Blog Post

Литературный Санкт-Петербург > Книжная полка > Первым делом – о самолетах

Первым делом – о самолетах

000Составленная из множества уникальных документов, фотографий, фактов, книга Владимира Короля “Крылья “Пулково” показывает большой мир воздухоплавания, который зарождался и развивался в городе на Неве. В ней Владимир Васильевич суммировал свой многолетний опыт работы на авиапредприятии, общения с известными летчиками, видными деятелями авиации, ветеранами “Пулково”, а также собственные исследования и архивные данные.

“Я переписывался с легендарными летчиками Беляковым и Громовым, с дочкой летчика Нестерова, который первым сделал “мертвую петлю”, сестрами маршала Тухачевского, друзьями академика Королева”, – рассказал мне Владимир Васильевич. С потомками первого командующего в русской армии воздухоплавательной части Александра Кованько он жил в одном доме; родственница Льва Толстого была его редактором. Владимир Васильевич был в дружбе с Героем Советского Союза Валентиной Гризодубовой, генерал-полковником Михаилом Громовым. Число талантливых летчиков, ученых и писателей, с которыми В. Король дружил, а с некоторыми дружит до сих пор, очень велико. Многим из них посвятил не один свой литературный труд. Такому везению судьбы он и сегодня искренне удивляется.

Вернемся к его книге “Крылья “Пулково”. Она представляет собой ценный кладезь тщательно отобранной и научно систематизированной информации. Эта работа проделана впервые в нашей стране, а не только в Санкт-Петербурге. Повествуя, Владимир Васильевич время от времени обращается за советом к тому или иному специалисту, соглашается или полемизирует с ним. В книге как бы одновременно говорят люди нескольких поколений. Тем самым автор подчеркивает: история человечества – это процесс передачи опыта.

“С самого начала приобщения к летной профессии надо приучиться постоянно себя контролировать. Если человек лишен самокритичности, если он не сможет анализировать свою деятельность, свое поведение, он никогда не сможет быть хорошим летчиком”, – так говорил прославленный летчик Михаил Громов.

В. Король уже в предисловии своей книги размышляет над самим смыслом профессии. В дискуссию писатель вводит и полярного летчика Михаила Каминского, с которым ему довелось состоять в переписке. М. Каминский пережил многое: садился в туман на горящем самолете, пробивался сквозь ураган зенитного огня к цели, “голодал, замерзал, тонул, горел”. Он полагал, что не существует летчика и без везения, которое сопутствует людям определенного склада характера.

Еще на заре рождения авиации один из ее пионеров генерал А. Кованько написал такие строки: “Чтобы летчиком быть,/ Надо дело любить./ Авиация – дело святое!../ Нужно много познать!/ Авиация – сложное дело!/ Авиация – трудное дело!” Рассказывая о тех или иных этапах развития “Пулково”, Владимир Король обращается к опыту всей истории авиации, что позволяет читателю более зримо увидеть и оценить прошлое, сделать правильные выводы для современности.

Материалы, послужившие основой для написания книги, автор собирал в течение почти всей своей жизни – со времени работы над дипломом в Ленинградском государственном университете. После университета работал авиатехником, диспетчером на авиапредприятии; по вечерам копался в архивах, разбирал пыльные документы, изучал историю авиации.

Перу Владимира Васильевича принадлежит большое количество опубликованных работ, раскрывающих те или иные страницы истории “Пулково”. Есть публикации и о самом В. Короле: “Краеведческая энциклопедия”, “Авиационная энциклопедия в лицах”, Энциклопедический справочник “Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград”. Его звучная фамилия рядом с легендарными именами – Сергей Королев, Николай Жуковский и др.

Замысел написать книгу, равную по содержанию и объему энциклопедии, возникло у него два года назад. Однако до его осуществления Владимиру Васильевичу пришлось пройти сквозь серьезные испытания.

«На столе я оставил записку жене: все материалы, если что случится, опубликуй. Вот и нужные телефоны,» – вспоминает Король. Так он поступил, когда собирался на сложную операцию накануне выхода в свет книги. А нужно было делать операцию на глазах. Раньше, когда он писал книгу, мог наблюдать свет в доме напротив; но долгие дни и вечера работы с бумагами, текстом, почти полгода, проведенные в архивах, подкосили зрение: соседские окна он уже не видел. Последние главы “Крыльев…” Владимир Васильевич писал уже с лупой. Боясь, что в своем возрасте не перенесет операцию, спешил закончить труд. Согласился на операцию, когда дело оставалось только за публикацией. К счастью, все обошлось благополучно.

Работая над книгой, Владимир Король собрал уникальные, поражающие своей новизной, сведения – дату рождения авиакомпании “Россия” (7 мая 1934 года) – ей в этом году исполнилось 80 лет, пилотирование самолета Ш-2, который сейчас в музее Арктики и Антарктики, известным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Бабушкиным, участвовавшим в полярных экспедициях, спасавшим челюскинцев. Много ценных сведений в книге связаны с историей ленинградской авиации в период Великой Отечественной войны. Установить точное начало зарождения авиапредприятия “Пулково” автору удалось благодаря сохранившемуся в архиве СУ ГВФ приказу по Северному управлению воздушных линий об организации отдельного, 31-го, ночного отряда этого Управления. Приводится полный список личного состава отряда.

Отмечу еще одно достоинство книги: большое количество персоналий – их тысячи. Это ученые, специалисты, летчики, работники наземных служб – с момента зарождения авиации до наших дней. Это – работники авиапредприятия “Пулково”, отмеченные государственными наградами и почетными званиями. Это и участники Великой Отечественной, погибшие на фронте, и те, уже в мирный период, кто не вернулся из полета, – с начала 50-х годов до нашего времени. Владимир Васильевич с большим сожалением говорит о том, что он не мог назвать всех поименно: их десятки, сотни тысяч. Для этого понадобилось бы несколько томов.

Не обошел автор вниманием и современное состояние авиапрома и авиации. Рыночные отношения резко изменили философию научно-технического потенциала, конкурентоспособности, безопасности полета авиасудов, условий жизни и работы тружеников авиапрома. Автор только затронул эту проблему. Очевидно, что она – тема отдельного, специального, исследования.

Книга Владимира Короля “Крылья “Пулково” написана живым, ярким, богатым литературным языком, увлекает читателя с первой страницы. Уверен, что она будет полезна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей – всем, кто интересуется авиацией и ее историческим прошлым.

“Моя книга, – говорит автор, – это лишь некоторые страницы истории авиации. А чтобы рассказать обо всем, нужные целые тома”. Сейчас он собирает материалы для новой книги – о русских военл¸тах, асах Первой мировой войны.

Вячеслав Булгаков, член Союза писателей России, кандидат исторических наук