Нет большей удачи для города, чем обрести
собственного талантливого писателя, тонко
чувствующего жизнь, события, людей. Творца,
способного заглянуть в самый корень человеческой
души, а затем поведать о нём всего на нескольких
страницах, не пускаясь в многотомные запутанные
размышления. Так повезло когда-то небольшому
городку Ломоносову, который за свою историю успел
сменить несколько имён. Николай Вениаминович
Шадрунов в своих рассказах часто называл его
Рамбовом, реже – Ораниенбаумом.
Николай Шадрунов родился в 1933 году в Вологодс-
кой области. После окончания Вологодского железно-
дорожного училища работал в Прибалтике. Военную
службу прошёл в Кронштадте и Ломоносове. В после-
днем писатель и провёл свою жизнь, трудясь в морской
инженерной службе Военно-Морского Флота. Рассказы
и повести Шадрунов начал писать в свободное от рабо-
ты время, неоднократно печатался в местной прессе. А
в 1988 году без единой опубликованной книги, только
по рукописям, Николай Вениаминович был принят в
Союз Писателей СССР, что стало поистине уникальным
случаем. За первый сборник своих произведений “Пси-
хи” Николай Шадрунов получил престижную премию “За
честь и свободу” I степени от русского “ПЕН-клуба” в
1999 году. В 2004-м по инициативе ломоносовской биб-
лиотеки №4 писателю было присвоено звание почётно-
го жителя города. Скончался Николай Шадрунов в 2007
году в возрасте 73 лет. “Жизнь у него была далеко не
сладкая, но он выстоял. Это был очень порядочный и
робкий человек” – вспоминает председатель Союза Пи-
сателей России Борис Орлов, для которого Николай Ве-
ниаминович был не только коллегой по перу, но и близ-
ким по духу человеком, другом.
Преобладающий жанр в творчестве Шадрунова – ко-
роткий и вместе с тем ёмкий рассказ. В каждой такой
небольшой истории писатель создаёт комические, но в
то же время правдивые образы жителей небольшого го-
родка и по совместительству порта, напоминающие шук-
шинских “чудиков”. Как и герои В. М. Шукшина, персона-
жи Николая Вениаминовича подкупают своей искренно-
стью, душевностью и близостью к русскому народу. Да,
они далеко не идеальны, но ведь потому и ощущаются
настоящими. Затейливый Петрик, решивший с помощью
жуков-древоедов ускорить получение новой квартиры,
блатная старуха со связями в морге, Генка-пулемётчик,
стреляющий по пьяным людям из воображаемого пуле-
мёта – ни от кого из них автор не отстраняется, оставаясь
в среде, о которой повествует, в чём, по мнению Вале-
рия Попова, превосходит других писателей, концентри-
рующихся на типаже массового героя: “Даже Астафьев и
Распутин пишут про них немного “со стороны”, а Шадру-
нов – изнутри, их собственным голосом – вот в чём его
уникальность”.
Читая рассказы Николая Шадрунова, понимаешь –
сложно не согласиться со словами Валерия Попова. В
первую очередь, повествование в каждой истории ве-
дётся от первого лица – лирический герой неплохо зна-
ком с колоритными жителями Рамбова: с кем-то уже
какое-то время общается, о ком-то просто слышал. Чи-
татель волей-неволей переносится в атмосферу неболь-
шого городка-порта, становится свидетелем забавных
происшествий, не всегда правильных поступков геро-
ев, которые совершенно не ощущаются выдуманными.
Свою роль в этом играет и лёгкий, незамысловатый и
при этом насыщенный стиль автора. Николай Шадру-
нов не перегружает текст громоздкими речевыми обо-
ротами, зато всегда к месту подбирает наиболее точ-
ные эпитеты и определения. Благодаря этому мы сме-
ёмся, читая рассказы про находчивого Петрика, кото-
рый из раза в раз терпит неудачи, но не впадает в отча-
яние. Улыбаемся, узнавая в уверенном, но не обреме-
нённом умом Афоне собственных знакомых. И это, меж-
ду прочим, ещё одна важная черта рассказов писателя –
знакомые каждому образы жителей небольших горо-
дов, возможно, моментами гиперболизированные, но
оттого лишь ещё более узнаваемые.
Вдохновившись творчеством Николая Шадрунова, я
не смогла удержаться от того, чтобы посетить Ломоно-
сов, которому он посвятил львиную долю своего твор-
чества. Конечно, чтобы прочувствовать жизнь любого
города и проникнуться ею, недостаточно разок съездить
туда на прогулку, но начать стоит хотя бы с этого. Я по-
сетила памятник “Красная ворона”, который установлен
в 2015 году на спуске от Еленинской улицы к храму и
посвящён Николаю Вениаминовичу. Главный в компо-
зиции, разумеется, сам писатель, сидящий на скамейке
с блокнотом в руках и задумчиво поглядывающий на
маленьких, плещущихся в кем-то пролитой сметане,
пташек. Рядом с ним на толстой книге, судя по фами-
лии и имени на корешке, принадлежащей Николаю Шад-
рунову, вальяжно устроилась крупная ворона, тоже на-
блюдающая за резвящимися пичужками. Некоторые го-
ворят, будто она – олицетворение писателя, который
всегда зорко подмечал все неочевидные, но оттого не
менее важные моменты из жизни города. С этим можно
соглашаться, можно спорить, но нельзя не признавать,
что Ломоносов помнит Николая Шадрунова, чтит его
память и гордится им. В городе сейчас очень уютно и
красиво: много храмов, в которых молится народ, в пар-
ке неспешно прогуливаются местные жители и немно-
гочисленные туристы. Интересно, что бы сказал сейчас
Николай Вениаминович, взглянув на нынешний Рамбов,
что сумел бы заметить такое, чего никто не смог уви-
деть и талантливо показать до него?
Сейчас книгу Николая Шадрунова “Психи”, в которую
вошли рассказы из разных циклов, в том числе “Рамбо-
виана”, и повесть о детстве писателя “Медведь”, можно
отыскать в библиотеках Санкт-Петербурга. Мне без про-
блем удалось получить на дом сборник от издательства
“Лимбус Пресс” из серии “Мастер” 1998 года печати. Но
заиметь подобный экземпляр в личную коллекцию будет
крайне непросто: его нет в известных книжных магази-
нах, невозможно заказать через интернет-магазины.
Единственная оказавшаяся в продаже книга нашлась на
сайте не самого популярного букинистического магази-
на. И неудивительно, ведь этот сборник вышел совсем
небольшим тиражом в две тысячи экземпляров – настоя-
щая находка для любителей редких книг. Но даже при
желании просто познакомиться с творчеством Николая
Шадрунова придётся как минимум сходить в библиотеку,
ведь в бездонном Интернете его произведений так до сих
пор и не представлено.
Евгения Барышникова