Много прекрасных произведений посвящено за
тысячелетия существования жизни на Земле
прекрасной половине. Не вдаваясь в языческое
предание прошлого, из уроков библейских нам
известны подвиги жен, на которых хотелось бы
равняться молодым девицам, и зрелым хозяйкам, и
престарелым нашим милым опекунам, вкусившим
полноту радостей, страданий и опыта устроения
семейного уюта. Наиболее известные библейские
герои – это отважная Юдифь, целомудренная Сусанна,
преданная Руфь, многодетная близорукая Лия,
любящая Рахиль, рассудительная и осторожная
Ревекка и многие, многие другие, на которых надобно
было бы равняться современному поколению, не
говоря уже об Анне и Иоакиме, родителях Марии,
Елисавете и Захарии, родивших Иоанна. Конечно,
известны и такие, как жена Потифара, пытавшаяся
соблазнить Иосифа и, не добившись успеха,
оклеветавшая его.
Во времена распространения христианства так-
же из житийных историй известно немало случаев,
когда монахи и иноки претерпевали клевету, сокры-
тую на долгие годы и десятилетия, но открывавшу-
юся впоследствии. Так, преподобная Феодора, под
именем инока Федора подвизавшаяся в мужском
монастыре Октодекат, была оклеветана в том, что
соблазнила дочь владельца гостиницы, и только
сказала: “Простите меня, отцы святые, грешен я”, –
и затем долгие годы воспитывала сына обманщи-
цы, будучи изгнанной из монастыря, поскольку скры-
вала свой пол. Воспитанный ею сын впоследствии
стал добрым отцом, наставляющим чад своих на
путь спасения.
Некая девушка забеременела и соврала всем,
что отец ребенка – преподобный Макарий Египетс-
кий, будто это он соблазнил ее. Избитый родствен-
никами, святой не стал спорить, доказывая свою
невиновность, и спокойно продолжал жить в пус-
тыне, молился, плел вдвое больше корзин и посы-
лал деньги несчастной врушке, а когда ей пришло
время рожать, она никак не могла разродиться и
мучилась до тех пор, пока не назвала настоящего
отца ребенка. Потрясенные селяне собрались идти
просить у отшельника прощения, но, не дожидаясь
этого, он навсегда ушел жить в другую пустыню.
Подобно и одна богатая вдова Меланфия, бога-
тая имуществом, но нищая добрыми делами, не
посчитала для себя зазорным оклеветать святую
Евгению, подвизавшуюся под мужским именем Ев-
гений в мужском монастыре, словами, будто “он,
считая меня за одну из бесчестных и бесстыдных
женщин, начал понуждать к дурному делу, снача-
ла льстивыми словами, а затем хотел употребить
насилие; и если бы я не закричала и рабыня не
поспешила прибежать на мой зов, то этот бесстыд-
ный юноша, наверное бы, осквернил меня насили-
ем, как варвар пленницу”, – вызвав в народе него-
дование к христианам с требованиями жестоких
наказаний. На обвинения правителя Евгения крот-
ко отвечала: “Господь мой, Иисус Христос, Кото-
рому я служу, учит чистоте и обещает вечную жизнь
хранящим непорочное девство”. Но приведенная
рабыня прибавила ложь ко лжи, чтобы угодить сво-
ей госпоже, – ибо как же она могла сказать против
нее, но Евгения избрала крайнюю меру свободно
исповедать истину, чтобы “не торжествовала без-
мерно возводимая на нас ложь и не ходили среди
язычников худые слухи о христианах. Так и жены,
живущие в страхе Божием, сподобляются достоин-
ства мужей, и люди одного пола не могут быть ве-
рой выше людей другого пола, ибо, по слову апос-
тола Павла, нет у Бога различия между мужем и
женой, “ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал.-
3:28)”. С этими словами она разодрала сверху свою
одежду, обнажила часть своего святого и чистого
девического тела, и правитель увидал, что она
женщина. Меланфия же исполнилась великого
страха и стыда, и не успела еще она уйти с места
суда, как огонь ниспал с неба на ее дом и сжег его
до основания. Так Евгения пожертвовала своей
тайной ради того, чтобы защитить христиан от го-
нений.
Так и некий отец Евгений с дочерью Марией всту-
пили в монастырь, изменив ее имя на мужское –
Марин. Некоторое время спустя преподобный Ев-
гений преставился к Богу в иноческом чине, так что
дочь его Мария, или, иначе, отрок Марин, осталась
сиротой, и враг человеческий, не терпя столь доб-
родетельного жития юной отроковицы в мужском
образе, ее любви к Богу, усердия в трудах иночес-
ких подвигов и неуклонного терпения, восстал на
нее, чтобы обесславить. Он хитрым своим ковар-
ством устроил пагубу, опять же через совращение
воином дочери хозяина гостиницы, научившего ее
обвинить во всем Марина, который с бесчестием
был изгнан из монастыря. По прошествии трех лет
братия стала жалеть о Марине. Иноки, собравшись,
пришли к игумену с просьбой возвратить брата Ма-
рина с ребенком, который, следуя постоянно за
Марином, называл его как отца и просил у него
пищи. Преподобный Марин заботился о воспитании
отрока. Когда он подрос, то, по молитвам своего
мнимого отца, стал преуспевать в смирении и мо-
литвах: был любим всеми за свою добродетель и
принял иноческий сан. После длительной болезни
Марин преставился ко Господу, и иноки узнали о
том, что он женского пола, испытав стыд и угрызе-
ния совести о незаслуженно принятом ими обвине-
нии брата, а виновница, мучимая все это время не-
чистым духом, исцелилась лишь после покаяния у
могилы инока в том, что истинным виновником ее
растления был воин.
Такова была и Аполлинария, старшая царская
дочь, упросившая родителей научить ее девствен-
ной, богоугодной жизни, и тогда они привели к ней
опытную инокиню, которая научила ее читать боже-
ственные книги. Оставив дом, путешествуя по свя-
тым местам, она тайно сошла с колесницы, пребы-
вая в пустыне около болота, из которого поднима-
лись целые облака язвительных комаров. Тело де-
вицы, выросшей в царской роскоши, потом стало
похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссу-
шала его трудами, постом и бдением и отдавала на
съедение комарам. Затем она стала инокиней в
братском монастыре с именем Дорофей, и дьявол
умыслил пресечь ее подвиги, внушив родителям,
что их младшую дочь вымолить сможет лишь инок
Дорофей, на что она согласилась и, умилосердив-
шись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Уз-
нав в ней свою сестру, преподобная со слезами
радости обняла ее и сказала: “Хорошо, что ты при-
шла сюда, сестра!” И здесь, в келии, воздев руки к
Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда
дьявол, не будучи в состоянии противиться силе мо-
литвы, громко закричал: “Беда мне! Меня гонят от-
сюда, и я удаляюсь!” А выздоровевшую сестру свою
Аполлинария привела в церковь.
Родители были рады, видя свою дочь здоровой,
однако дьявол снова вошел в царскую дочь, но не
мучил ее, как прежде, а дал ей вид зачавшей жен-
щины. Царь пришел в сильное раздражение и с гне-
вом требовал выдать им черноризца, оскорбивше-
го так жестоко царскую дочь, а в случае противле-
ния угрожал истребить всех скитников. Когда Доро-
фея привели к Анфемию, инок упал к его ногам с
просьбой пообещать, что, узнав истину, отпустят его
на место жительства: “Я открою вам великую тайну,
доселе тщательно сохранявшуюся мною”. – И Апол-
линария сняла покров с груди своей, и царь с цари-
цею увидели, что пред ними не мужчина, а женщи-
на. “Отец, я дочь твоя, Аполлинария!” Узнав в ней
свою дочь, родители чрезвычайно обрадовались и
пролили в тот день немало радостных слез. Ей хо-
тели дать много золота, чтобы она отнесла его в
скит на нужды святых отцов, но она не захотела
взять его. “Отцы мои, – сказала она родителям, –
не имеют нужды в богатствах сего мира; мы забо-
тимся только о том, чтобы не лишиться благ небес-
ных”.
Подобных случаев духовной победы над мирским
расположением духа история сохранила немало в
свидетельствах Святого Предания в наследство со-
временникам. Оружием же легковесно рассуждаю-
щих лиц женского пола являлась изначально кле-
вета, подстрекательство, приводящие к трагедии
личной, либо семейной, и даже больших масшта-
бов, подвергая опасности немалое количество не-
винных судеб; в настоящие дни аппетиты возмез-
дия, травли и мщения увеличиваются до неконтро-
лируемых размеров.
Традиционно женщина предстает в обществе как
хранительница семейного очага, как мать, воспиты-
вающая своих детей и, зачастую, приемных, как при-
лежная учительница, воспитательница, сестра ми-
лосердия. Хотелось бы сохранить за ней самые
светлые черты до последних времен и пришествия
Спасителя. Но в последнее время общество стал-
кивается все чаще с вопиющими случаями насилия
над детьми, мародерства, прямого хищения, вымо-
гательства, шантажа, участия в крупных махинаци-
ях, незаконных сделках, бухгалтерских спекуляци-
ях, во главе которых стоят именно прекрасные жен-
щины. Вот с такими недостатками предстают совре-
менникам немецкий политик, председатель Евро-
пейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, экс-пре-
мьер-министр Великобритании Лиз Трасс, замести-
тель госсекретаря США Виктория Нуланд, американ-
ский политик-демократ Нэнси Пелоси, бывший пре-
мьер-министр Украины Юлия Тимошенко, президент
Молдавии Майя Санду, самая молодая премьер-
министр Финляндии Санна Марин – все они прямо
призывают и толкают народ, который им по долж-
ности необходимо защищать, на братоубийственную
войну. Дональд Трамп остановил у порога Белого
дома предвкушавшую начать Армагеддон Хиллари
Клинтон, которая упивалась радостью при просмат-
ривании ролика уничтожения их врага Муаммара
Каддафи, преследовавшего не худшую цель – под-
нять свой народ из нищеты и зависимости от при-
родных условий проживания. Но нельзя забывать и
о противоположных примерах.
Труженики православной общественной организа-
ции, даже получив здание по улице Кирилловской,
11, едва ли были знакомы с историей жизни игуме-
нии Таисии, с ее трудами на благо созидания свое-
го народа, – и только с годами, при создании трех-
томника, посвященного автобиографии подвижни-
цы и совершенным ею трудам на ниве служения
Церкви, становилось ясным все величие ее дел и
необходимость просветительства перед лицом Цер-
кви значимости влияния и важности ее служения на
поприще патриотического воспитания молодежи.
Игумения Таисия, подобно великой духовной про-
светительнице родной земли княгине Ольге, заме-
чательным представительницам русской литерату-
ры, искусства и науки Анне Ахматовой, Галине Ула-
новой, конструктору ракетных двигателей Наталье
Малышевой, кандидату наук механико-математичес-
кого факультета НГУ Ирине Мухиной, легендарным,
беззаветно служившим Родине летчице Марине Рас-
ковой, Ульяне Громовой, Зое Космодемьянской,
навсегда вписала свое имя в историю прославле-
ния Руси, и потому память о ней желательно хра-
нить для потомков.
Иеромонах Александр (Фаут)