Наше знакомство началось внезапно. В Доме
Писателя Б. А. Орлов неожиданно представил меня
Александру Фёдоровичу Полозову, заслуженному
художнику России и члену союза художников Санкт-
Петербурга. Поначалу меня охватило трепетное
волнение, страх не суметь поддержать тему. Как часто
ведь случается: разговаривая со знающим, более
опытным в чём-то собеседником, слушаешь его с
восхищением и невероятным интересом и вместе с
тем в глубине души стыдишься собственного
невежества, недостаточного культурного багажа.
Однако неловкость моя отступила, едва началась
наша беседа в отдельном небольшом кабинете.
Общение с образованным, вдумчивым человеком все-
гда приятно. Но ещё приятнее оно становится, когда чув-
ствуешь, что для понимания всего рассказываемого тебе
не нужно ни дополнительного образования, ни долгих лет
увлечения предметом разговора – достаточно лишь вни-
мательно слушать. Таким собеседником и оказался Алек-
сандр Фёдорович. Неторопливо, спокойным голосом этот
умудрённый опытом и наделённый огромным талантом
художник с огромной любовью к Родине рассуждает о её
прошлом, настоящем и будущем, умело подчёркивая
роль искусства в каждый период. Одаривает проница-
тельным, доброжелательным взглядом, приглашая вме-
сте с ним задуматься, куда движется общество, страны,
человечество.
Особенно поражает глубина его познаний в истории.
Конечно, понимать историю, помнить её судьбоносные
повороты обязан каждый человек, считающий себя куль-
турным членом общества, но знания Александра Фёдо-
ровича гораздо шире базового набора дат, сохранённых
в памяти со школьной скамьи и вынесенных из универ-
ситетской аудитории в студенческие годы. Всегда к мес-
ту и к делу он упоминает и события времён Киевской Руси,
и Российской Империи, и Советского Союза. И всё с да-
тами, вплоть до точного месяца и числа. Не представь
мне Полозова заранее как художника, действительного
члена Петровской академии наук и искусств, я бы непре-
менно решила, что беседую с историком. А как складно,
последовательно и понятно у Александра Фёдоровича
получается вплетать свои знания в наше настоящее, рас-
суждая о пути развития общества.
К концу нашей беседы стало очевидно, что личность
этого выдающегося человека настолько многогранна, что
её не удастся полностью раскрыть в одном интервью. Так
родилась идея очерка, так продолжилось моё знакомство
с Александром Фёдоровичем Полозовым.
Вторая наша встреча состоялась дождливым июльс-
ким днём. Александр Фёдорович пригласил меня посе-
тить его мастерскую на набережной канала Грибоедова.
Наверное, даже человек, давно интересующийся живо-
писью, застыл бы в удивлении, оказавшись в этом про-
сторном зале с высокими потолками, где все стены уве-
шаны изумительными полотнами. Повсюду холсты, кис-
ти, тюбики с краской и лак. Сперва может показаться, что
это тот самый творческий беспорядок, над которым при-
нято шутить и которым обычно со смехом оправдывают
неприбранность в доме, но присмотревшись, понимаешь –
порядок есть, но понятен он не сразу и не каждому.
Первым делом Александр Фёдорович показывает мне
одно из самых больших своих полотен. “Поэт и худож-
ник” – так звучит название картины. В просторном зале
знаменитый А. С. Пушкин сидит на массивном деревян-
ном стуле, закинув ногу на ногу, сложив руки на груди. А
рядом с ним с кистью в правой руке и палитрой в левой
за мольбертом работает О. А. Кипренский. На холсте ху-
дожника уже можно узнать знаменитый портрет поэта,
который все мы не раз видели в учебниках литературы
ещё в школе. Но взгляд самого А. С. Пушкина задумчив,
а мысли блуждают где-то далеко от этого величествен-
ного зала. “Госпроекта поддержки изобразительного ис-
кусства в стране нет, вот и стоит на мольберте. Иногда
только вожу на выставки”, – с досадой в голосе признаёт-
ся Александр Фёдорович.
Дальше мы подходим к ещё большему полотну. На нём
искусно выписаны уже пожилые люди, собравшиеся в
окопе, чтобы отметить День Победы. За их спинами сво-
бодно развевается красное знамя Советского Союза, а
вдалеке вальяжно течёт Нева. “На своей земле. День
Победы в окопах Невского пятачка”, – поясняет Александр
Фёдорович и неожиданно начинает показывать мне дру-
гие свои работы, уже гораздо меньшего размера. На них
всё тот же Невский пятачок, но сюжет картин немного
отличается: где-то совсем нет людей, где-то есть, но изоб-
ражены они иначе. Неизменным остаётся только крас-
ный советский флаг, деревья вдалеке и неторопливая
Нева. И вновь Александр Фёдорович говорит мне об от-
сутствии господдержки. Имейся она в стране, многие его
полотна, в том числе и это, уже находились бы в музеях,
служа культурному развитию Родины.
С особой любовью рассказывает Александр Фёдоро-
вич о своём триптихе “Мама, здравствуй”. На одном по-
лотне молодой мужчина с телефонной трубкой в руках,
звонит домой. На другом – его уже пожилая мать двумя
руками прижимает к уху старый телефон, взволнованно
слушает. А между ними панорама Байкало-Амурской
магистрали. По крайней мере, так задумывал художник.
Но картина, которая должна была передать бесконеч-
ность расстояния, разделившее мать и сына, была вар-
варски украдена в 1988 году. Сохранился лишь этюд. При
взгляде на него можно вообразить, насколько внушитель-
на и грандиозна пропавшая картина, которую, скорее
всего, так и не удастся вернуть. И насколько стоек тво-
рец, стойко переживший утрату такой дорогой его серд-
цу работы.
Очень много картин Александр Фёдорович создал в
период поездок на Северный и Южный полюсы. На Се-
вер художник приезжал в 1986-м и в 1988 годах – на стан-
ции Северный полюс 28 и Северный полюс 30. На Юж-
ном полюсе он тоже побывал дважды: в 1989-1990 гг. в
составе 35-й советской антарктической экспедиции и в
2010 г. в составе 55-й российской экспедиции. За это
время Александр Фёдорович создал множество картин-
пейзажей ледяной пустыни и айсбергов, портретов по-
лярников и просто минималистичных, но симпатичных
зарисовок пингвинов. Таких работ несколько десятков,
большинство из них бережно хранятся в альбомах ху-
дожника в виде репродукций. У каждой картины, будь
это морозные просторы севера или серьёзное, полное
решимости лицо полярника, своя история и своя идея,
которые годы спустя остаются неизменно яркими и све-
жими в памяти творца.
Довелось Александру Фёдоровичу побывать и в Ита-
лии. На стене у окна среди палитр и шкафчика с матери-
алами скромно устроились несколько городских пейза-
жей, созданных на пленэре в Риме. “Русские художники
лучше всего пишут заграницу”, – со знанием дела сооб-
щает Александр Фёдорович и вновь пускается в размыш-
ления об истории искусства. На второе место в умении
изобразить дальние страны он уверено ставит китайцев,
“потому что они нашу школу перенимают”. С сожалени-
ем отзывается художник о разрушающихся европейских
традициях живописи, утверждая, что этот упадок – пря-
мое следствие американского влияния. Искусство – важ-
нейшая часть общественного развития, культуры, фор-
мирующая ценности поколения. И если нужно привести
народ к деградации, очень важно разрушить именно её.
Завершается наша встреча уже вечером, за неболь-
шим столиком с чашечками ароматного кофе. Александр
Фёдорович делает мне подарок на память – альбом с
автографом, где собраны репродукции картин, представ-
ленных на одной из выставок, в которой он выступал в
роли организатора и участника: “Ленинград – Петербург.
Живопись. Диалог эпох”. Под шелест дождя за окном
мы вместе с увлечением листаем его, рассматривая
работы других художников. Александр Фёдорович ком-
ментирует самые интересные картины. И вдруг я заме-
чаю уже знакомых мне “Поэта и художника”, радуюсь
возможности иметь у себя эту репродукцию, ведь имен-
но к этой картине весь день то и дело возвращался мой
взгляд. А Александр Фёдорович рассказывает о том, что
выставка – очередной призыв к государству поддержать
искусство, увидеть и оценить его значимость в нашем
обществе. Многим шедеврам в самом деле место в луч-
ших музеях нашей страны. Но пока поразительные по-
лотна, в которые художники вкладывают душу и мас-
терство, остаются на мольбертах в мастерских, прода-
ются в частные коллекции и лишь изредка выезжают
проветриться на выставки…
Евгения Барышникова