Можно ли победить коррупцию в России?

Пришедшие к власти бывшие «коммунисты-мутанты», еще недавно клятвенно обещавшие строить коммунизм и быть верными ленинцами, в течение двух десятилетий на самом деле построили недееспособное государство, где правят бал продажные чиновники и сырьевые олигархи, жирующие за счет тупой распродажи природных ресурсов и приватизации государственной собственности. Перефразируя известное высказывание Филиппа Македонского, можно сказать, что чиновник «груженный золотом, возьмет любую крепость», одолевая любую рать, защищающую ее. И нет таких крепостей, чтобы чиновники, наделенные богатством и властью, не могли бы их не взять. Чиновник государственного или частного сектора, обладающий всеми прерогативами власти, в целях получения выгоды продает свои служебные полномочия или услуги, а тот, кто их покупает, в полной мере получает возможность заставить соответствующие структуры работать на себя: обогащаться, оформлять привилегии, обходить закон, уклоняться от общественного контроля, а следовательно, паразитировать на теле общества.

006

Немного о коррупции и о том, как она появилась

Корни коррупции уходят в седую древность. Все древнейшие трактаты, философские сочинения, хроники, литературные и исторические источники, государственные и частные архивы, Папские энциклики и даже Библия упоминают о таком явлении, как коррупция. По-разному это слово переводилось на народный язык: воровство, вымогательство, подкуп, лихоимство, сделка, взятничество, присвоение, «премия», «кормление », «мздоимство».

Последнее название коррупции приобрело широкое хождение в Древней Руси, где, несмотря на жестокие санкции, мздоимцев меньше не стало. Казни бояр, князей, наместников, воевод, дьяков и других служителей государства не могли остановить коррупционное цунами, захлестнувшее страну.

Понимая опасность разбалансировки государственного аппарата, подрыва основ советского строя, Ленин тоже призывал к принятию решительных мер против коррупционеров, вплоть до заключения в тюрьму на 10-летний срок.

Но коррупционеры на каждом витке истории изобретали все новые способы грабежа государства, что, как отмечалось в народной молве, «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников», и уходили от наказания.

С явлениями коррупции не смог совладать ни один государственный аппарат ни репрессивного, ни демократического толка. На этапе развернутого строительства российского капитализма коррупция приобрела характер национального бедствия, угрожая безопасности страны.

В своих предвыборных статьях премьер-министр России В.В. Путин отмечал системный характер коррупции, ее сращиваемость с бизнесом. Другими словами говоря, превращение государственными или частными чиновниками своего положения, то есть места или должности, которые он занимает в коммерческий товар составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу обществу и государству.

Масштабы коррупции и сферы ее распространения

Пожалуй, сегодня только ленивый не пишет о коррупции в России. По числу публикаций, телевизионных сюжетов, радиопередач, информационных материалов, обсуждений во властных структурах, принятых государственных законах и подзаконных актов, коррупция вышла на одно из первых мест среди преступных деяний. Ее масштабы поражают человеческое воображение. Складывается впечатление, что Россия как страна, где это зло возрастает с геометрической прогрессией, подошла к последней черте – к сверхкоррупции, к сверхрасслоению между богатыми и бедными и к сверхпадению нравственности, что не дает ей шансов на выживание.

Статистика свидетельствует, что 50% ВВП России находятся в тени коррупции, а весь коррупционный оборот страны исчисляется более, чем в 50-60%.

Образно выражаясь, в государстве построены такие коррупционные пирамиды, которые могут пережить большинство египетских. Многочисленные факты коррупции, о которых говорит сама власть, в том числе политическое руководство страны, не оставляют надежд на ее скорое исчезновение из всех сфер жизни общества и государства.

В своих предвыборных статьях В.В. Путин обнажает коррупционную составляющую национального бизнеса, который хорошо понимает, что найти покровителя в государственных структурах правильнее и легче, чем жить по закону. Такое покровительство он находит и с его помощью уничтожает конкурентов.

В России через власть идут к большим деньгам. Получив власть, чиновник знает, что «игра стоит свеч», а поэтому лихорадочно обогащается, потому что знает, что в случае разоблачения ему светит тюремная решетка. В 2010 году за коррупционные преступления были привлечены к уголовной ответственности почти 6 тысяч чиновников разных уровней. Сорок процентов возбужденных дел приходилось на органы МВД. Второе место заняли Вооруженные Силы, третье – органы местного самоуправления, четвертое – органы Минздравсоцразвития.

В 2011 году, по сравнению с годом предыдущим, количество уголовных дел, связанных с фактами коррупции увеличилось в 1,5 раза, о чем сообщает ВЦИОМ. А в последнее время открываются все новые факты коррупции: в Брянской области за взятки в 1 млн. рублей разворован аэродром «Климово». Другой пример, когда в г. Астрахань целых три года орудовала смена автоинспекторов, которые брали взятки с водителей, но находились под надежным прикрытием своего руководства, с которым щедро делились коррупционной данью. Много шума было в СМИ по поводу первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко, который обвинялся в получении взяток на сумму, превышающую 48 млн. руб., организовав нелегальный бизнес и мошенничество с земельными участками. В январе прошлого года частный бизнес перевел в офшоры 17 млн. долларов. От занимаемых постов отстраняются чиновники, армейские и полицейские генералы, работники таможенных служб, преподаватели вузов и учителя школ, менеджеры и служащие бизнессообществ, государственных и частных банков. Ежегодно в государстве растет количество получателей взяток. По заявлению генерального прокурора Юрия Чайки, в 2011 году получение взяток в 2 раза превысило количество тех, кто их давал. Сегодня трудно назвать сферу жизнедеятельности российского общества, где бы не было коррупции. Как показывают социологические опросы, российское население самыми коррумпируемыми сферами называет госструктуры, жилищно-коммунальную, органы МВД, налоги и таможенные сборы, военкоматы, высшие учебные заведения, бизнес, здравоохранение.

Самая распространенная форма коррупции – низовая, которая действует на уровне удовлетворения тех или иных потребностей граждан, решения возникших проблем: поступления в вузы, освобождения от службы в армии, оформления и покупки липовых справок и дипломов, водительских прав, освобождения от заключения, за превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, разрешение на хранение огнестрельного оружия, оформлении торговых сделок, вывозе за рубеж различного рода ценностей и валюты. В добавление к этому перечислению назовем еще ряд ситуаций, разрешение которых опять-таки сопряжено с коррупцией: крышевание мелкого бизнеса бандформированиями, контроль со стороны государственных служб, выдача разрешений на занятие различного рода деятельностью, сбор платежей и штрафов с населения разными ведомствами, выдача разрешительных документов на владение земельными участками и строительство на них дач и особняков.

Из-за коррупции замедлены темпы развития малого и среднего бизнеса. Открытие самого простого бизнеса требует подписей десятков чиновников, которые предпочитают ставить их за валюту.

Другая форма коррупции – верхушечная – элитарная – отличается от низовой достаточно высоким социальным положением лиц ее совершающих, изощренно-завуалированными способами действий, огромным экономическим ущербом, латентностью, согласованностью действий властей и преступников.

Отличаясь скрытностью и согласительностью в условиях доминирующего роста алчности и продажности властей, этот вид коррупции особо опасен для государства и общества, да, в общем-то, и для народа, а значит, и каждого из нас.

Если низовая коррупция повсеместно понижает материальное благосостояние людей, значительная часть которых и без того живет за чертой бедности, то верхушечная (элитарная) поглощает огромные куски государственной и частной собственности, что выражается в астрономических цифрах украденных денежных средств.

Некоторое время назад вице-премьер правительства В. Зубков заявил, что из российской экономики в 2011 году незаконным путем было выведено около 4% ВВП. Коррумпированные субъекты, уводящие свой капитал в офшоры превращаются в «пятую колонну», способствуя предательству интересов национальной безопасности своей страны.

Низкий уровень политической и правовой культуры основной массы российского населения позволяет властям с высокой степенью эффективности применять административный ресурс, манипулируя сознанием граждан, что отразилось в народных пословицах: «Закон – дышло, куда повернешь, туда и вышло», «Не бойся закона, бойся судьи», «Что мне законы, коль судьи знакомы». Периодические замеры общественного мнения свидетельствуют о терпимости граждан к коррупции. Согласно фонду ИНДЕМ, до 80% граждан спокойно относятся к этой проблеме, так как понимают, что занять «место под солнцем» можно только через взятку. За годы постсоветского развития в России сформировалось поколение молодежи с коррупционным сознанием, для которых деньги стали главной ценностью, ибо без них невозможно реализовать свои публичные возможности.

К чему приводит коррупция в социальном плане?

Как уже отмечалось, коррупция в России пронизывает все слои общества: органы власти, бизнес, социальную сферу, суд, прокуратуру, полицию, общественные организации, вузы, нанося огромный экономический и политический ущерб государству. Она породила мощный рост преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, до 85% банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия. Усложнение типологии коррупционных отношений и масштабность ее применения, на что обращает внимание в своих предвыборных статьях В.В. Путин, способствует расширению теневой экономики, уменьшению налоговых сборов, нарушению конкурентных механизмов рынка, неэффективному расходованию бюджетных средств, ухудшению инвестиционного климата, спаду производства.

Коррупционный беспредел отвлекает колоссальные средства от решения государственных задач, обостряя бюджетный кризис, снижая способность власти решать социальные проблемы. Он закрепляет и увеличивает имущественное неравенство граждан, когда миллионеры и миллиардеры утопают в роскоши за счет ограбленного и ввергнутого в нищету народа. Сегодня более 60% граждан России живут на доходы от 4-х до 17 тыс. рублей в месяц. А это, в основном, пожилые люди, ветераны, пенсионеры, инвалиды, студенты, бомжи, нищие, гастарбайтеры.

Независимо от уровней коррупция разрушает правовые гарантии общества, государственную власть, общественную мораль и нравственные основы. Все вышеперечисленные последствия коррумпирования общества и его институтов увеличивают социальную напряженность, усиливают страхи и тревоги граждан, бьют по экономике, угрожают политической стабильности в стране.

В последнее время из уст политической элиты нашей страны можно услышать весьма резкие высказывания в адрес различных структурных подразделений государства и бизнеса, чиновников, которые рассматривают свою службу как кормление, источник быстрой наживы, критические оценки бездействия парламента, не обеспечивающего должного контроля за исполнительной и судебной властью, которая до сих пор не разработала эффективной стратегии противодействия коррупции. Коррупционеры уходят или их уводят от наказания за хорошую взятку. Георгий Сатаров – президент фонда «Индем» несколько лет тому назад сообщал общественности, что на 75 тысяч коррупционных дел только одно рассматривает суд. Немного изменилось в этом плане с тех пор.

Современная судебная практика свидетельствует, что уголовные дела заводятся тогда, когда факты коррупции не удается скрыть. Если уж Президент России вызвался возглавить Совет по борьбе с коррупцией, то это о чем-то говорит, а именно о том, что уровень коррупции превысил все допустимые пределы и достиг своего наивысшего апогея. Д.А. Медведев констатировал, что «уровень коррупции в стране остается крайне высоким», а следовательно «нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен план противодействия коррупции». Лично мне представляется, что российскому обществу нужны новые инновационные идеи в борьбе с коррупцией.

Какую инновацию в борьбе с коррупцией можно предложить в первую очередь? Это идея прозрачности деяний власти, наш контроль над ней, а для этого необходимо переосмыслить весь пакет законов о борьбе с коррупцией в сторону ужесточения наказаний за тот или иной вид преступлений.

Многие законы, принятые Государственной Думой, часто дублируют друг друга, не обеспечены ни организационно, ни материально, отражают узкогрупповые или ведомственные интересы, а следовательно, не решают поставленных задач. Существующее антимонопольное законодательство не позволяет установить факты сговора монополистов по подъему цен на электроэнергию, газ, бензин, на услуги ЖКХ и автострахование, продукты питания. Следовательно, взяткоемкость и несовершенство законодательства – одна из главных причин развития коррупции в России. «Борьба с коррупцией должна стать подлинно национальным делом, а не предметом политических спекуляций…» – как отмечает в своей статье «Демократия и качество государства» В.В. Путин.

Для того, чтобы борьба с коррупцией стала общенациональным делом, необходимо не только совершенствовать либеральное законодательство, повышать зарплаты чиновничьему аппарату, сделав прозрачными их доходы и расходы, как и членов их семей, что будет иметь не только большой моральный эффект, но и создаст благоприятные предпосылки для рекрутирования в органы власти настоящих профессионалов.

Для предупреждения коррупции необходимо принять комплексные согласованные меры различных государственных и частных ведомств, создавая необходимые условия для развития различных форм народного самоуправления и контроля за работой чиновников. Прозрачность власти, информированность граждан о механизмах принятия решений и выделяемых бюджетных средств на закупку продовольствия, ширпотреба, военной и гражданской техники, лекарств, звезд спорта, ценных бумаг и т.п. на Западе, как контроль за их расходованием внутри страны – гарантия в построении сильного конкурентоспособного государства, преодолении бедности и установлении социальной справедливости.

Для усиления борьбы с коррупцией, которая приняла системный характер, может быть, следует вернуться к традиции, которая укоренилась в России в XVII веке и даже продолжилась в советское время, а именно: чиновник, принятый на государственную службу при смене правительства произносил ритуальную клятву-присягу. «Дела всякие делать вправду, по дружбе никому не норовить, а не по дружбе никому не мстить, посулов и поминков (т.е. взяток) ни у кого, ни от чего не иметь, государевой казны всякие деньги не красть, челобитчиков, не волочить, отделывать их в скорости, документы не подделывать, составлять их подлинно и прямо, и мимо книг в выписи ничего не написывать». Такой же смысл вкладывался в «Моральный Кодекс строителя коммунизма» – быть честными, справедливыми, высоконравственными членами общества, образцом поведения для других, патриотом своей страны и т.п. Другими словами в этом Кодексе были отражены главные христианские заповеди, которые неукоснительно выполнялись. В советской истории это выразилось в индивидуальных и коллективных обязательствах, которые брали на себя как члены КПСС, так и беспартийные, и строго им следовали. Как результат, управленческий аппарат не был коррумпирован, а если имели место факты казнокрадства и взяточничества, то с ними легко справлялись обычными средствами. Должен заметить, что среди 100 человек студентов и пенсионеров, опрошенных мною в порядке подготовки к написанию этой статьи, большинство выступают за ужесточение мер борьбы против коррупционеров. Среди этих мер многие из того, что уже отмечено мною, но есть интересные предложения, заслуживающие внимания соответствующих органов.

Среди них массовые чистки прогнившего чиновничьего аппарата, запрет занимать руководящие должности, конкурсные отборы для лиц, претендующих на занятие высокооплачиваемых государственных и частных вакансий, высылки видных коррупционеров в глухую провинцию, проведение открытых судебных процессов, конфискация имущества, заключение в тюрьму на пожизненный срок и даже расстрел за особо крупные экономические преступления. Многие опрошенные предлагают внимательно изучить опыт борьбы с коррупцией США, Англии, Германии, северных стран – наших соседей – Финляндии и Норвегии, Швеции, которые избавились от коррупционного цунами и являются самыми преуспевшими в этом плане.

Пенсионеры, как выяснилось, работавшие в партийном и советском аппарате, предложили внимательно изучить международные антикоррупционные конвенции, в которых содержится полный комплекс мер по борьбе с коррупцией, применение которых в России не просто уменьшит количество преступлений, но позволит возвратить в страну из-за рубежа украденные средства.

Примерно 20% студентов «Корабелки» и Санкт-Петербургского государственного университета из числа опрошенных предлагают в рамках стратегии борьбы с коррупцией, шире распространять телефоны доверия, что позволит оперативно реагировать на сообщения граждан о фактах нарушения законодательства, выводить на «чистую воду» казнокрадов и взяточников.

Социологические опросы свидетельствуют, что только четверть российского населения верит в то, что коррупцию можно победить. Большинство опрошенных социологами Левада-Центра уверены, что она поразила все структуры власти и с ней трудно справиться.

В нашем локальном опросе звучит оптимистический прогноз. Победить коррупцию можно, как считают 33% опрошенных, при условии изменения социально-экономической модели развития, модернизации политической системы, отстранения от власти тех, кто причастен к разработке неработающего антикоррупционного законодательства, которое было выгодно и удобно криминальным структурам, позволило его произвольное толкование и возможность лоббирования их интересов. Борьба с коррупцией категорический императив оздоровления страны, условие установления порядка и стабильности. Искоренить коррупцию – это значит создать сильное правовое и демократическое государство, остановить дальнейшее разворовывание советского наследства, ликвидировать организованную преступность, повысить качество жизни основной массы населения, которое живет за чертой бедности, для чего повернуть маятник социально-экономической политики от защиты интересов капитала и олигархов к защите интересов трудящихся – рабочих, крестьян, фермеров, творческих работников, словом – представителей разных профессий нашего многонационального государства.

А. Бондаренко,
профессор Морского технического университета