Что посеешь, то и пожнешь

Совсем малый недостаток, укоренившийся в
нравственном мире падшего человека, стал
производным непоправимых последствий и породил
монстров в строительстве, преследовавших цель
воплотить идею о величии человека; а затем
противление коснулось и мира идей, послужив
началом атеизма и безбожия. Но возможным стало это
лишь вследствие развития закрепившейся в естестве
человека немощи, называемой ложью и лицемерием.
Потому одна из заповедей Моисея гласит: не лги.
Не убей, не прелюбодействуй, не лги, не послушествуй
на ближнего своего свидетельства ложна, не пожелай
того, что принадлежит ближнему твоему, – эти простые
заповеди были предложены Моисеем народу,
призванному изменить и восстановить нравственный
облик, пророк услышал и записал их на горе Синай.

За отступления от исполнения заповедей освобож-
денный от египетского ига еврейский народ наказуем
был еще на пути в Землю Обетованную проказой, про-
клятием, изгнанием и даже смертью. И сказал Гос-
подь Моисею, говоря:” не лгите и не обманывайте
друг друга” (Лев.19, 1-2), хотя известно, что Ревекка и
Иаков уже прибегли к такой лжи, когда Иаков обма-
ном получил благословение отца, предназначавшее-
ся Исаву (Быт. 27, 6-8).
Моисей поставил своему народу и судей, которые
решали бы среди них тяжбы и конфликты, возникав-
шие периодически на бытовом и правовом уровне.
Но подверженные действию страстей и призванные
Богом к исправлению язычники так и не находили в
себе сил к исполнению заповеди дружелюбия и люб-
ви между собою.
Пророки, посланные народу, подвергали его наказа-
ниям, пленению и даже смерти, как это и осуществи-
лось во время Вавилонского плена, но без спаситель-
ной, единственной Жертвы за грехи исправить положе-
ние оказалось невозможным. Так, родители Марии, став-
шей Матерью Спасителя, Иоаким и Анна, и родители
Иоанна Предтечи, Захария и Елисавета, подвергались
презрению, унизительным оскорблениям и осмеянию
со стороны сородичей. Подобные нравы не были иско-
ренены и в христианских общинах, созданных Апостола-
ми и их достойными преемниками, они и поныне цар-
ствуют в Церкви, хотя и достаточно преломляемы носи-
телями Святого Предания. Так воцаряющаяся и живу-
щая в христианской среде бытовая мораль противосто-
ит христианской истине.
Христос доказал, что возможно жить правдой, не при-
бегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как
и со всяким злом и грехом. Христианская правда – от
Бога, а обман – от лукавого, и что общего между ними?
Диавол подучил солгать первохристиан Ананию и Сап-
фиру апостолам о своем приношении Церкви, за что они
поплатились жизнью (Деян. 5, 1-11). И среди язычников
находились такие, которые предлагали христианам толь-
ко на словах изменять христианству, оставаясь верны-
ми ему в душе. Но христиане, понимая, что предложе-
ние обманом сохранять свою веру исходит от лукавого,
решительно отвергали такой путь, потому что знали, что
христианам в их святой борьбе за Истину не следует при-
бегать ко лжи как к оружию зла, ибо, как сказал авва
Пимен, “зло никаким образом не истребляет зла”.
В конце времен на бой с Церковью Агнца выйдет глав-
ный приспешник сатаны лжемессия-антихрист и будет
повержен навеки, и устное апостольское предание гла-
сит: “Не будь лжецом “. Вспоминал авва Анувий в бесе-
де со слушателями: “С того времени, как имя Божие на-
речено на мне (имеется в виду наречение нового имени
при постриге), ложь не исходила из уст моих”. И блажен-
ный Иоанн Ликопольский говорил: “Ложь должна быть
всегда чужда христианам, потому, что истина есть ко-
рень добрых дел, а ложь это смерть”. “Ложь от плотско-
го рождения и плотского мудрования, – писал святитель
Тихон Задонский. – Ложь заключает двери к молитве,
изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от
человека, творящего ложь”, и даже самая “лучшая” ложь
ради спасения кого-либо не может быть боговдохновен-
на, и в лучшем случае она есть плод человеческой ду-
шевности, но не духовности.
Так как ложь признается святыми отцами причиной
духовной и физической смерти, ей отводится ключевое
место в святоотеческом понимании таких явлений, как
ересь и прелесть. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
объяснял ересь как ложные учения, выдуманные от-
верженными духами и человеками. Ересь есть грех, со-
вершаемый преимущественно в уме, он полагает нача-
ло и основание прелести (т. е. состояния обольщения, в
которое впадают некоторые подвижники), называемой
ложная мысль. “В ложной мысли ума, – пишет святитель
Игнатий, – уже существует все здание прелести, ересь и
прелесть суть две стороны одной монеты, а ложь есть
тот материал, из которого сия монета сделана”. Равное
наказание в вечности определено словом Божиим и для
закоренелых лжецов, и для лжецов, обманывавших ради
доброй цели, – напоминаем, что участь всех лжецов – в
озере, горящем огнем и серою (Апок. 21, 7).
Так, Симон волхв, увидев, что чрез возложение рук
апостольских подаётся Дух Святой, принёс Апостолам
деньги, желая таким образом приобрести не только
дарование ему дара Святого Духа, но и власти самому
низводить Его на других. То есть на Апостолов он смот-
рел только как на носителей высшей магической силы и
хотел сам приобрести эту не известную ему силу, чтобы
возвысить своё магическое ремесло. Гибельность нрав-
ственного состояния Симона не ускользает от Апостола
Петра, побуждая его к единственному верному реше-
нию призвать Симона к покаянию. Грех этот, однако,
столь велик и тяжек, что святой Пётр даже не обещает
за него прощения, а только предположительно говорит:
“Может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего”,
ибо грех требует особенной глубины и искренности по-
каяния, на что Пётр не видел Симона способным, так
как говорит ему: “Ибо вижу тебя исполненного горькой
желчи и в узах неправды”. И, действительно, Симон от-
равлен горькой желчью, змеиным ядом и потому, устра-
шенный, просит помолиться за него, но также неиск-
ренно. Впоследствии он станет одним из злейших вра-
гов христианства и родоначальником всех философско-
гностических ересей. Встречается он вновь с вероучени-
ем, появившись в Риме, где выступает ожесточённым
врагом святого Апостола Петра и по молитве последне-
го низвергается в реку Тибр, намереваясь перейти эту
реку, поднявшись в воздухе. Грех его получил в истории
Церкви наименование симонии – продажи благодати
Божией или священного сана за деньги.
Крещение и миропомазание являют ту грань, которая
отделяет ветхого человека от нового, дорогу в жизнь веч-
ную. Но тот, кто после крещения не подвизается на по-
прище духовного самосовершенствования, тот бывает
не способен удержаться на высоте нравственных тре-
бований евангельского закона, впрочем, он и не стре-
мится к этому. Такому человеку его обновление креще-
нием вменится в осуждение, ибо он, будучи рожденным
во Христе, возвращается к жизни по плоти и тем самым
становится лжецом перед Богом. В течение только од-
ного дня у него не раз возникнет искушение слукавить,
причем по самым ничтожным поводам. Защитник Исти-
ны лишь внешне по виду, в душе являющийся лжецом, –
что может быть печальнее этого зрелища?
Чтобы смело противостоять ежедневной “бытовой”
лжи, нужен не меньший подвиг, чем при отстаивании
догматических истин Православия. И это не случайно,
ведь битва за святое Православие идет прежде всего в
душе каждого христианина. Как естественна, понятна и
близка она сердцу славянскому, на просторах безбреж-
ной Российской глубинки от Владивостока и до Кали-
нинграда, сердцу простого русского человека, искушен-
ному приправами современности и дерзко навязывае-
мыми стереотипами суетности житейской.
Я ненавижу в людях ложь.
Она у всех бывает разной,
Весьма искусной или праздной
И неожиданной – как нож.
Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно.
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь.
И очень я душой страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь.
Я ненавижу в людях ложь.
От лжи к предательству полшага.
Когда-то все решала шпага.
А нынче старый стиль негож.
Я ненавижу в людях ложь.
И не приемлю объяснений.
Ведь человек – как дождь весенний,
А как он чист, апрельский дождь

Так писал в 1950 году поэт Андрей Дементьев, лишь
подтверждая извечную истину, запечатленную Алексан-
дром Сергеевичем Пушкиным:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос

Да, этот извечный спор продолжался и после Первой
мировой войны, и после Великой Отечественной войны,
и во времена холодного противостояния с коллектив-
ным Западом; всюду: на трудовом фронте, в образова-
нии, в культуре, печати и СМИ, в сфере услуг, быту и се-
мейных конфликтах, в области липких полуистин, с кро-
вью, генетически навязываемых детям, будущим поко-
лениям, чтобы сделать их соучастниками великого об-
манщика всех веков, дерзнувшего восстать на Творца и
Создателя Вселенной и низвергнутого за свою непроду-
манную дерзость в ожидающий всех наследников лжи
ад, где уготована им участь вечного мучения и удаления
от Бога.
Жить в Истине, жить во Христе – такова нравственная
цель, и если, несмотря на тысячи ухищрений диавола,
мы с упованием на Господа устремимся к указанной
цели, то это и будет реальным началом нашей жизни в
Истине, это и будет нашим непрестанным исповедниче-
ством правды Божией. А люди мира сего, непрестанно
совершенствующиеся в коварстве, удел которых – в этой
жизни, пусть они безумно хвалятся тленным благополу-
чием, приобретенным на путях лжи, пусть чрево их на-
полнено, и сыновья их сыты, а мы, христиане последних
времен, отверженные и презренные скоропреходящим
судом века сего, нам с упованием остается удел ожида-
ния суда Высшей Правды.
Иеромонах Александр (Фаут)