Не так давно в издательстве “Русская коллекция”
вышла книга доктора философских наук, академика
Петровской Академии наук и искусств Анатолия
Бондаренко, посвященная памяти выдающегося
советского и российского художника Ильи Сергеевича
Глазунова. Материал для книги был подготовлен еще
19 лет тому назад, но по не зависящим от автора
обстоятельствам в печати он не появился. Сегодня книгу
можно найти на полках Лавки писателей и Дома Книги
любимых петербуржцами и гостями города.
“Великий барабанщик России” имеет такое же многозначитель-
ное название, как и человек, о жизни и творчестве которого пишет
А. Бондаренко. Книга адресована прежде всего поклонникам Ильи
Глазунова, а также широкому кругу читателей, интересующихся
наследием и развитием современной русской школы живописи,
огромным вкладом художника в культуру и искусство. Издание
содержит множество фотографий из личного архива Анатолия
Бондаренко.
Имя Ильи Сергеевича Глазунова прочно закрепилось в созна-
нии многих россиян как значимой, влиятельной и влияющей лично-
сти. И, говоря о влиянии, автор книги рассказывает о знакомстве
с художником в юности, в далекие 50-е, об их дружбе в молодые и
зрелые годы, об огромной духовной силе личности Ильи Глазуно-
ва, которая заряжала и вдохновляла многих, о человеке, к которо-
му тянулись люди разного мироощущения и политических взгля-
дов.
На протяжении многих лет Анатолий Бондаренко, будучи лич-
ным помощником художника по организационным вопросам, обла-
дая большой информационной базой о значимых событиях его твор-
ческой жизни, поддерживал и популяризировал идеи И. Глазунова
в средствах массовой информации: в интервью на ленинградс-
ком радио, в многочисленных статьях в российских газетах, в
выступлениях на выставках художника, в студенческих аудито-
риях.
В книге приводятся текстовые выдержки из магнитофонных
бесед с художником, из встреч со “зрителями”, посетившими вы-
ставки, много интересного материала о проявлении характера
личности Ильи Сергеевича в работе, особого требовательного
подхода ко всему важному и значимому для его деятельности,
малоизвестные биографические детали.
Сегодня Россия, как и прежде, переживает непростое время;
сменяются поколения, происходят изменения в обществе и ду-
ховных ценностях этого общества, и идеи патриотизма, как никог-
да, становятся значимы для миллионов людей, проживающих в
нашей стране.
Именно с идеями патриотизма, возрождения русского самосоз-
нания связано творчество художника Ильи Глазунова. Начиная
от ранних работ, воплотивших образы русской классической лите-
ратуры (цикл картин по произведениям Ф.М.Достоевского, А. Бло-
ка, Н. Лескова, И. Гончарова), ранней истории Руси (“Дмитрий
Донской и сын”, “Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус”, “Иван
Грозный”), до монументальных полотен (“Мистерия ХХ века”, “Ве-
ликий эксперимент”, “Рынок нашей демократии”, “Вечная Россия”)
слышна самая чистая и звонкая нота его творчества – обращение
к истокам, многовековой истории и богатой культуре России.
Многое в монументальных работах явилось триггером и дерз-
ким высказыванием художника, катализатором недовольства не
только в художественной критике, но и на политической арене.
Кто-то называл его искусство скандальным и китчевым, но мно-
гие видели в полотнах правду жизни и находили их знаковыми для
России конца ХХ – начала ХХI веков.
Автор книги Анатолий Бондаренко задается вопросом: как уда-
валось народному художнику СССР оставаться востребованным
не только на родине, но и за рубежом, находя поддержку и у Папы
Римского, и у Фиделя Кастро? В чем состоял феномен его широкой
известности?
Со многими политическими и культурными деятелями художни-
ка связывали многочисленные заказы: в 70-е и 80-е годы были
написаны портреты Индиры Ганди, парадный портрет короля Шве-
ции Карла ХVI Густава, портрет президента Италии Алессандро
Пертини, портреты кабинета министров Шарля де Голля и прези-
дента Финляндии Урхо Кекконена и многие другие.
На контрасте существуют портреты простых людей со стройки
БАМ, обычных рабочих или солдат вьетнамской армии, графичес-
кие работы чилийского цикла, созданные Глазуновым накануне
переворота 1973 года.
К слову будет упомянуть о выставке в Петербурге, которая
открылась в нашем городе 11 сентября и продлится до 6 декабря
2023 года в Музее политической истории России, приуроченная к
50-летию военного переворота в Чили, в результате которого к
власти пришел печально известный генерал Аугусто Пиночет. В
Советском Союзе очень активно в те годы включились в поддер-
жку чилийцев многие деятели культуры и искусства. Илья Глазу-
нов был одним из них, выступая в качества корреспондента аген-
тства печати “Новости”.
10 выполненных в Чили рисунков были переданы в коллекцию
Музея политической истории в 1985 году и демонстрируются впер-
вые. Как мы видим, художник не был в стороне от политических
событий, происходящих не только в нашей стране, но и за рубе-
жом.
В разные годы были проведены многочисленные запоминающи-
еся международные выставки: от Праги до Токио. Не случайно
Юнеско, учитывая особую значимость фигуры нашего соотече-
ственника, наградило его “Золотым глазом Пикассо” за вклад в
мировую культуру и цивилизацию.
Илья Сергеевич Глазунов всегда стремился обогатить свое
отечество посредством обширной общественной деятельности:
в 1987 году художник основал Российскую Академию живописи,
ваяния и зодчества, являющуюся государственным бюджетным
учреждением высшего образования.
Каждый год Академия Ильи Глазунова выпускает живописцев,
реставраторов, скульпторов, искусствоведов и архитекторов,
которые успешно продолжают традиции высокого реализма и ду-
ховности. Сама же академия превратилась в центр притяжения
молодых талантов, отмечающих в своих отзывах особый подход
и заботу, которыми окружал студентов их ректор и педагог, стара-
ясь организовывать практику для молодых художников в Эрми-
таже, Русском музее, Третьяковской галерее, поездки в Европу,
продвигая и помогая выставляться как в России, так и в других
странах.
Сегодня Академия сохраняет жизнь русской исторической жи-
вописи, возрождается та самая русская школа, к которой принад-
лежат Васнецов, Саврасов, Поленов, Левитан и другие замеча-
тельные ее представители. Дело отца возглавляет ныне его сын,
Иван Ильич Глазунов. Древняя Русь продолжает жить на совре-
менных холстах.
В Москве с 2004 года функционируют картинная галерея Ильи
Глазунова, один из ведущих музеев города, которому было переда-
но более 1300 картин. Там же, на ул. Волхонке ,13, с 2107 года рабо-
тает музей сословий России, где хранится личная художественная
коллекция художника, признанная специалистами одной из лучших.
Музей является настоящей сокровищницей русской иконописи и
предметов народной культуры и быта России до 1917 года.
В 90-е годы по эскизам Ильи Глазунова велась работа по вос-
становлению Андреевского и Александровского парадных залов
Кремля, а также Малахитового фойе, хорошо известного по теле-
визионным репортажам.
Более 6 лет прошло, как не стало этого прославленного худож-
ника, педагога, публициста и философа, написавшего живую исто-
рию своей Родины, чья творческая деятельность перешагнула его
земную славу и оставила след в сердцах знавших его людей,
друзей и единомышленников.
Каким запомнится художник Глазунов нашим современникам и
новым поколениям?
Как человек неутомимой энергии и непоколебимой воли, движи-
мый идеями патриотизма, русского самосознания и национальной
идентичности, на выставки которого собирались гигантские толпы
людей, желающих увидеть его работы?..
Как активист, первый высказавший идею восстановления Хра-
ма Христа Спасителя в Москве и реконструкции разрушенных хра-
мов по всей России?..
Как современный классик, проиллюстрировавший историю
Древней Руси и глубоко психологичную сторону русской лите-
ратуры, чьи запоминающиеся образы теперь мы можем видеть
на страницах самых разных изданий и в учебных пособиях, по
которым учатся новые поколения детей в нашей стране?..
Об этом можно поразмышлять, а может быть, поностальги-
ровать на страницах книги Анатолия Алексеевича Бондаренко,
чей труд не оставит равнодушными поклонников и почитате-
лей таланта художника. Книга пронизана глубоким уважением и
любовью автора к своему старинному другу, патриоту, много-
гранному и удивительному художнику современности.
Выступая за путь сохранения своего исторического прошло-
го и культурных традиций, сам маэстро часто цитировал слова
уважаемого им П.А.Столыпина, ставшие афоризмом: “Им нуж-
ны великие потрясения, а нам нужна – Великая Россия”.
Сегодня эти слова звучат как никогда остро, но таков был Илья
Глазунов, оставивший после себя не только художественное на-
следие, но и духовный вклад, прозвучавший громкой барабанной
дробью в культурном пространстве целой страны и за ее предела-
ми, озаривший славой и признанием его жизненный путь.
Елена Кириленко,
историк искусства и культуры