Борис Александрович Орлов – человек с непростой, но оттого
интересной судьбой. Окончив военно-морское
училище имени Ф. Э. Дзержинского (1977 г.) и
Литературный институт имени А. М. Горького (1985 г.),
прошёл путь от курсанта до капитана 1 ранга. Имя
Бориса Александровича известно далеко за пределами
нашей страны: в Китае, Японии, Германии, Англии – и
многих других. В его стихотворениях затронуты многие
животрепещущие для русского человека темы: любовь
к семье и Отечеству, честность и порядочность,
православная вера и память о своих предках. Каждая
строчка гремит набатом, требует от читателя
притормозить, остановиться, сесть и глубоко
задуматься о чём-то гораздо важнее насущных
бытовых проблем, за которыми часто теряется нечто
более великое и жизненно значимое, касающееся
каждого человека. Не стали исключением и
стихотворения, включённые в сборник “Круговорот
времён” (2022). В него вошли избранные произведения,
написанные Борисом Орловым за последние семь лет.
“Круговорот времён” представляет собой небольшую кни-
жечку в твёрдом переплёте. Её удобно и приятно держать
в руках, а таинственной обложкой с изображением чёрного
силуэта стаи птиц, пролетающих над тёмной фигурой вет-
вистого дерева на фоне яркой полной луны в переливча-
том ночном небе, можно любоваться бесконечно.
Но, конечно же, содержание книги всегда интереснее,
чем картинка на обложке. В “Круговороте времён” собра-
ны поздние стихотворения Бориса Орлова, человека, уже
повидавшего жизнь во многих её оттенках, а потому по-
нятно преобладающее в них печальное настроение. По-
истине отеческая тревога за свою страну и свой народ,
глубокие философские размышления и почтительное
отношение к православной вере – чтобы суметь полнос-
тью осмыслить все эти темы необходим определённый
багаж опыта, знаний и некой житейской мудрости, кото-
рая приходит только с годами.
В предисловии “Мой мир” Борис Орлов говорит: “Счи-
таю, что поэтическая речь должна быть наполнена ярки-
ми метафорами, сравнениями, гиперболами и другими
художественными элементами, украшающими стихотво-
рение. Без них оно напоминает дерево с обрубленными
ветками, превращённое в телеграфный столб”. И эта
мысль мастерски воплощается в каждой строчке, вызы-
вая самые сильные эмоции. Так в стихотворении “Город
окружён… Не вышел в дамки…”, риторический, гремя-
щий будто гром, вопрос: “Если наши предки не простили // Их –
зачем же мы должны прощать?!” – даже при чтении
про себя вызывает мурашки. Суровый, жаждущий справедли-
вости голос поэта звучит прямо в голове – от него не убежать и не
спрятаться. Он же в стихотворении “То шумит вокзал, то при-
стань” вопрошает с возмущением: “Что за люди?! Что за время?!”.
Риторические вопросы – один из мощнейших приёмов Бориса
Орлова для расставления акцентов и обращения к читателю.
Похожий способ напрямую обратиться к читателю –
риторические восклицательные предложения. И если
риторический вопрос как бы предлагает задуматься о
чём-то и самостоятельно прийти к каким-то выводам, то
восклицание подразумевает собой ответ. Важная мысль,
которая озвучивается прямо, эмоционально, без нужды
ходить вокруг да около. Например, стихотворение “И огур-
цам уже не вырасти…” заканчивается строчкой: “Оста-
лось время… Нет времён!” – лирический герой резко об-
рывает то ли самого себя, то ли своего незримого собе-
седника. Даёт понять, что уже поздно пускаться в долгие
размышления и, скорее всего, скоро не останется вре-
мени и для действий.
Более спокойно в стихотворениях звучат эпитеты, ме-
тафоры и сравнения. Безусловно, они работают вместе,
дополняют друг друга и оказывают на читателя не мень-
шее воздействие, однако делают это иначе. Если в рито-
рических вопросах и восклицаниях главная мысль лежит
на поверхности, то над причиной выбора каждого конк-
ретного средства выразительности можно размышлять
долго, самостоятельно искать и непременно находить
заложенный поэтом смысл. На мой взгляд, внимания и
отдельного анализа заслуживает каждый эпитет и уж, тем
более, метафора. Чтобы осмыслить многие из них нуж-
но время и определённое усилие. Зато, когда наконец-то
понимаешь, почему было подобрано то или иное слово –
буквально ахаешь – насколько же точно передана суть,
раскрыта проблема. В моём случае самый сильный по-
добный эффект вызвало сравнение футболистов с ра-
бынями-наложницами в уже упомянутом стихотворении
“То шумит вокзал, то пристань”. От темы футбола, как и
профессионального спорта в целом, я всегда была да-
лека, но тут вдруг остановилась, задумалась: а ведь вер-
но. Ещё какое-то время размышляла, возвращалась к
произведению, пока наконец не поняла, что Борис Ор-
лов имел в виду не только футболистов, и не нашла, что
возразить. Действительно, капитализм, по существу, и
есть “подлый век работорговли”.
Очень интересно используются в произведениях сбор-
ника местоимения. Нередко с их помощью автор объе-
диняет себя со своим читателем. Многочисленные мес-
тоимения первого лица множественного числа: “мы”,
“наш” и другие вызывают ощущение сплочённости, общ-
ности. Сразу чувствуешь, что это не просто некие обо-
собленные размышления поэта, а крайне серьёзная про-
блема, напрямую касающаяся тебя самого и любого, кто
когда-либо прочтёт эти строки. Наиболее ярко этот при-
ём выражен в стихотворении “Мы – дети оклеветанной
страны”. Здесь Борис Орлов говорит и о себе, и о читате-
ле, и обо всём народе, таким образом передавая един-
ство мнений и мыслей. Лирический герой его стихотво-
рения словно выходит на огромную сцену и обращается
к людям. Без микрофона, без рупора – его голос, бес-
страшно озвучивающий правду, всё равно услышит каж-
дый. И повторяющееся “мы” играет в этом немалую роль,
пробирает до глубины души.
Стихотворения Бориса Орлова из сборника “Круговорот
времён” – это не лёгкое чтение, помогающее скоротать
время в какой-нибудь поездке. Наоборот – их необходимо
читать неспешно, вдумчиво и в спокойной обстановке.
Стоит быть готовым к тому, что ко многим стихотворениям
придётся возвращаться, причём неоднократно. Богатый
жизненный опыт и возраст, конечно, облегчат понимание
большинства из них, но и это не самое главное. Даже мо-
лодой человек, находящийся ещё в самом начале пути,
но уделяющий должное время изучению собственной куль-
туры и истории, сможет понять заложенные в стихотворе-
ниях мысли. Что же касается произведений о русской при-
роде, о деревне и о жизни – на них отзовётся душа каждо-
го поистине русского человека.
Евгения Барышникова