Я не член КПРФ, сразу предупреждаю, и вообще –
вне политики. Просто переживаю за всё, что творится в
стране и в мире. Удивляюсь склонности большинства
людей поддаваться “общему течению” и нежеланию ана-
лизировать самому какие-либо исторические факты. Не-
ужели так не доверяем нашим дедам, отцам, матерям?
Тогда и нам доверять потомки не будут, тогда и нас осу-
дят так же, как мы осуждали своих предшественников.
Модным стало говорить, что Ленин всю жизнь нам,
потомкам, испортил революцией, веру в Бога искоре-
нил, а людям обещал светлое будущее коммунизма и
справедливости и… кроме невзгод, ничего хорошего не
произошло. Легче ведь просто принять чью-либо точку
зрения (особенно, под настроение ), чем почитать исто-
рическую информацию и что-то попробовать понять са-
мому. Возьмём хотя бы прекрасные рассказы крупного
русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича,
пишущего о своих современниках в конце XIX века. Из
каждого рассказа словно доносится вопль простых лю-
дей о бесправии и безысходности непомерно тяжёлой
жизни. И у меня нет оснований не доверять его творче-
ству. А ведь он дворянского сословия, его отец был по-
мещиком. Но тяготы жизни простых людей в конце XIX
века были таковы, что писатели не могли их игнориро-
вать. И это я взяла для примера только одного автора.
Значит, предпосылки к революции в России были: бес-
правие, нищета и бесконечные страдания простого на-
рода, обкрадываемого знатными сословиями. И не одна
наша страна шла по революционному пути. Белогвар-
дейцев тоже не стоит осуждать. Все люди склонны за-
щищать “своё, родное” и считать себя правыми. Вооб-
ще, осуждение прошлого – не лучший выход из ситуации.
Гражданская война – тоже горе и боль России. Если пе-
рейти к вопросу о религии в революционное время, то
видно, что предпосылки к выходу “Декрета об отделе-
нии церкви от государства и школы от церкви” были, так
как церковь не приняла революцию и старалась проти-
востоять ей. К тому же в самой церкви с XIIV века до
времен правления Николая I были расколы и жестокие
гонения на старообрядцев, призывы священников, об-
ращённые к царям, убивать старообрядцев. Что на са-
мом деле и происходило. Достаточно почитать истори-
ческие документы на эту тему. Церковный раскол – кровь
и памятная боль русского народа. Страшные события!
Четыре века спустя в 1971 году поместный собор Рос-
сийской православной церкви (РПЦ) принял решение
отменить “клятвы на старые обряды”, наложенные Мос-
ковским собором в 1667 году. Таким образом, предание
анафеме старообрядцев было отменено. Спустя четы-
ре века! За что? Не идолу же они молились, а Христу!
Неужели дело только в изменении церковных обрядов?
И сразу – анафема, гонения и убийства! А как же учение
Христа о фарисействе? Важно более – внутреннее, чем
внешнее выражение любви к Богу! Ох, боязно, не мне
судить о том, что происходило в православной среде в
прошедшие века, не была очевидцем, просто люблю
нынешние православные церкви, читаю документы и
статьи. Кипящие в прошлом страсти (и в настоящем, ча-
стично, тоже) – русский характер?.. Но шаг к умиротворе-
нию со старообрядцами со стороны РПЦ заслуживает
глубокого уважения! Как и вековые страдания старооб-
рядцев, настаивающих на выполнении старых церков-
ных традиций. Таково их проявление трепетной неиз-
менной любви к Богу. А ведь истинно верующим людям
это приносит огромную душевную травму и боль! Нако-
нец-то полвека назад старообрядцы получили разре-
шение заходить в храмы РПЦ. Когда читаешь об этом,
немного понятнее становится отношение к церкви ре-
волюционно настроенных людей в начале двадцатого
века. Революция – во всём! 1917 год – новый этап Россий-
ской истории! Призывы к равенству и братству, к новой
справедливой жизни! Но где у Ленина и его соратников в
“Декрете об отделении церкви от государства…” призы-
вы убивать священников и уничтожать веру в Бога? Чи-
таю и вижу там строки: “…3. Каждый гражданин может
исповедывать любую религию или не исповедывать ни-
какой. Всякие праволишения, связанные с исповедани-
ем какой бы то ни было веры или неисповеданием ни-
какой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое ука-
зание на религиозную принадлежность и непринадлеж-
ность граждан устраняется.
4.Действия государственных и иных публично-право-
вых общественных установлений не сопровождаются
никакими религиозными обрядами или церемониями.
5.Свободное исполнение религиозных обрядов обес-
печивается постольку, поскольку они не нарушают об-
щественного порядка и не сопровождаются посягатель-
ствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необхо-
димые меры для обеспечения в этих случаях обществен-
ного порядка и безопасности…”
Почитайте “Декрет об отделении церкви от государ-
ства…” (его можно найти и в интернете), прежде чем
поддаваться модному течению обливания грязью рус-
ских вождей, большевиков и вообще – наших предков. И
обязательно почитайте о гонениях на старообрядцев,
чтобы понять, что другого пути у революционеров в Рос-
сии не было. Доверие к царям и церквям было утраче-
но, не зря среди большевиков были не только “кухарки”,
но и умные, высокообразованные люди. И нельзя забы-
вать, что все грешны и могут совершать ошибки, да и мы
не идеальны. До чего же правильна пословица: “Чело-
век предполагает, а Бог располагает!”. Да простит и спа-
сёт нас Господь!
Елена Бычкова