С тех благословенных дней, когда землю Русскую
освятила святая православная вера, не оскудевали на
Руси любовь и почитание Божией Матери, к Ней с
благодарностью обращались сердца, к Ней прибегали в
скорби, к Ней из века в век возносились молитвы,
слагались акафисты и божественные песнопения. На Ее
предстательство и помощь уповаем и мы, живущие в XXI
столетии, в веке, когда силы зла обнажили свой
дьявольский лик, когда предельно цинично происходит
подмена нравственных понятий, и то, что раньше
считалось грехом, теперь становится нормой, когда во
всеуслышание провозглашается то, о чем раньше
стыдились даже помыслить, когда народ восстает на
народ, когда особенно отзываются в сердце слова
апостола Иоанна: “Мир во зле лежит” (1Ин. 5, 19).
Если человек теряет веру в Бога, если угасает в его
душе Божественный образ, все для него становится
безобразным, и именно такой мир он начинает воссоз-
давать вокруг себя. Но не будем унывать, ведь мы по-
мним слова Господа нашего Иисуса Христа: “Мужайтесь,
Я победил мир” (Ин. 16, 33).
Зримым свидетельством победы Бога над злом, ца-
рящим в мире, являются православные храмы. В них
воплотилось стремление человека к вышнему, а не к
земному, к Небесному Иерусалиму, к гармонии, красо-
те, святости. В храме нас встречают иконы, светлые лики
тех, кто своей жизнью преодолел зло и тлен мира зем-
ного и вселился в обители небесные.
Важное место в иконографии храма занимает об-
раз Божией Матери. Преподобный Никодим Святого-
рец писал: “Когда увидишь икону Пресвятой Богороди-
цы, обрати свое сердце к Ней, Царице Небесной, и
возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою
на покорность
воле Божией, что родила, вскормила и воспитала
Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей
никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь
нам”.
По месту своего явления или написания иконы Бо-
жией Матери именуются Казанская, Иверская, Тих-
винская, Смоленская Во всех центрах Руси были
явлены свои иконы, но здесь мы хотим вспомнить
образ Валаамской иконы Божией Матери, именно те
списки этого образа, которые были написаны уже в
конце XX и начале XXI веков.
Их написание связано с исторически создавшейся си-
туацией возвращения иконы наместником Валаамской
обители игуменом Андроником, который по благослове-
нию Святейшего Патриарха Алексия II обратился к насто-
ятелю храма Смоленской иконы Божией Матери прото-
иерею Виктору, где с 1932 г. находился чудотворный об-
раз Валаамской иконы Божией Матери, с просьбой вер-
нуть икону на Валаам, который, поколебавшись, не стал
возражать просьбе игумена-наместника монастыря, и в
1992 г. Валаамская икона Божией Матери была возвра-
щена на Валаамское подворье. Протоиерей Виктор изъя-
вил согласие на передачу иконы, лишь заручившись обе-
щанием игумена Андроника возвратить в храм копию пре-
красного образа – Валаамской иконы Божией Матери,
чему свидетелями стали многие присутствовавшие при
передаче образа Пресвятой Богородицы.
Вскоре неожиданно игумен Андроник был переведен
на послушание в Троице-Сергиеву Лавру, но его чада
Валаамской обители, исполненные благодатной помо-
щи Божией, посчитали для себя обязательным испол-
нение обещания, данного протоиерею Виктору. И когда
сформировались удобные обстоятельства, когда сложи-
лась общественная организация “Общество памяти игу-
мении Таисии” с исполнением полумонашеского устава,
располагавшаяся первое время на Фонтанке, 163, в квар-
тире, зарегистрированной на имя ее владельца Викто-
ра Снесаря, тогда и занимавшиеся иконописью насель-
ники приступили к исполнению этой прекрасной миссии
написания списка Валаамской иконы Пресвятой Бого-
родицы.
Потому помимо иконы, переданной впоследствии хра-
му Смоленской иконы Божией Матери, ими также были
исполнены еще несколько списков Валаамской иконы
Пресвятой Богородицы, которые были принесены в дар
храму святителя Иоасафа Белгородского в Парголово,
подворью Свято-Троицкого Александро-Свирского мо-
настыря, храму преподобного Сергия Радонежского на
Средней Рогатке, Московской Патриархии. Чудные спис-
ки украшают домовый храм и часовню Общества памяти
игумении Таисии в здании на ул. Кирилловской, бывшей
городской Седьмой гимназии, в которой преподавали
педагоги-исповедники самодержавия, приверженцы
почитания царской династии и имперского пути разви-
тия России.
Среди воспитателей и преподавателей гимназии тру-
дилась вместе с афонским старцем архимандритом
Давидом (Мухрановым) и иноком Иннокентием Сибиря-
ковым и игумения Таисия, с любовью к юным гимназис-
там полагавшая свои незаурядные способности и силы
на попечение о их воспитании и становлении их граж-
данского чувства долга перед Отечеством и Государем.
В 2001 году, спустя столетие, по решению губернатора
и администрации города исторически значимое здание
бывшей Седьмой гимназии было передано Обществу
памяти игумении Таисии, что и для новосозданной оби-
тели явилось следующим для нее ответственным шагом
в попытке духовного становления и плодотворной рабо-
ты на благо великого города и находящейся в кризисе,
восстанавливающейся от идейного, духовно-нравствен-
ного распутья, страны.
Андрей Николаевич Иосса, архитектор здания Седь-
мой гимназии, еще при жизни являлся глубоким почита-
телем и исполнителем святой воли блаженной Ксении
Петербургской, так что, возможно, стал в ее руках инстру-
ментом архитектурного воплощения величия городских
ансамблей, Промыслом Божиим он был похоронен ря-
дом с часовней блаженной Ксении. Усматриваются глу-
бокие потаенные смыслы и духовная преемственность в
том, что Общество памяти игумении Таисии, трудами ко-
торого было исполнено обещание, данное игуменом Ан-
дроником настоятелю храма Смоленской иконы Божией
Матери, отцу Виктору, о возвращении списка иконы Вала-
амской Божией Матери храму, в 2001 году решением ад-
министрации заняло одно из красивейших зданий горо-
да, над проектом которого как раз и трудился архитектор
А. Н. Иосса, почитатель блаженной Ксении, и связано это
место с именем игумении Таисии. Также небезызвестно
нам, что святая блаженная Ксения тайно ночами полага-
ла свои труды при постройке храма Смоленской иконы
Божией Матери, принося к стройке кирпичи и щебень.
Так незримо перекликаются судьбы святых подвиж-
ниц и участников строительства значимых для города
объектов с судьбами великого града на Неве, в служе-
нии его величию и славе, объединяя народы вокруг веры
в Творца всяческих.
Труды Общества памяти игумении Таисии важны не
только для Санкт-Петербурга. Во многих городах и мо-
настырях России, во многих странах находятся не толь-
ко прекрасные плащаницы Пресвятой Богородицы,
тщательно и с любовью исполненные вышивальщи-
цами обители, но и духовно-просветительские книги
издательства Общества. Один из списков Валаамской
иконы Божией Матери, вышедший из иконописной ма-
стерской Общества памяти игумении Таисии, в 2011
году Святейшим Патриархом Кириллом в его очеред-
ной приезд на Украину был принесен в дар Свято-
Успенской Киево-Печерской Лавре.
Сейчас Киево-Печерская Лавра переживает трудные
времена, и, несомненно, сегодня перед Валаамской
иконой Пресвятой Богородицы и другими святыми ико-
нами всем миром молятся о преодолении противостоя-
ния между Россией и Украиной, о преодолении церков-
ного раскола, об очищении сердец от вражды, ненавис-
ти, взаимных обид, навеянных врагом рода человечес-
кого, желающего через разделение погубить неразде-
лимый, единый народ, носителя истинной веры, Едино-
державия и почитания Владычицы мира, обитающей в
святых православных храмах и обителях.
В 2011 году, при посещении Лавры, Патриарх Ки-
рилл говорил: “Сегодня наследники Святой Руси жи-
вут в разных государствах, самостоятельно продол-
жая свое историческое бытие в пределах собствен-
ных национальных образований. Но сила наша все-
гда остается в Святой Руси, которая живет в наших
сердцах, в наших умах”.
В Обществе памяти игумении Таисии над списками
Валаамской иконы Божией Матери трудились художни-
ки, иконописцы Георгий Пименов, Дмитрий Слепушкин,
Виктор и Наталия Бобровы, Надежда Ложкина.
На Валаамской иконе Божией Матери привлекает
взгляд нарядный позолоченный орнаментальный
фон. На большинстве икон, выполненных в Обществе
памяти игумении Таисии, этот сложный орнамент в
форме стилизованных лилий, являющихся символом
чистоты, исполнили труженицы Елена Баласова и Ла-
риса Меньшова.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас, помогай нам
противостоять надвигающемуся по причине нашего не-
разумия мрачному, разрушительному, безысходному,
сеющему погибель всему живому, натиску адептов Ма-
моны!
XXI век – век стремительных перемен, век грозных вы-
зовов, вставших перед человечеством, век концентри-
рованного зла, подкрепляемого ложью и насилием. Не
замечать это невозможно, но пугает другое – сосредото-
ченность на зле нашего внимания. Чем больше всмат-
риваемся мы в темные глубины зла, тем больше оно
проникает в нас, лишая радости, мира, покоя, и нужны
огромные усилия, чтобы противостоять этому. Нельзя
позволить умолкнуть в сердце голосу Иисуса Христа,
нашего Спасителя: “Мир оставляю вам, мир Мой даю
вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается
сердце ваше, и да не устрашается” (Ин. 14, 27).
Есть в бушующем мире Град Ограждения – Святая
Православная Церковь, с ее Святым Писанием, Свя-
тым Преданием, с ее храмами, богослужением, икона-
ми. И как кирпичики в прекрасном здании этого велико-
лепного Града – те образы Валаамской иконы Божией
Матери, о которых мы здесь вспоминали. Понимая это,
будем трудиться по мере своих сил, преодолевая духов-
ные немощи, уповая на помощь Божию и предстатель-
ство Пресвятой Богородицы, ибо, как говорил правед-
ный Иоанн Кронштадтский: “Господь каждого из нас ста-
вит на такое место, где мы можем, если захотим, прине-
сти Богу плоды добрых дел и спасти себя и других”.
Надежда Ложкина,
художник-иконописец