Образование является одной из наиболее важных
линий жизненного пути личности, сопровождая
человека всю жизнь. Исходя из этимологии слова, речь
идет о формировании образа (человека), т.е. о том, как
человек становится человеком, обретая истинно
человеческую сущность. Отсюда ясно, насколько
велика роль педагога, ответственного за то, какими
личностями наполнится общество.
В психологической типологии жизненных ориентаций
есть два диаметрально противоположных типа – с актив-
ной и пассивной жизненной позицией. “Преобразователь”
активно заинтересован в новом познании, это его часть
жизни. Он не любит останавливаться на достигнутом, са-
мокритичен, стремится много знать, понять себя и все-
гда в первых рядах. Стремится к самосовершенствова-
нию во всем, в том числе в учебе. Новые знания ему
нужны, чтобы как можно лучше овладеть профессией.
“Потребитель”, напротив, прагматичен, стремится “от-
сечь” лишнее, по его мнению. Полагаясь на обстоятель-
ства, профессию выбирает случайно, дополнительным
образованием интересуется мало. Сравнивая высоко- и
низкопродуктивных педагогов, в свое время мы выяви-
ли особенности активной жизненной позиции высокопро-
дуктивных педагогов (широта осмысления жизни, выбор
профессионально эффективных и личностно значимых
стратегий поведения, а также сопряженная с этим стрес-
соустойчивость), тогда как низкопродуктивные педагоги
отличались пассивностью жизненной позиции (незначи-
тельное осмысление жизни, выбор профессионально не-
эффективных стратегий, низкая личностная включен-
ность в преподавание, нереалистичность жизненных пла-
нов, низкая стрессоустойчивость, особая уязвимость в
ситуациях затруднений в общении с коллегами).
Можно рассмотреть эти особенности на примерах чехов-
ских персонажей. “Объектно-ориентированный” педагог –
воплощенная пассивность – всегда являлся предметом
сатирических описаний. Классический пример – чеховский
“человек в футляре” Беликов, безымянный учитель гречес-
кого языка в гимназии, которому уже “далеко за сорок”.
Внутренний мир Беликова выстраивается как реагиро-
вание на обстоятельства в соответствии с не своими мыс-
лями. Внутренний мир Беликова запрятан в футляр извес-
тных предписаний, за пределы которых он не выходит. “И
мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр.
Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в
которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре зап-
рещалось ученикам выходить на улицу после девяти ча-
сов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотс-
кая любовь, то это было для него ясно, определенно; зап-
рещено – и баста. В разрешении же и позволении скрывал-
ся для него всегда элемент сомнительный, что-то недо-
сказанное и смутное”. Нарушение устоявшегося – жизнен-
ная трагедия: “лучше бы, кажется, сломать себе шею, обе
ноги, чем стать посмешищем: ведь теперь узнает весь го-
род, дойдет до директора, попечителя, – ах, как бы чего не
вышло! – нарисуют новую карикатуру, и кончится все это
тем, что прикажут подать в отставку…”. Быть смешным для
окружающих – самое страшное для Беликова. Он тяжело
перенес карикатуру на себя и не смог перенести спуска с
лестницы на глазах у зрителей.
Беликов привычно поступает “по правилам”, в соответ-
ствии с инструкциями и известными, опубликованными,
требованиями, не утруждая себя рефлексией. Чтобы из-
бавиться от тревоги, которую неизбежно заключает в себе
жизнь, Беликов избирает средство сознательного усиле-
ния “футлярности” в одежде, манерах поведения и дей-
ствиях, совершаемых “на всякий случай”. О других возмож-
ностях он не подозревает. Беликов старается как можно
меньше нарушать привычный уклад жизни, быть незамет-
ным – и при этом умудряется в своей приверженности к
устоявшемуся порядку пятнадцать лет держать гимназию
в страхе. Он одинок по натуре, но преподает в гимназии,
что ему явно тяжело. Он собирается жениться, но это про-
тиворечит всему его футлярному настрою. В этих противо-
речиях и тщетных попытках живя, избежать жизни, Бели-
ков избегает ее, умирая. Идеал, к которому стремится Бе-
ликов, достижим в… смерти, дающей абсолютное уедине-
ние! Когда Беликов умер и лежал в гробу, “выражение у
него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был
рад, что наконец его положили в футляр, из которого он
уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как
бы в честь его, во время похорон была пасмурная, дожд-
ливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами”.
“Субъектно-ориентированный” педагог – напротив, яркая
личность, глубоко вовлеченная в профессиональную дея-
тельность. А. П. Чеховым описан Николай Степанович –
порядочный, трудолюбивый и талантливый человек, зна-
менитый ученый-медик, профессор, статский советник 62
лет (“Скучная история”). В образе Николая Степановича
ярко представлена активная жизненная позиция челове-
ка, самостоятельно создавшего свою жизнь. Исполнились
его мечты – стать врачом, выразить себя в науке, победить
студенческую аудиторию. В результате герой стал знаме-
нит, титулован, он получает большое наслаждение от сво-
их лекций, его любят студенты. Он признается, что оторвать
его от кафедры и учеников – все равно, что заколотить себя
живым в гроб.
Рефлексирующий Николай Степанович постоянно “в пу-
тешествии в свою жизнь”. Будучи наедине с самим собой
либо общаясь с другими, он в некоторой отстраненности
видит себя и все, что с ним происходит, как бы со стороны.
Профессиональная деятельность для Николая Степано-
вича занимает одно из первых мест по значимости, наряду
со сферой “Я” и негативными межличностными отношени-
ями. Временная перспектива очень широка: Николай Сте-
панович глубоко осмысливает почти все прошлое (со сту-
денческих времен, не менее 30 лет, не обращаясь лишь к
детству, родительской семье); несмотря на знание о близ-
ком конце, устремлен в будущее и мечтает “проснуться
через 100 лет и посмотреть, что будет с наукой”.
В его самохарактеристике весьма резкое несоответствие
между блестящим именем и славой (“внешние”, объектив-
ные характеристики) и субъективным ощущением отвра-
щения к себе как к “безобразному и жалкому существу”.
Абсолютно, казалось бы, положительный герой, безупреч-
но проживший жизнь, всего достигший, себя полностью
реализовавший, и тем не менее он несчастен.
Снижение жизненной активности энергичным и дея-
тельным Николаем Степановичем воспринимается весь-
ма болезненно. Он крайне уничижительно описывает
свою внешность, признаки старости и болезни, не при-
нимая их, не смиряясь с ними. При этом он старается
всецело погрузиться в работу, оказывается неспособным
достичь семейной гармонии, враждебно относится ко
всем людям. Усиливается направленность на внешние
обстоятельства: защитной стратегией (непродуктивной,
т.к. герой отмечает свои затруднения и оплошности) ста-
новится творчество, герой признается, что, кроме науки,
его ничто не интересует; кроме того, в болезни у него
усиливается негативный интерес к окружающим, пренеб-
режительное к ним отношение.
Чрезмерная активность жизненной позиции Николая Сте-
пановича чревата эгоизмом, замкнутостью на себе, черство-
стью, самовлюбленностью, тщеславием, честолюбием, что
было показано нами ранее как результат эмпирического на-
учного исследования. Николай Степанович ставит сам себе
не только медицинский, но и духовный диагноз: “…для меня
ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень
важного. В моем пристрастии к науке, в моем желании жить,
в этом сиденье на чужой кровати и в стремлении познать са-
мого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я со-
ставляю обо всем, нет чего-то общего, что связало бы все
это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во
мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре,
учениках и во всех картинках, которые рисует мне мое вооб-
ражение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что
называется общей идеей или богом живого человека.
А коли нет этого, то, значит, нет и ничего.
При такой бедности достаточно было серьезного неду-
га, страха смерти, влияния обстоятельств и людей, чтобы
все то, что я прежде считал своим мировоззрением и в чем
видел смысл и радость своей жизни, перевернулось вверх
дном и разлетелось в клочья”.
В этих иллюстрациях, взятых из художественной лите-
ратуры, психологические особенности представителей
разных типов жизненных ориентаций раскрываются во
всей их многоплановости. Определенная противоречивость
типов педагогов свидетельствует о необходимости учета
духовно-нравственных характеристик в изучении их жиз-
ненного, в том числе и профессионального, пути.
Согласно святому Иоанну Кронштадтскому, педагогу не-
обходимы нравственная чистота и духовное горение. Есть
большая разница – делать свое дело с любовью и энерги-
ей или вяло и лениво. Преподавание – это высокое служе-
ние, которое под силу внутренне-целостной личности со
сформированным духовно-нравственным стержнем.
Когда речь идет о внутренне-целостной личности, впол-
не уместно обратиться уже не к литературным персона-
жам, а к реальным людям, поскольку они своей жизнью
могут свидетельствовать о возможности достижения пол-
ноты личности. Известный церковный писатель и пропо-
ведник, публицист протоиерей Григорий Дьяченко (1850-
1903) создал многочисленные труды о разных предметах
христианской веры и нравственности. Среди них книги для
пастырей и законоучителей, преподающих Закон Божий, а
также пособия для родителей по воспитанию и обучению
детей, книги для семейного чтения. Его книги помогают
каждому постичь глубокие тайники своей души и положить
начало новой духовной жизни. В свое время широкую из-
вестность получили его сборники “Доброе слово” и “Луч”.
Обширен его трехтомник “Уроки и примеры христианской
веры, надежды и любви”, предназначенный для родите-
лей, где речь идет о главных добродетелях человека, с
многочисленными примерами и рассказами из житий свя-
тых. Представляет интерес также книга прот. Григория Дья-
ченко “Самоиспытание христианина (по плану обязаннос-
тей его к Богу, ближним и самому себе)”, скорее предназ-
наченная для взрослых в деле самообразования и само-
воспитания (Дьяченко употребляет термин “самоиспыта-
ние”). Эта книга, составленная на основе Священного Пи-
сания и творений святых отцов, является руководством в
духовной жизни всех, кто стремится к чистоте своей души
и приобретению добродетелей. Прот. Георгий Дьяченко и
сам был прекрасным педагогом. До того, как стать священ-
ником, он работал во Второй Московской гимназии учите-
лем подготовительного класса, а также преподавал рус-
ский язык и словесность в средних светских школах. Он
хорошо знал и любил эти предметы, был любим ученика-
ми. После рукоположения Дьяченко успешно сочетал пас-
тырскую деятельность с педагогической и научной. Его ли-
тературное наследие весьма обширно. Большую извест-
ность получил его фундаментальный труд – объемистый
церковно-славянский словарь, в котором около 25000 слов,
с комментариями, который актуален и сегодня.
Ярким примером духовно-ориентированной внутренне-
целостной личности может быть жизненный путь игуме-
нии Таисии (Солоповой) (1842-1915). По благословению
святого праведного Иоанна Кронштадтского она немало
потрудилась над возобновлением упраздненных обителей
и учреждением новых в различных губерниях России, а
также школ при этих монастырях, становившихся “рассад-
никами духовного просвещения”. Кроме церковно-приход-
ских школ, это и церковно-учительская женская школа,
готовившая высокообразованных учительниц. Среди до-
кументов по открытию подворья Леушинского монастыря
в Санкт-Петербурге примечательно письмо череповецко-
го городского головы городскому голове Санкт-Петербур-
га. В нем человек сугубо светский, помимо высокой оцен-
ки духовно-нравственного облика игумении Таисии дает
ее портрет как весьма деятельной и энергичной натуры:
“…Считаю священным долгом засвидетельствовать пе-
ред Вами, что мать Таисия обладает большими созида-
тельными способностями; она создала в какие-нибудь 10
лет религиозно-нравственный муравейник с просветитель-
культурным направлением в таких размерах, в каких зем-
ства целой губернии ничего подобного в гражданско-эко-
номическом направлении не создали, несмотря на то, что
располагали всеми платежными силами населения само-
державно. В монастыре теперь и школа начальная, и шко-
ла профессиональная, приближающаяся теоретическим
курсом к прогимназии – все возможные виды рукоделия,
художественная живопись; причем идет сельское хозяй-
ство, продолжается корчевание пенья и т.п. ведь просто
эта женщина – американец, заслуживающая глубокого ува-
жения и сочувствия”.
Нам еще только предстоит оценить масштаб деятельно-
сти игумении Таисии, ее вклад в общественную и церков-
ную жизнь, глубину ее личности, ее зрелое отношение к
себе и миру, духовное становление, особенный внутрен-
ний мир.
Реальные люди становятся и героями художественных
произведений. Так, прекрасный духовный писатель Евге-
ний Поселянин в своих “Идеалах христианской жизни” на-
писал о выдающемся педагоге Сергее Александровиче
Рачинском (1833-1902) как об одном из тех людей, вся
жизнь которых – сплошной подвиг исповедничества. Родом
из помещичьей семьи (по матери – родной племянник по-
эта Евгения Баратынского), он получил хорошее воспита-
ние и образование (Московский университет). Профессор-
ботаник и математик, член-корреспондент Императорской
Санкт-Петербургской академии наук, надворный советник,
он был принят московским образованным обществом. Но
знаем мы его сегодня, в первую очередь, как создателя
русской народной школы. Рачинский стал сельским учите-
лем, обретя в этом цель своей жизни. Он с большой любо-
вью относился к своим ученикам, трудился до изнеможе-
ния и заботился о них всей душой, полагая, что школа дол-
жна быть в полной гармонии с укладом русской жизни, ос-
вещенной духовно. Это позволило Рачинскому вырастить
многих достойных людей, несколько десятков из них и сами
стали замечательными педагогами.
Образование заключается не только в получении зна-
ний о мире, а также умений и навыков, но и в приобщении
к ценностям, опыту всех предшествовавших поколений на
своем собственном жизненном опыте. Поэтому мы и вы-
деляем две равнозначные и взаимосвязанные составляю-
щие образования – обучение и воспитание. Если обратить-
ся к этимологии понятия “воспитание”, то мы обнаружим
корень “питание” и приставку “вос”, которая указывает на-
правление действия вверх, причем “взращивание” может
быть соотнесено, как указано в словаре В. И. Даля, и с
“низшим” (кормление, одевание), так и с “высшим” его зна-
чением (научение, наставление в жизни). Воспитание, кро-
ме развития разума и получения объема сведений, при-
звано зажечь жажду серьезного труда ради достойной и
счастливой жизни, по мнению такого авторитета, как К. Д.
Ушинский.
Обращаясь к отечественному духовно-нравственному
наследию, можно обратить внимание на позицию духов-
ных лиц, много внимания уделявших проблемам образо-
вания. Так, святой праведный Иоанн Кронштадтский, из-
вестный попечительством учебных заведений (кроме того,
он и сам много преподавал, был талантливым педагогом),
говорил, что в образовании вредно развивать только рас-
судок, оставляя без внимания сердце. Именно на сердце
нужно обращать особое внимание и стремиться очистить
этот источник жизни. Иначе может быть опасность стать
ученым, но негодным человеком. В соединении образован-
ности и благочестия отец Иоанн видел гармонию и духов-
ную красоту. Святитель Филарет (Дроздов) много занимал-
ся вопросами духовного образования, но также известны
его заботы об общешкольном образовании. Он считал, что
главное – готовить ребенка к благочестивой жизни. Благо-
честие должно быть положено в основание всякого уче-
ния, это основа всей последующей жизни. Святитель Ди-
митрий Ростовский сравнивал ребенка с сосудом, который,
напитавшись тем или иным запахом, далее его не теряет –
и потому важно с детства приобщать детей к доброму. По-
добно этому и святитель Тихон Задонский сравнивает “от-
роков” с маленькими деревцами, которые будут расти в
том направлении, куда их наклонили.
Из истории нам известно, что традиционное образова-
ние в России в конце XVII века сменило классическое ев-
ропейское образование, с идеалами позитивизма и праг-
матизма, которые господствуют уже на протяжении не-
скольких веков. Не случайно на Западе обучение и воспи-
тание зачастую синонимичны, различия между ними раз-
мыты. Однако в последнее время в России происходит
возвращение к традиционным ценностям, и столь востре-
бованы сегодня педагоги, которые способны формировать
духовно-нравственную, социально активную личность.
Елена Коржова