты по разным, совсем неписательским проблемам, этакие самозванные «доктора околовсяческих наук», хотя довольно часто и жизненного опыта – негусто, и багаж знаний не тяготит. У таких же, как Детков, – все¸ наоборот. Минимум публичности и максимум усилий, направленных на образование и самообразование. Юрий Леонидович мог стать командиром – учился в Рязанском высшем командном военном училище. Но во время хрущевского «наезда» на армию его расформировали. И молодой человек отправился учиться в Институт физической культуры имени П. Лесгафта, который успешно окончил в 1964 году. Преподавал на кафедре гимнастики, в 1972-м защитил кандидатскую диссертацию. В 1978-м ему присвоили звание доцента; в 1996-м – профессора. С 1982 по 2000 год Юрий Леонидович заведовал кафедрой «Физвоспитания и валеологии» ЛИТМО. С 2000 по 2006-й трудился директором «Валеологического центра ». Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы. Его писательский труд также отмечен: Юрий Леонидович – лауреат литературной премии «Невский проспект» (2008), награжден грамотой губернатора Санкт-Петербурга «За выдающийся вклад в развитие искусства Санкт-Петербурга » (2008).

Кроме того, мало кто знает, что Юрий Леонидович художник не только слова. Все иллюстрации к книге «Сказы большого леса» выполнены автором. И вообще все романы писателя оформлены по его художественно-дизайнерским проектам. Вот уж, действительно, про таких, как Детков, сказано: если человек талантлив – то талантлив во всем

Впрочем, мои заметки были бы неполными, забудь я упомянуть немаловажную деталь: успех Деткова-романиста по праву должна разделить его жена – профессор филологии Альвина Еремеевна Тавадзе, благодаря заботам которой писатель всю свою творческую жизнь имеет рядом не только взыскательного критика, но и верного сподвижника, создающего прекрасные условия и возможности для творческой деятельности.

Напоследок открою один секрет. Пока вы читаете этот материал, Юрий Леонидович работает над новым романом, главным героем которого будет Наполеон. Г-н Бонапарт и маршалы великой империи готовятся к встрече с вами на книжных страницах.

Виктор Кокосов

P.S. Основные произведения Ю.Л. Деткова: Сказы Большого леса. Повести и рассказы. СПб., 1995 (2009). Скажи мне, Диоген. Пьеса. Связь времен. Сб. СПб., 2000. Осадный колокол. Роман, повесть, рассказ. Псков, 2002. Императрица. Историч. роман. СПб., 2003. Русь. Крещение огнем. Историч. трилогия. СПб., 2008. Скипетр самодержца. Историч. роман. СПб., 2008. Звезда Иисуса. Роман-апокриф. СПб., 2009.

Рассказ «Теплый хлеб» (ж. «Работница». 1977, ¹ 8).

Осадный колокол. Роман, повесть, рассказ. Псков, 2002; с. 6. 3 Осадный колокол. Роман, повесть, рассказ. Псков, 2002; с. 496-595.